Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Наталья Шуляева

В греческом зале

До недавнего времени американский музей Гетти считался лучшим в США собранием древностей. Однако летом этого года выяснилось, что большая часть экспонатов находится в нем незаконно. Раритеты из коллекции эксцентричного магната Жана Поля Гетти оказались ворованными, теперь их ждет депортация на историческую родину.

 

В 1880 году в семье респектабельных ирландских эмигрантов Джорджа и Сары Гетти случилось несчастье - во время эпидемии тифа, поразившей Миннеаполис, скончалась их малолетняя дочь. Впав в отчаяние, Джордж вышел из лона католической церкви и углубился в изучение оккультных наук. Во время одного из спиритических сеансов он вызвал дух древнеримского императора Траяна Адриана Августа, который предсказал Джорджу, что через два года в семье родится наследник. Так и случилось, в 1892 году на свет появился Жан Поль Гетти. Он рос замкнутым и одиноким ребенком, родители внушили ему, что в нем воплотился дух Траяна Августа. Это не способствовало общению со сверстниками, "император" был постоянным объектом насмешек и травли. После окончания школы в 1909 году Гетти-младший отправился в Англию, где поступил в Оксфордский университет. Во время каникул молодой предприниматель помогал отцу в управлении семейной нефтяной компанией Minnehoma Oil. Вскоре после окончания университета он почувствовал в себе силы начать собственное дело и к 1916 году заработал свой первый миллион. На протяжении последующих десятилетий Жан Поль Гетти не переставал удивлять деловой мир неординарными и решительными поступками, которые неизменно увенчивались успехом. Первым крупным проектом его компании Getty Oil стало поглощение гигантского концерна Tidewater Oil. На тот момент капитал Гетти составлял всего $1, 5 млн. За ним последовали Skelly Oil, Standard Oil и другие гиганты нефтяной индустрии. За двадцать лет Getty Oil поглотила большую часть своих конкурентов и превратилась в конгломерат из 200 нефтяных компаний. Вскоре после окончания второй мировой войны Гетти удалось выкупить нефтяную концессию в Саудовской Аравии, он заработал миллиарды, поставляя арабскую нефть на "голодный" европейский рынок. В 1957 году Жан Поль Гетти был объявлен самым богатым человеком мира и сохранил за собой этот статус до самой смерти в 1976 году. Бизнесмен любил повторять, что "по-настоящему богат лишь тот, кто не может сосчитать своих денег" , и последние двадцать лет жизни он посвятил тому, чтобы тратить деньги без счета.

Новый дом для императора

В 1953 году Жан Поль Гетти в целях оптимизации налогообложения основал благотворительный фонд Getty Trust, в который перечислил почти все свое состояние. Среди прочего фонду была пожертвована роскошная вилла в Малибу, где хранилась небольшая коллекция картин и скульптур. На ее базе был создан J. Paul Getty Museum, который вскоре превратился в уникальное собрание произведений искусства. Жан Поль любил покупать красивые вещи, но ему не нравилось платить налог на предметы роскоши, теперь он мог тратить средства Getty Trust, не утруждая себя составлением налоговой декларации. Коллекции J. Paul Getty Museum стало тесно в стенах виллы, и Жан Поль Гетти принял решение о строительстве нового здания музея. Он захотел воссоздать для него точную копию древнеримского дворца Вилла деи Папири - резиденции Траяна Адриана Августа, уничтоженной извержением Везувия в 79 году н. э. Внушенная в детстве идея о том, что он в прошлой жизни являлся великим римским императором, никогда не покидала Гетти. Во время визита в Италию он специально посетил место, где некогда стоял дворец Вилла деи Папири, и там с ним случилось нечто вроде дежа-вю. На него обрушились воспоминания о жизни в Древнем Риме, и он воспринял этот мистический опыт как призыв к действию. По его специальному заказу из Тиволи в Малибу было доставлено 16 тонн тавертина - камня, из которого был построен древний дворец. Целая армия археологов и историков разыскивала и скупала по всей Италии фрагменты древних барельефов для украшения фасадов. По странной прихоти судьбы сам Жан Поль Гетти так никогда и не увидел результата своих трудов. Семидесятилетний миллиардер не мог позволить себе долгих трансатлантических морских путешествий из Великобритании, где к тому моменту проживал уже много лет. А летать на самолете он панически боялся.

Provenance unknown

В 1974 году был достроен Getty Center в Лос-Анджелесе, где музей располагается по сей день. В экспозиции и в запасниках музея содержится около 44 000 экспонатов. Среди них наибольшую ценность представляют античные скульптуры из Италии и Греции. По уже названной причине Жан Поль Гетти был к ним крайне неравнодушен. Но через 52 года после основания музея грянул скандал: как оказалось, многие экспонаты попали в коллекцию Гетти незаконным путем.

