Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Александр ПЕТРОВ

КРЕСТ

За всё время существования цивилизации люди придавали большое значение избражению символов. Главными символами были объекты или предметы, имеющие неформальное значение для жизни человека. В первую очередь это Солнце (символы: крест и круг), луна (серп, нарождающийся месяц), звёзды, природные стихии (молнии, вода, засеянное поле и т.д.). И одним из древнейших народных символов было изображение креста.



1. Природный крест

 

электронный журнал Арт&факт

Рис.1

Крест – один из самых древних символов, известных человечеству, несущий в себе образ солнца и других звёзд, это – солярный знак.

Если посмотреть на солнечный зайчик на воде, или на солнце, прищурившись от его яркости, то можно прекрасно различить крест с четырьмя длинными концами. Он виден примерно так, как на этой фотографии звёздного неба (Рис.1). Кроме того, солнцеворот характеризуется четырьмя переходами: зимнее и летнее солнцестояниями (самый короткий или самый длинный день) и весенним и осенним равноденствиями, что так же могло повлиять на выбор солярного символа.

Крест, вписанный в круг, в первую очередь, относился именно к солнцу, крест без круга — к другим звёздам. На протяжении всего времени существования разумной жизни солнце и звёзды притягивали мысли людей, завораживали взгляд. Отсюда идёт и древнейшее поклонение кресту как символу солнца и звёзд, символу неизведанного, мифического.

Солнце давало свет и тепло, убирало темноту и прогоняло ночные страхи, поэтому всегда было главным кумиром наших предков. Даже пришедшее на смену солнцепоклонничеству христианство не смогло уничтожить или переиначить любовь и поклонение солнцу, как это произошло со многими другими языческими символами и догматами. Почти на всех католических храмах есть изображение солнца в виде окон или барельефов, как на этих фрагментах храмов Испании и Франции (Рис.3 и 4). Армянские христиане его даже и распинают вместо Христа (Рис.2).

электронный журнал Арт&факт

Рис.2 Армянское изображение креста

электронный журнал Арт&факт

Рис.3

электронный журнал Арт&факт

электронный журнал Арт&факт

Рис.4

электронный журнал Арт&факт

электронный журнал Арт&факт

электронный журнал Арт&факт

электронный журнал Арт&факт

Рис.5 Варианты солярных изображений

Но уже с древности солнце изображалось, как крест в круге (Рис.5). Ведь это самое простое изображение. Его мы можем видеть на многих предметах старины: резьбе (Рис.6), вышивках и т.д., и даже сегодня мы — не случайно, а по древней памяти! — так изображаем свет (огни, лампочки) на схемах и чертежах.

Кроме солярного (солнечного) смысла крест с удлинённым нижним лучом символизировал собой ещё и стилизованное изображение "Мирового древа", что тоже видно на резьбе и вышивках наших далеких предков, на старохристианских крестах (Рис.7), старых иконах (Рис.8), на лепнине храмов (Рис.10) или средневековой западно-европейской гравюре "крестного дерева". (рис. 9).

Также похож на крест раскинувший руки человек (как на древнем "идоле", Рис.11) и многое другое, встречающее в окружающем мире, т.е. символ креста — в полном смысле Природный символ, солнечное (солярное) значение которого, конечно, главное.

электронный журнал Арт&факт
Рис.6 Солярная резьба.
электронный журнал Арт&факт
Рис. 7 Кельтский крест
электронный журнал Арт&факт

Рис. 8 Крест – Мировое древо

электронный журнал Арт&факт

Рис. 9 Крестное древо

электронный журнал Арт&факт

Рис. 10 Мировое древо на храмах Залесья

электронный журнал Арт&факт

Рис. 11 Крест – "Идол из Сенорби"


Как четырёхсторонний крест выглядят направления сторон света, и русские названия этих сторон: Восток — восход (востекать, всходить), Запад — закат (западать, закатываться) относятся, конечно, к солнцу. Названий "юг" и "север" раньше не было, эти стороны света понимались как "полдень", и "полночь", что опять же напоминает о солнце: полдень — это юг, направление, куда указывает полуденное солнце в высшей своей точке, а полночь — север, холодное направление, в противоположность тёплому полдню.

