Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Ярослав Кеслер

Цыгане как средневековый двигатель прогресса

Цыгане – уникальный народ. У них нет "исторической родины", хотя современная наука считает их предков выходцами из Северной Индии. Ныне во многих странах есть цыганские общины, но их нельзя отнести к диаспорам, поскольку никто из цыган не считает Индию своей исторической родиной. Цыгане адаптируются к обычаям страны, в которой живут. Иногда община даже называется по имени главного города, например, пакистанские "карачи". Да и в самой Индии есть свои индийские цыгане – "дом" ("думаки"). На исторической арене цыгане как таковые появляются очень поздно: как утверждают цыганологи, не ранее X века. Наиболее подробный обзор самой ранней истории цыган сделал Н.В. Бессонов (см.: http://www.philology.ru/liloro/romanes/bessonov8.htm ), и надо отдать ему и его коллегам должное за скрупулёзность исследования:

"По поводу происхождения цыган долгое время не было достоверных сведений. "Сын отечества" информировал в 1848 году русского читателя о том, что Г. Гасс находит "начало цыган" в южной стороне Босфора, М. Нигер – в северной части королевства Тунис; Х. Гербелло предполагал, что цыгане – выходцы из Занзибара, Э.Сильвий – с гор Кавказа; К. Эккар утверждал их родство с черкесами, Вагесил – с немецкими евреями. К. Гриземан указывал на Египет, П.С. Паллас – на Дунай и Украину.

Другое русское издание напоминало о странной теории, согласно которой предками цыган были чехи или богемцы, а также перечислило на выбор ещё несколько гипотетических "родин" кочевого племени: Ассирию, Персию, Египет и Нубию.

Верным оказалось предположение немецкого учёного М. Грельмана, который ещё в конце XVIII века назвал истинную родину цыган – Индию. К сожалению, формулировка его открытия оставляла простор для критики. Грельман писал: "Когда сильный и могущественный Тимур-бег или Тамерлан, под предлогом истребления идолов, покорил в 1399 году северо-западную часть Индии, и прославил свои победы беспримерной жестокостью, дикое племя разбойников, называемое цынганами и обитавшее в Гузурате и в особенности около Татты, спаслось бегством и вышло из Индии. Сие племя, состоящее из полумиллиона людей и владевшее несметными сокровищами, называлось на своём языке гузуратском Ром ...".

В этом отрывке в первую очередь неверна дата – в 1399 году цыгане уже находились в Византии. Но ведь только теперь, благодаря усилиям историков, нам известны подтверждающие этот факт документы; Грельман, естественно, их знать не мог... Чистейшей воды фантазией выглядит и огромная численность племени, и упоминание о сокровищах и, конечно же, разбойничье прошлое цыган. Но ход рассуждений был правильный. За гипотезой об индийских корнях цыган стояли неоспоримые лингвистические доказательства. Цыганский язык и санскрит оказались родственными; недаром, глядя индийские фильмы, современные цыгане понимают многие слова без перевода. Разумеется, даже после работ М. Грельмана (и его последователя А.Ф. Потта) продолжали по инерции плодиться новые версии о родине цыган, но это уже выглядело нелепо. Как пример чересчур разгулявшейся фантазии, назовём хотя бы гипотезы, что цыгане были строителями египетских пирамид, или что они приплыли из легендарной Атлантиды накануне её исчезновения в пучине. Итак, по поводу места, откуда начались многовековые скитания кочевников, в науке существует полная ясность. Но на этом же она и кончается, поскольку нерешённым остаётся вопрос, какая индийская народность сорвалась с места и тронулась в путь. Сейчас в литературе о цыганах сосуществуют два аргументированных мнения. Согласно первому, цыгане – потомки индийской касты "дом", занятия которой напоминают традиционные цыганские промыслы. Члены касты дом и сейчас живут в Индии, занимаясь кузнечным делом, пением и танцами. По второй теории, цыгане являются потомками многих индийских народностей, находящихся в современной Индии на самых низших ступенях кастовой иерархии. Надо сказать, что эта часть цыганской истории действительно самая сложная - не сохранилось никаких археологических данных, тем более письменных источников".