Еще в 1930-х годах Греция и Италия приняли законы, запрещающие вывозить культурные ценности с территорий этих стран без санкции государства. Кроме того, в 1970 году была подписана конвенция ЮНЕСКО об охране памятников, к которой США присоединились в 1983 году. Единственным способом получить разрешение властей на перемещение произведений искусства из одного музея в другой стала их покупка на официальных аукционах. Все прочие сделки с тех пор расценивались как расхищение культурных ценностей страны. Большинство музеев мира поддержали это решение, однако были исключения, одним из которых являлась позиция J. Paul Getty Museum. Жан Поль Гетти лично дал распоряжение своим кураторам, чтобы те не останавливались ни перед какими преградами на пути к покупке новых экспонатов. Фактически музей занялся "легализацией" покупок, поступающих с черного рынка.

Одним из крупных поставщиков музея стал итальянский антиквар Джакомо Медичи. Как потом показало следствие, он представлял собой связующее звено между "черными археологами" и музеями Соединенных Штатов.

Механизм "отмывания" в общих чертах выглядел следующим образом. Музей приобретал артефакты у частного лица. Для того чтобы на законных основаниях продать принадлежащую ему ценность, Медичи должен был оформить справку, согласно которой его семья якобы владела предметом сделки до 1939 года, когда в Италии был принят закон о вывозе ценностей. Сделка, как правило, оформлялась на нейтральной территории - чаще всего в Швейцарии. За каждый экспонат Медичи получал от музея Гетти по $1-1, 5 млн. Все шло гладко до 1995 года, когда Джакомо Медичи был арестован в Швейцарии при продаже очередного краденого артефакта. На личном складе коллекционера в Женеве было обнаружено более 4000 предметов старины, в основном скульптур и изделий из керамики. Также в архивах были найдены фотографии, на которых изображались хранящиеся на складах и уже проданные в США экспонаты в их первозданном виде еще не очищенные от многовековой пыли. Таким образом, следствию удалось доказать, что ни один из проданных антикваром предметов на самом деле никогда не принадлежал его семье и все они были найдены при незаконных раскопках и нелегально вывезены. Многие экспонаты были помечены табличками Provenance unknown ("происхождение неизвестно"). Это навело следователей на размышления о том, какие мощные коррупционные механизмы стоят за несанкционированными раскопками.

Верните Персефону!

По прошествии десяти лет суд над Джакомо Медичи был завершен. Арт-дилера приговорили к 10 годам лишения свободы и к выплате штрафа в размере 10 млн евро. Однако при обыске архивов Медичи была обнаружена переписка с представителями множества музеев США и других стран. В том числе нашелся компромат на J. Paul Getty Museum. По инициативе Интерпола началось расследование в США. Одним из подозреваемых стала Марион Тру, долгие годы занимавшая в музее Гетти пост куратора.

В результате обыска в ее доме было обнаружено полтора десятка античных статуй, не зарегистрированных должным образом в государственных органах. Следователи, перерыв квартиры других служащих музея, обнаружили еще множество нелегально ввезенных раритетов. Была раскрыта связь сотрудников музея с лондонским антикваром Робином Саймсом, поставлявшим экспонаты музею Гетти в 1980 - 1990-х годах. Британский дилер никогда прежде не обвинялся в незаконной деятельности, однако его сделки не раз вызывали сомнения у чиновников и коллег по музейному бизнесу. В частности, еще в 1983 году газета Los Angeles Times опубликовала документы, в которых Гарольд Уильяме, в то время занимавший пост исполнительного директора музея Гетти, открыто заявил о том, что Сайме торгует крадеными артефактами.

На этом удивительные находки не закончились. В мае 2006 года нынешний директор музея Майкл Бранд был вынужден подписать соглашение о возвращении в Грецию четырех предметов старины. Надгробная стела воина Атания и мраморный рельеф с изображением богинь Деметры и Персефоны были приобретены лично Жаном Полем Гетти в 1939-м и 1955-м годах соответственно. В списке также числятся ювелирные украшения и мраморная скульптура. Следствие показало, что в 1950 - 1990-е годы основатель музея Жан Поль Гетти и его помощники приобрели несколько произведений древнегреческого искусства у торговцев, продававших нелегально вывезенные из других стран предметы древности. Для Гетти был важен сам факт покупки антиквариата. Бизнесмена абсолютно не волновало происхождение товара и то, каким образом он был ввезен в США. Расследование стало поводом для проведения аудиторской проверки фонда Гетти. Ее результаты показали, что около 50 предметов, хранящихся в музее, было приобретено незаконно. Их общая стоимость оценивалась более чем в $20 млн. Руководство J. Paul Getty Museum было вынуждено признать свою вину. После обнародования этой информации власти Италии провели собственное расследование и объявили, что реальное количество экспонатов, подлежащих возвращению на родину, составляет около трех с половиной сотен. Общая стоимость этих предметов превышает $100 млн. Таким образом, эксперты министерства культуры Италии требуют возвращения в страну всех наиболее ценных экспонатов J. Paul Getty Museum. Греческая сторона также потребовала срочного возвращения своих ценностей, и два экспоната уже отбыли на родину. Судьба итальянских ценностей станет известна после того, как будут проведены переговоры с министром культуры Италии Франческо Рутелли.