Христианство взяло большинство своих символов (и не только символов) из тех верований, которые бытовали до него. Часть информации о дохристианской культуре была уничтожена, часть переиначена на свой лад. Крест из-за своей важности не только остался, но и превратился в один из важнейших христианских символов.

электронный журнал Арт&факт электронный журнал Арт&факт электронный журнал Арт&факт электронный журнал Арт&факт

Рис. 12

Ныне существует даже целая наука о изучении символов креста – Ставрография (от греческого "ставрос" – крест). В ней рассмотрено много видов простого четырёхстороннего креста. Например, крест "греческий", или древлерусский "корсунчик" (Рис. 12, фиг.34), традиционная для Византии и наиболее часто и широко употреблявшаяся форма "греческого креста". Этот крест считается древнейшим "русским крестом", так как согласно церковному Преданию князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный крест сохранился ныне в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава, сына Владимира.

Не забыло христианство и крест в круге. Он применялся для указания на вселенское значение креста как микровселенского символа, отображающего космологически сферу небесную (Рис. 12, фиг. 35).

Похоже на "греческий крест" или на "корсунчик", вписанный в круг, изображение Коптского креста. (Рис. 12, фиг. 2-15).

электронный журнал Арт&факт

 

электронный журнал Арт&факт

электронный журнал Арт&факт

 

Рис. 13

Известно много разных, зачастую очень сложных изображений креста. Ведь разные люди видели в солнце и звёздах не только прямые лучи, но и лепестки цветов, тянущихся к солнцу и похожих на его земное отражение (Рис.13). Этот символ также перешёл в христианство; такой крест называется "лепестковый" (Рис. 12, фиг.33).

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита: "Крест всякой формы есть истинный крест". Вот и "лепестковый крест" очень часто встречается в церковном изобразительном искусстве, к примеру, мы его видим на омофоре святителя Григория Чудотворца мозаики XI-го века собора Святой Софии Киевской.

электронный журнал Арт&факт

Рис. 14

В то же время, хотя, по всем источникам, Иисус Христос был распят на трёхстороннем Т-образном (или Тау-образном) кресте (Рис. 14), такая форма не получила широкого распространения в христианстве. Возможно, произошло это от того, что именно четырёхсторонняя форма солярного креста была любима, значима и привычна ещё до возникновения этой религии.

Вписывая лепестковый крест в круг, и немного по-другому посмотрев на него, мы хорошо видим другой крест (в центральном, закрашенном круге) области.

В ставрографии он называется Мальтийским (или Георгиевским) крестом и в таком виде (Рис. 15, фиг.42) даже присутствовал, например, на гербе Пермской губернии. Эта форма креста, кроме постоянного и повсеместного церковного употребления была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского, образовавшимся на острове Мальта. Отсюда и наименование: Мальтийский крест (Рис. 15, фиг. 40).

электронный журнал Арт&факт

электронный журнал Арт&факт

электронный журнал Арт&факт электронный журнал Арт&факт

Рис. 15

Но его же, согласно Российской геральдике, имели на своих гербах многие города, к примеру:, упомянутая выше Пермская губерния, Золотоноша (Рис. 15, фиг. 40), Миргород (Рис. 15, фиг. 41) и Зеньков (Рис. 15, фиг. 41) Полтавской губернии; Погар (Рис. 15, фиг. 40), Бонза (Рис. 15, фиг. 40) и Конотоп (Рис. 15, фиг. 41) Черниговской губернии; Ковель (Рис. 15, фиг. 40) Волынской, Павловск (Рис. 15, фиг. 44) С.-Петербургской, Виндава (Рис. 15, фиг. 40) Курляндской, Белозерск (Рис. 15, фиг. 40) Новгородской губерний, Елизавет-польская (Рис. 15, фиг. 43) губернии и прочие.

Мальтийский крест получил название Георгиевского тогда, когда был выбран в качестве наградного воинского ордена (Рис. 15, фиг. 43) – "георгиевского креста", с наложенным изображением Георгия Победоносца, покровителя войнов.

Крест на Рис. 15, фиг. 41 и 44 является так же объединением простых поворотных крестов — коловратов, но об этом ниже.

В этой статье мы попытаемся отделить – "древний" крест от "христианского" креста, хотя реально эти понятия неразделимы, т.к христианские символы, на самом деле, не только "христианские", и даже, не только "дохристианские" – они важные символы всего человеческого мира, не зависимо от существующих религий, каждая из которых пытается приватизировать себе не только символы, но и древнюю мудрость.


 

2. Многосторонние кресты

электронный журнал Арт&факт

Рис. 16

 

электронный журнал Арт&факт

Рис. 18.

Солярные кресты были не только четырехсторонние, но и шести-, восьми- и более сторонние, из-за других вариантов изображенияСолнца (Рис.16) и привязки не только к 4-м солнечным переходам (2-м солнцестояниям и 2-м равноденствиям), но и другим важным народным праздникам.

На таких же многолучевых солярных колесах рисовался древний календарь, т.к. люди поклонялись Солнцу, и основные праздники были связаны с ним.

Так появились "громовые" знаки – Символы Неба – колесо с 6 спицами (или лепестками), используемые сегодня новоязычниками, но в то же время находимыми на каменной резьбе Храма набатеев в Иерусалиме (Рис.17) или деревянной резьбе на древней прялке (Рис.18) Иудеи преобразовали его в Моген Давид – два пересекающихся треугольника (Рис.19).

электронный журнал Арт&факт электронный журнал Арт&факт электронный журнал Арт&факт

Рис. 17.

Рис. 19.

Рис. 20.

Знаки Земли – колесо с 8 спицами (лепестками). Его изображение мы можем увидеть, например, на солярном камне, найденном в древнем поселении Аркаим, на Южном Урале (Рис.20). Из Знака Земли потом образовалась восьмиконечная "Звезда Богородицы", которую мы можем видеть, например, на иконе Богородицы – Одигитрии 14 века (Рис.21).

электронный журнал Арт&факт электронный журнал Арт&факт электронный журнал Арт&факт

Рис.21

Рис.22

Рис.23

Богородица приняла на себя функции языческой Матери-Сырой Земли, которая являлась одной из двух половин древнего Бога-Создателя.

Восьмиконечная звезда до сих пор считается женским символом. Стилизованное восьмилучевое изображение мы, внимательно посмотрев вокруг, сможем увидеть во многих деталях народной культуры – на иконах (Рис.23), на современнохристианских (Рис.24) или старообрядческих храмах, на древних или "неоязыческих" капищах.

Солярные символы были и с большим количеством лучей. Конечно, основной вид Богородичной звезды – восьмилучевой, но встречались и другие изображения, как, например, вписанный четырехконечный крест в многолучевую звезду на иконе Богородицы Иерусалимской (Рис.22).

электронный журнал Арт&факт
электронный журнал Арт&факт

Рис.24

Рис.25

Многолучевые солярные символы мы в большом количестве можем увидеть на современных христианских храмах (Рис.25), которые на самом деле, по современной трактовке, к Солнцу не имеют никакого отношения. Христианство выросло из иудаизма, который уже не "Солнечная", а "Лунная" религия. Весь отсчет иудаистских праздников и летоисчисления ведется по циклам Луны.

Кстати, к "лунным" религиям, кроме иудаизма, и выросшего из него современного христианства относится и мусульманство, с отсчетом годов по лунной Хиждре. Но этот маленький экскурс не относится к теме нашего исследования солярного символа креста.

Очень интересно, что солярные символы не только рисовались, вырезались на дереве или камне, но по их форме строились древние святилища, капища, города. Нам осталось не так много примеров солярных построений, но к счастью они есть. Самое известное солярное святилище – это британский Стоунхендж (Рис.26).

А из солярных городов – можно взять то же уральское городище, под условным названием Аркаим, (Рис.27), случайно найденное археологами в 1987 году при плановых археологических раскопках на месте будущего затопления.

электронный журнал Арт&факт электронный журнал Арт&факт электронный журнал Арт&факт

Рис.26

Рис.27

Рис.28

Как можно видеть в археологической реконструкции (Рис.28) – форма города Аркаим – солярная, многолучевая. Вход в городище, осуществлялся посолонь (по Солнцу), но об этом ниже, при рассмотрении крестов изображающих движение Солнца.

По солярному плану построено немало городов в мире, и наша Москва, например, тоже имеет солярно-кольцевую структуру.