 

Семья кочующего кузнеца. Гравюра XIX столетия.

 

Разумеется, Бессонов никакой не "альтернативный" историк, однако некоторые его выводы прямо указывают на некоторые несуразности традиционной истории. Например: "Единственный документ, широко обсуждаемый в цыганологии, это поэма Фирдоуси "Шах-Намэ", в которой говорится о том, как один вельможа подарил другому двенадцать тысяч артистов лури. Основываясь на созвучии лури и люли (название среднеазиатских цыган) исследователи сделали вывод, что речь идёт о цыганах. Вряд ли можно относиться к этой поэме как к серьёзному историческому источнику. Цифра в 12.000 артистов даже в наши дни выглядит неправдоподобной – что уж говорить о средневековье, когда общая численность населения Земли была в 60 раз меньше современной. У нас, как и у прочих авторов, высказывавшихся по вопросу происхождения цыган, нет никаких достоверных источников". Ещё интересней следующее: "Принято считать, что первое упоминание о цыганах в Византии относится к 1054 году. (Марушиакова Е.; Попов В. Циганите в България. София, 1993. С. 29.) На наш взгляд, это неверная дата. Источник, на который ссылаются исследователи, представляет собой даже не византийский документ, а созданное в Грузии "житие святого Георгия". Согласно этому источнику, византийский император Константин Мономах отправился на охоту. В истреблении диких зверей ему помогали "сарматы, потомки Симона Мага, именуемые атсингани (Adsingani), признанные колдуны и злодеи". Здесь необходим комментарий, несколько уточняющий, а заодно и усиливающий выводы Бессонова. В греческом языке есть два названия цыган, одно из которых – ?θ?γγ?νος, которое латиницей должно передаваться не как adsingani, a как athinganos (цыган, ед. ч.). Слово это в греческом не исконное, а заимствованное, скорее всего, из одного из кавказских языков, например, абхазского (на это указывает начальное "а"). А отсутствие каких-либо материальных свидетельств о цыганах в Византии в XI веке указывает на то, что датировка самого грузинского "жития Св. Георгия" (1054 год) неверна, и, следовательно, этот источник создан, скорее всего, не ранее XIV века. Далее, по Бессонову:

"К сожалению, причины и точное время выхода цыган из Индии остаются для науки загадкой, и шансы на освещение этой проблемы в будущем очень малы".

 

Войцех Герсон. "Кэлдэрары в окрестностях Варшавы". Гравюра по рисунку с натуры 1868 года.

 

