Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Анатолий Тюрин

Тора

Аннотация: Слово ТОРА в его теософских и, почти от него неотличимых в прошлом, юридических и «житейских» значениях, является культовым. Первоначально оно относилось к фаллистическому культу, в котором основной элемент поклонения называли словом АР. ТОРА - одна из типовых форм слова АР.
 

Ключевые слова: Новая Хронология, Русь-Орда, лингвистические реконструкции, Тора.

1. Введение

 

В статье [Тюрин, 2008, Принципы] изложены концепции и принципы выполнения лингвистических реконструкций, а также основные правила словообразования применительно к Новой Хронологии А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского в части существования в прошлом Империи Руси-Орды. В настоящей статье на их основе рассмотрен конкретный вопрос, обозначенный в ее названии. Раздел, необходимый для понимания того, что изложено ниже, - «Дохристианские культы Руси-Орды», приведен в статье [Тюрин, 2008, Единый Бог].

 

2. Тора и Ветхий Завет

 

Если не вдаваться в тонкости определения термина ТОРА, то это название той части Библии, которая считается священной в Иудаизме. В первом приближении она соответствует тому, что в Христианстве называют Ветхим Заветом. «То́рa (ивр. תּוֹרָה‎ - тора́, букв. «учение, закон»; в ашкеназском произношении - То́йро).» [http://ru.wikipedia.org/]. Итак, слово ТОРА в иврите буквально означает «учение, закон». Как показано в статье [Тюрин, 2008, Ар и Русь-Орда], ТР, ТОР, ТУР, ТАР, ТЮР, ТЕР, ТИР - это типовые формы слова АР. Напомним, что АР - это одно из названий фаллоса. То есть ТОРА (ТОР+А) - это с общих лингвистических позиций то, что относится к АРу. В соответствии с самыми общими толкованиями Библии, то, что в ней называют ТОРОЙ - Ветхим Заветом - это в Иудаизме «учение, закон», в Православном Христианстве - «договор», но с оттенком «обет», или наоборот. В любом случае Завет - это то, что люди отменить своей властью уже не могут и им остается только его выполнять так, как выполняется закон. Таким образом, с теологических позиций ТОРА (определенная совокупность текстов) - это «закон», что соответствует значению слова ТОРА в иврите. Обобщить эти логические конструкции можно следующим образом: ТОРА - это первоначально учение и закон культа АР. Насколько это «первоначально» соответствует современному содержанию ТОРЫ - вопрос открытый. Можно ли подтвердить наше заключение другими лингвистическими данными? Да.

 

3. Слово ТОРА в тюркском языке

 

В словаре [Древнетюркский словарь] приведено семейство древнетюркских слов.

TÖR I место против входа, почетное место;

TÖR II ценность, значение (?);

TÖRÄ I почетное место в юрте;

TÖRÄ II закон обычай;

TÖRÄT- создавать, творить (в том числе: БОГ создал);

TÖRI- создавать, творить;

TÖRKÜN род, племя, дом кровных родственников;

TÖRÜ 1. порядок, правило, закон; 2. обычай, обряд; 3. священный пир; 4. рел. дарма (= скр. dharma) первоэлемент, «носитель бытия»;

TÖRÜČI проповедник;

TÖRÜLÜG 1. сведающий в законах, знающий порядки; 2. справедливый.

Дадим некоторые пояснения. Из приведенных примеров применения слов TÖRÄ (II) и TÖRÜLÜG, понятно, что они не имеет религиозного значения. Эти слова относятся к обычаям, принятым в социальных сообществах, и законам, по которым они управляются административными структурами. TÖRÄT- (создавать, творить) - это русское слово ТВОРИТЬ. Здесь мы имеем дело с типовой специфической трансформацией ордынских слов:  АР = ДЖАР = ДАР = ТАР = ТУАР = ТВАР. Особо отметим, что слово ТВОРИТЬ образовано по глагольной схеме: АР - АР+ИТЬ, ТОР - ТОР+ИТЬ, ТВАР - ТВАР+ИТЬ. Это чисто русская схема словообразования. Попросту говоря, глагол TÖRÄT следует идентифицировать как русский. TÖRKÜN (TÖR+iK+IN) - к АРу относящиеся. Это слово первоначально означало «единоверцы». В двух последних словах имеются тюркские суффиксы отношения ČI и LÜG. А как будет звучать титул главы племени, называемого словом TÖRKÜN? ТАРХАН, конечно. В древнетюркском языке это слово звучало как TARQAN и TERKÄN. А как назывались сообщества, которые жили по законам и обычаям, называемым словом TÖRÄ? ТЮРКИ (ТЮР+аК) или ТУРКИ, конечно. Обращаем внимание на то, что гласная буква между согласными «Т» и «Р» как раз и передает тюркский звук «Ö». А как назвалась страна, в которой люди жили по TÖRÄ? ТУРАН (ТУР+АН/ИН) или ТУРКЕСТАН, конечно. Просматриваются следы слова ТОРА и в Прибалтике. «Тара - верховный бог у языческих эстов» [Брокгауз и Ефрон].

Таким образом, основа слова ТОРА - ТОР, была широко представлена в древнетюркском языке. Значения образованных от него лингвистических конструкций охватывают широкий спектр вопросов «от юрты до государства» и «от юрты до мироздания». Имеются «сцепки» рассматриваемого семейства слов и их значений с ключевыми понятиями Православного Христианства и Ведических учений. Это соответствует представлениям о том, что слово ТОРА первоначально занимало прочные позиции в фаллистическом культе, предшествовавшем современным мировым религиям. Вопрос о направлении заимствования рассматриваемого слова в рамках относительной хронологии решается однозначно. Слово ТОРА в значении «учение, закон» возникло не в той среде, где было написано то, что им сегодня называют.

 

4. Теософское значение слова ТОРА

 

Можно наметить и теософские значения слова ТОРА. Оно соответствует русскому теософскому термину ТВАР[ной Мир]. Это та часть Мира, которая была соТВОРена Богом. Именно для этого ТВАРного Мира и написана ТОРА - учение, закон, или Ветхий Завет - договор. Через тюркский теософский термин TÖRÜ, ТОРА соответствует ведическому понятию «первоэлемент, носитель бытия». Это понятие в русском языке обозначается словом ТВОРЕЦ. Получается, что ТОРА - это закон ТВОРЦА, которого называли ТОР. Таким образом, с лингвистических позиций ТОРА (ТОР+А) - это то, что относится к ТОРу. С теософских позиций ТОРА - это закон ТВОРЦА или ТОРА. С позиций наших лингвистических реконструкций слово ТОР следует идентифицировать со словом АР, которым называли фаллос. С точки зрения нашего понимания развития культов, современным мировым религиям предшествовало фаллосопоклонение. В этом культе и было обособлено слово ТОРА в его теософских и, почти от него неотличимых в то время, юридических и «житейских» значениях. В иврит это слово попало в его самом общем значении - учение, закон. Слово ИВРИТ рассмотрено в статье [Тюрин, 2008, Единый Бог].

 

Источники информации

 

[БЭС] Большой Энциклопедический словарь. Словарь.  

[Древнетюркский словарь] Древнетюркский словарь

Алтайское языкознание

[Тюрин, 2008, Ар и Русь-Орда] Тюрин А.М. Ар и Русь-Орда.

[Тюрин, 2008, Принципы] Тюрин А.М. Принципы. В этом сборнике «Артифакт».

[Тюрин, 2008, Единый Бог] Тюрин А.М. Единый Бог. В этом сборнике «Артифакт».

[Брокгауз и Ефрон] Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.