Все под подозрением

С ситуации в J. Paul Getty Museum началась целая череда скандалов, прокатившихся по музеям и частным художественным коллекциям. По оценкам британского правительства, ежегодный оборот на рынке нелегальных предметов античности составляет от $4 до $6 млрд, и с каждым годом эта цифра растет. Когда раритеты попадают в руки частных коллекционеров, те не всегда интересуются их происхождением. Примером может послужить история, случившаяся с нью-йоркским коллекционером Иосефом Голдманом в начале августа. Любитель древностей и ценитель иудейской культуры в 2000 году приобрел на аукционе Christie's пять древнееврейских свитков. Среди них был и особо ценный лот - Тора XIII века. Шесть лет спустя - в августе этого года - Голдман получил повестку в суд. Выяснилось, что свитки, купленные им на аукционе, были украдены из Национальной библиотеки Франции. В 2005 году там обнаружилась пропажа более 30 000 книг и свитков, в основном из отдела древнееврейской культуры. Соучастником преступления признан куратор библиотеки Мишель Гарель. Представители Christie's утверждают, что в момент продажи свитков Голдману они понятия не имели об их происхождении. Несмотря на это, коллекционер намерен взыскать с аукциона компенсацию ущерба в размере $360 000. Частные коллекции никогда так не обогащались, как во времена распродажи национализированного имущества семьи Романовых властями Советской России. По личному распоряжению Сталина нарком Анастас Микоян начал продажу шедевров Эрмитажа. Сначала была предпринята попытка выставить экспонаты на публичных торгах в Германии, однако возник риск ареста экспроприированных ценностей местными властями. И тогда Микоян принял решение продавать их частным коллекционерам. Лучшим рынком для сбыта являлись США. Эндрю Меллон, в те годы занимавший пост министра финансов США, узнал о действиях Микояна через своего посредника Нодлера, поставлявшего предметы искусства для частной коллекции министра. Нодлеру было поручено купить в России все самое ценное. Так в руки Меллона попали шедевры Рубенса, Рембрандта, Ван-Эйка, Веласкеса, Боттичелли и многих других художников - всего 21 картина. Они достались Меллону за $6 654 053. Нельзя не упомянуть и о трофеях, вывезенных советскими военными из побежденной Германии после второй мировой войны. В тот момент изъятие культурных ценностей из страны, проигравшей войну, было для ослабленной России почти естественным действием. В последующие годы, во времена "холодной войны" , никто не поднимал вопроса о возвращении трофеев на родину, опасаясь взорвать и без того напряженную обстановку. Ценности были отданы государственным музеям, зачастую без какой-либо регистрации и инвентаризации, и хранились в запасниках за семью замками. Однако о вывезенной собственности никто не забыл. Немецкая сторона постоянно вела работу над подсчетом соответствующих убытков. В начале 1980-х Германия открыто подняла тему возвращения своего имущества. На протяжении почти полутора десятков лет шли переговоры между сторонами, параллельно российское правительство занималось разработкой соответствующих законов. Некоторые ценности были возвращены, однако далеко не в том количестве, на которое рассчитывала германская сторона. На днях Германия совершила жест доброй воли, вернув Греции фрагменты Парфенона, вывезенные в годы второй мировой. Но вопрос до сих пор остается открытым и будет обсуждаться, по всей вероятности, еще не один десяток лет. Но бывают и случаи, когда странам удается вернуть утраченное. К примеру, несколько месяцев назад Греция смогла вернуть себе исторические ценности не только из США, но и с туманного Альбиона. В прошлом году в Великобритании была обнаружена редкая монета времен Римской Империи. Как выяснилось, эта ценность двумя годами ранее была продана английской компании Classical Numismatic Group Inc. неизвестными гражданами Греции за 18 000 фунтов стерлингов. Греческое правительство потребовало безвозмездно вернуть монету и не встретило возражений со стороны Великобритании. Греция надеется, что возвращение древностей на родину продолжится.


Источник - http://www.readnews.ru/news/index.php?id=156469