Но в любом случае, имеющиеся сведения свидетельствуют о том, что в XIII веке цыгане уже присутствовали в Византии, а также проникли в Египет, что дало основание бытовавшей долгое время в Западной Европе точке зрения, что цыгане – выходцы из Египта. Но тут интересна география "египетского" названия цыган другими народами: это греки (второе греческое название цыган – гифтос, т.е. египтянин), албанцы (evgjit), испанцы (gitano), англичане (gypsy). Заметим при этом, что у португальцев, французов, итальянцев ничего подобного нет. Но у венгров cigany назывались ещё и "фараоновым племенем". С чего бы это, если фараоны в Египте исчезли задолго до XIV века, когда цыгане обосновались в Венгрии? Или в реальности они исчезли незадолго до того? Интересно, что в Византии ни одного антицыганского закона не было. Более того, цыгане были признаны настолько полезным населением, что в ряде мест им давали определённые привилегии. Например, грамотами, которые цыгане получили в 1378 году на Пелопоннесе и в 1386 году на острове Крит. Документы замечательны тем, что в них уже указан род занятий цыган – написано, что это мастера, занятые обработкой металлов. Есть и другие источники, из которых видно, что цыгане занимались производительным трудом. В документе 1348 года упоминается, что на территории Сербии цыгане изготовляли подковы и сёдла. К 1362 году относится документ из Дубровника, включающий в список изделий цыганских ремесленников кожаные ремни. В этих сообщениях кроется явная подсказка о том, что делали цыгане в Византии и потом (в XV-XVI веках) в Центральной и Западной Европе. И прямые свидетельства о том, что они оказались там востребованными, потому что: 1) цыгане умели работать с металлом и металлоизделиями так, как тогда не умели европейские аборигены; 2) цыгане знали, как работать с лошадьми, как их ковать и лечить, чего не умели эти самые аборигены; 3) цыгане прекрасно знали шорное дело; 4) цыгане умели дрессировать животных, в том числе медведей; 5) цыгане и цыганки владели музыкальным искусством; 6) цыганки занимались траволечением и гипнозом. На первом плане здесь – умение работать с металлом и лошадьми. Вряд ли случайно, что для Англии кузнецы, умеющие ковать лошадей, упоминаются с XV века, причём после появления там цыган. И вряд ли случайно, что греческое название цыгана "гифтос" имеет и значение "кузнец" (вспомним Гефеста, сын Зевса и Геры, бога огня и кузнечного ремесла). Полезно рассмотреть историю цыган в Европе именно в этом плане. В 1417 году начался "великий исход" цыган из Византии, в результате которого цыгане попали в Германию, Францию, Италию, Испанию и Англию, в Скандинавию, Польшу и Великое княжество Литовское ("исход" закончился примерно к 1530 году). И тут начинается прямо-таки детективная история. Когда цыгане в процессе своего "великого исхода" в Европу примерно в 1430-м прибыли из Византии на Британские о-ва, то обнаружили, что не только их социальная ниша уже занята некими тинкерами (tinkers), но и что аборигены-англосаксы их, gypsies, от этих тинкеров не очень-то отличают. Меж конкурирующими кланами tinkers и gypsies некоторое время была распря, затем они благополучно перемешались и стали "travellers" – британско-цыганским племенем. Это можно было бы счесть неким историческим курьёзом, но не тут-то было. Слово "tinker" впервые отмечено в 1252-м, причём как ПРОЗВИЩЕ НЕИЗВЕСТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, в другом месте о дате пишут осторожнее: "до 1350 г." (см.: http://www.websters-dictionary-online.org/definition/tin ). Однако буквальное значение этого слова однозначно: "жестянщик". Лудить-паять, кастрюли починять... Прибывшие на острова цыгане тоже были профессиональными жестянщиками-кузнецами, а также, естественно, танцорами-певцами и гадальщицами, чем попутно занимались до них и тинкеры-жестянщики. Понятное дело, что жестянщик имеет дело с оловом-жестью, но англичане формально, разумеется, не могут признать ПРЯМОГО родства слова "неизвестного происхождения" tinker со словом не менее неизвестного происхождения "tin" = олово, жесть. Но в XIX веке появилось несколько синонимов тинкера непосредственно от tin: tinkler, tinman, tinsmith. А теперь обратимся к другой группе жестянщиков: тур. tenekeci, новогреч. tenekedzes, рум. tinichegiu и пр. балканское, что неудивительно, поскольку оно образовалось от слова, обозначающего там жесть: алб. teneqe, болг. тенеке, рум. tinichea, греч. tenekes... И на о-ве Мэн в устье Темзы гэльский вариант – tingleyragh, tingleyr. И итальянское название цыган – zingari – те же самые тинкеры. И немецкое Zigeuner. И славянское название аромун (а это, казалось бы, восточные римляне!): цинцари. И даже армянские "гнчу". Сюда же и голландские tinker/tinkeler/tingeler – "умеющий отбивать косу", к которому примыкает и родственное нем. tingeln "подхалтуривать песнями-танцами". А после гонений на цыган в XVI веке у англичан появился и глагол to tinker = бездельничать (1658). Мы видим, как ремесленные "металлургические" аспекты исчезают, а остаются песни-танцы-гадание и пр. Тинкеров не следовало бы смешивать с британскими цыганами, у них разные языки (помимо английского): шелта у тинкеров и английский цыганский у цыган (так называемый параромани, Shelta: КЕЛЬТО-ЦЫГАНСКОЕ наречие (см., например: http://enzyklopadie.cc/Cant ). Они сами, после некоторых распрей, смешались на основе ряда общих обычаев и элементов арго, образовав т.н. трэвеллерс. Этим сказано практически всё. Но и венгерское cigany = цыган = тинкер очень показательно, поскольку венгры не делают различий между цыганами и тинкерами. А вот что, к примеру, пишут сами цыгане о себе и своей истории. "Обратите внимание, что английские трэвеллерс и ирландские тинкеры, которые этнически ассимилированы, сохраняют, тем не менее, цыганский образ жизни" (см.: http://zigane.pp.ru/history15-1.htm, http://www.zigane.pp.ru/history17.htm ) Первые (тинкеры-zingari) на Британских островах впитали в свой язык кельтское, вторые англосаксонское. Впрочем, о различиях между цыганами и ушедшими в небытие тинкерами на Британских островах лучше справиться у самих цыган, благо на эту тему сведения у них есть. Но ведь и те, и другие, на эти самые острова НЕ ПЕШКОМ ПРИШЛИ. Тинкеры попали в Ирландию – как? Вместе с кельтами? А цыгане из Франции в разгар Столетней войны? Не странно ли? Когда появились тинкеры-zingari в Англии (первая волна) по нижней хронологической границе, известно. Когда цыгане-gypsies (вторая волна) – тоже. Это вполне традиционные сведения. И те, и другие по европейскому исходу пересекаются именно на Венгрии, и только на Венгрии. Жестянщики же на Балканы и в Венгрию попали с Алтая, поскольку слово "жесть" (йез, жез) родом именно оттуда, и попало в Европу через Поволжье и Молдавию. А не из корнуэльских Stannaries.