Среди многолучевых символов в христианской ставрографии выделяется "доконстантиновский" шестиконечный монограммный Крест.

электронный журнал Арт&факт электронный журнал Арт&факт

Рис.29

Рис.30

Известный специалист по литургическому богословию — архимандрит Гавриил пишет, что "в монограмме, начертанной на надгробном камне (III-го века) и имеющей форму Андреевского креста, вертикально пересеченного чертою (Рис.29), есть прикровенное изображение креста" (Руков. стр. 343). Одно из объяснений такой формы креста следующее:

"… монограмма была составлена из Греческих начальных букв имени Иисуса Христа, путем перекрестного их совмещения: а именно буквы "I" (йот) и буквы "X" (хи)."

Эта монограмма нередко встречается и в послеконстантиновский период; например, можно видеть ее изображение в мозаическом исполнении на сводах Архиепископской капеллы конца V-го века в Равенне (Рис.30). К большому сожалению, меня, например, такое объяснение, как и многое другое, не совсем устраивает сегодня.

3. Другие интересные виды крестов

В ставрографии описано большое количество разнообразных крестов. Об этом написано много богословских монографий, поэтому мы не будем повторяться и рассматривать все их виды. Мы остановимся только на нескольких интересных и своеобразных видах изображения креста.

Крест "буквенный"

электронный журнал Арт&факт

Рис.31

Считается, что это изображение использовалось первыми христианами в качестве символов креста и, в таком виде, "не отпугивало язычников, будучи для них знакомым". "И действительно, как видно из надписей Синайских, — сообщает граф А.С.Уваров, – буква (Рис.31) принималась за символ и за настоящее изображениекреста" (Христианская символика, ч. 1, стр. 81). В первые века христианства важна была, как сегодня считается, не художественная сторона символического изображения, но удобство его применения к прикровенному понятию. Что на самом деле представляло собой такое изображение в дохристианский период можно только гадать, но такой символ мы встречаем, в сочетании с солярным кругом на фотографии на надгробной плите одного из действительно древних храмов в Залесской Руси (Рис.32). Это погребение до сих пор находится внутри храма, считающегося сегодня христианским.

электронный журнал Арт&факт

электронный журнал Арт&факт электронный журнал Арт&факт

Рис.32

Рис.33

Рис.34

Что удивительно, несмотря на объяснения ставрографии, надгробные плиты с такими же символами сняты с захоронений и, в прямом смысле "выброшены" в мусор, в Старо-Симоновом монастыре в Москве, на территории завода "Динамо", хотя прекрасно известно, что это надгробья с могил героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби (Рис.33). Сегодня на этих захоронениях лежат совсем другие плиты.

На очищенных изображениях плит (Рис.34) хорошо виден "буквенный" крест в сочетании с солярным-солнечным символом, с маленьким крестом в центре. Подобное изображение мы уже видели на дохристианских, называемых сегодня "языческими", изделиях древних резчиков по камню и дереву. Многие сегодня уже догадываются, что христианство появилось не "из ничего", а как идеология, впитавшая в себя всю большую часть той культуры, которая была задолго до него.

Крест "Египетский иегроглиф Анх"

электронный журнал Арт&факт

Рис.35

Считается сегодня, что уже с первых веков христианства для символического изображения крестаживоносного употреблялся, напоминающий его по форме, египетский иероглиф "anch", обозначавший понятие "жизнь" (Рис.35). Хотя Анх – наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как круксансата, или "ансате, или "крест с рукояткой". В этом крести объединяются два символа – крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие. Также этот крест символизирует объединение женского и мужского божеств. Осириса и Исиды, а, таким образом, союз земного и небесного. В иероглифическом письме этот знак ставили со значением "жизнь", и он являлся частью слов "благосостояние" и "счастье". Египтяне изображали анх на амулетах для того, чтобы продлить жизнь на земле; с этим амулетом хоронили, чтобы быть уверенными в том, что усопших ждет жизнь в другом мире. Вера в силу анха зиждилась на представлении о том, что именно так выглядит ключ, которым можно открыть ворота смерти.