 

Корытник со своими изделиями. Венгрия, 1940 год.

 

Так, спрашивается, специалистами по работе с какими металлами были тинкеры и цыгане? Поначалу (тинкеры) – с медью и оловом. Т.е. умели лудить медные изделия оловом. Румынские цыгане – кэлдэрар – медники-кастрюльники. Лужение медной посуды – это предохранение от отравления ярь-медянкой. Здесь всё понятно. А что насчёт железа? Цинка ещё не знали, соответственно, и оцинкованного железа не было. Предположим, что тинкеры не работали с железом (поскольку нет сведений о том, что они умели ковать лошадей). Но цыгане в XV веке занимались этим уже вовсю. А это может быть объяснено тем, что цыгане принесли (из Индии?) секреты получения "хорошего железа" (англ. wootz, хинди ukku). Это "хорошее железо" (а, точнее, сталь) начали производить в Сирии ("дамасская сталь"), а потом освоили в Толедо. Но, как говорится, шила в мешке не утаишь, и металлургические секреты вскоре стали известными во всей Западной Европе: в Венеции, Германии, Голландии, Англии, Швеции. О том, что тинкеры были прежде всего лудильщиками, свидетельствует и название флюса – необходимого компонента для лужения. Природный флюс этот имеет два названия: 1) бура: лат., фр. (1611), англ. borax (1380-1386), ит. borace, греч. borakas. Исп. boraj, араб. buraq, тур. burak, перс. burah. Фр. borrache – 1286. 2) тинкал, англ. tincal из персидского, урду – tinkar, cередина XVII века, фр. tincal – из малайского tinghal (1752). Найден в горячих источниках Тоскании в 1777-м. Санскрит – t,an"kan,a. И совершенно замечательное туркменское: tenekar (напомню, teneke = жесть!). Правда, историки утверждают, что эту соль некто Geber упомянул аж ещё в 700 году (ат-тинкар), правда, был ещё и псевдо-Гебер XIV века (что ближе к истине), а Марко Поло привёз в Италию эту соль (тетраборат натрия) в 1295 году. Но как флюс её описал только Г. Агрикола в 1550-м. Название "бура", хоть и закрепилось в литературе для этого флюса, тем не менее, совершенно не свидетельствует об арабском происхождении материала, поскольку этим же словом арабы называли и совершенно другую соль – селитру. Поэтому тинкал-тенекар, скорее всего, первично для обозначения флюса, а, следовательно, и для профессии лудильщиков (тинкеров). Итак, тинкеры-цыгане привнесли в Европу РЕМЕСЛЕННЫЕ навыки работы с металлом. И с полвека или несколько дольше их никто не трогал – из-за практической востребованности. Но потом, в XVI веке, с развитием промышленности, они оказались ненужными, и "путались под ногами". Поэтому цыган стали повсеместно изгонять из Западной Европы на периферию. Песни-танцы-гадания цыганок только заставляли инквизицию и прочих гонителей "подливать масла в огонь". Но эта "охота на ведьм", обращённая против цыган, имела и иную подоплёку. Некоторые считали цыган индосемитским племенем, родственным евреям. Неевреев евреи именуют гоями, цыгане нецыган – га(у)джо, что созвучно. Но между цыганами и евреями есть принципиальная разница: цыгане в историческое время не признавали частной собственности – ни своей, цыганской, ни нецыганской. В этом плане их воззрения были сродни учению нищенствующих монахов типа Франциска Ассизского или дервишей: всё, что есть в природе, принадлежит всем и любому. Поэтому понятие "воровство" у цыган отсутствовало. Как и понятие "наследство". По смерти цыгана (цыганки) их вардо (дом на колёсах) торжественно сжигали, детей разбирали по другим семьям как СВОИХ, имущество отходило к общине. Пепел развеивался. Кладбищ не было. Имена умерших вычёркивались из памяти всей общины, включая детей покойных.

 

Село Бричаны в Молдавии. Цыгане-кузнецы не только делают серпы на продажу, но и сами изготавливают меха для своей работы. Снимок сделан Н. Деметер во время этнографической экспедиции 1980 года.

 

Цыгане, с одной стороны, старались вписаться в систему той страны , в которой жили полукочево-полуосёдло (на зимовках в бендерах), а с другой стороны, стремились всячески сохранить свою идентичность и, прежде всего, свободу. А это стремление к свободе никак не соответствовало интересам создателей национальных государств, поэтому цыгане повсюду оказывались отверженными, несмотря на своё религиозное "послушание" ("мусульмане" среди мусульман, "православные" среди православных и т.п.) Цыганские лидеры ("бароны") в Центральной Европе носили панагии с изображением одновременно звезды Давида, креста и полумесяца – на все случаи жизни. Но это им не очень помогло. Гонимые в Западной Европе, они искали пристанища на Балканах, на территории Австро-Венгрии, а затем и России. После Первой Мировой войны им стало ещё хуже: например, в Германии в 1926 году был принят драконовский закон, фактически лишавший цыган всяких прав. А при Гитлере, немного посомневавшемся насчёт арийского происхождения цыган, они были признаны отбросами арийской расы и практически полностью уничтожены. В СССР после Второй Мировой войны цыган пытались привязать к земле ("цыганские колхозы"), и "окультурить" (театр "Ромэн"). Часть цыган ассимилировалась, будь то в России или в Британии. А часть просто приспособилась к новым реалиям. Но в любом случае, похоже, что цыгане уже однажды (в XIII-XVI веках) выполнили свою историческую миссию, проложив своим ремеслом дорогу техническому прогрессу.