электронный журнал Арт&факт

Рис.36

Символ этого "ключа" также ставили на стенах каналов в надежде, что присутствие анха убережет от наводнений и колебаний уровня воды. Ранние христиане Египта, копты, использовали этот символ для обозначения загробной жизни. В более близкие к нам времена анх использовался колдуньями в ритуалах, ворожбе, гадании, врачевании и помощи роженицам. Во времена движения хиппи в конце 60-х годов анх был популярным символом мира и правды. Интересные версии, хотя на вид, это всего лишь символичное изображение человека.

Интересна так же фотография старообрядческого кладбища с замечательной формой надмогильных крестов (Рис. 36). Что они обозначают? По-моему не трудно догадаться. Но христианские ли они, в современном нам понимании?

Для полноты картины многие изображения требуют дополнительных кропотливых исследований, дополнительного изучения, понимания.

4. Движение солнца

Прямой крест – символ неподвижного Cолнца, но кроме прямых, неподвижных символов, была большая группа крестов, которые обозначали именно движение Солнца – так называемые поворотные кресты, коловороты или свастики. Очень четко разделялись в них направления, показывающие движение.

электронный журнал Арт&факт

Рис. 37. движение "посолонь", т.е. по солнцу (по нашему – "по часовой стрелке")

электронный журнал Арт&факт

Рис. 38. движение "противосолонь" – ("против часовой стрелки")

Движение "посолонь" – это реальное дневное видимое движение солнца с нашей стороны от экватора.

Древние изделия (Рис.39) показывают нам направление движения. На этой фотографии стилизованное изображение "злой" Медузы Горгоны, в которую превратилось "доброе" Солнце после того, как господство получили лунные культы-религии – иудаизм, мусульманство и христианство, хотя из всех них, российское православие, под влиянием древней русской культуры, так и не смогло стать полностью "лунным" культом.

Похожее изображение с "медузой" и коловратами "посолонь" можно видеть на лепнине из г. Эфеса. (Рис.40)

Хороводы, на летних дохристианских и первохристианских праздниках всегда водились посолонь, зимние часто противосолонь. Сегодня христианский "крестный" ход водится так же посолонь, по Солнцу.

Кресты, обозначающие движение, совсем не редкость. Мы постоянно наблюдаем их на старой резьбе (Рис.41), вышивках, оформлении изб и многих других деталях народного быта, даже в христианские времена, в сочетании с христианскимикрестами (Рис.42). Шумерская свастика и свастика племени Навахо выглядели, например, так, как на Рис. 43.

электронный журнал Арт&факт

электронный журнал Арт&факт

электронный журнал Арт&факт

электронный журнал Арт&факт

Рис. 39

Рис. 40 "Медуза Горгона"

Рис. 41.

Рис. 42. Шестилучевой коловорот под христианским крестом

К поворотным крестам относятся "коловороты", "свастики". Все они показывают Солнце в движении. Движение Солнца – это движение жизни на Земле. Движение "посолонь" означало дневное движение Солнца, небесное, светлое, "противосолонь" – ночное, подземное, темное. Считалось, что Солнце после захода так же бежит под землей, в Подземном царстве, с рассветом вырываясь из него и снова даря нам тепло и свет. Этими символами пропитан весь древний мир.

электронный журнал Арт&факт

Рис. 44

И что бы не выбрали себе в символы всякие гитлеры, розенберги и прочие кандидаты на мировое господство (а они выбрали, как раз, ночную, темную свастику, видимо неспроста), все эти символы все равно остаются солярными, т.е. символами Солнца. Символами выбранными нашими предками для обозначения горячего летнего или далекого холодного зимнего Солнца, которое дает нам жизнь. Количество лучей в коловратах так же разное, от трех, до восьми и более. (Рис. 44)

электронный журнал Арт&факт

Рис. 43

электронный журнал Арт&факт

Рис. 45

электронный журнал Арт&факт

Рис. 46

электронный журнал Арт&факт

Рис. 47

электронный журнал Арт&факт

Рис. 48

электронный журнал Арт&факт

Рис. 49

электронный журнал Арт&факт

Рис. 50

электронный журнал Арт&факт

Рис. 51

По традиционным версиям "Крест движения", "коловорот" или "свастика" (Рис. 45, коловорот посолонь) в древние времена символизировала удачу; само слово "свастика" происходит от санскритского слова "благоденствие". Этот крест, повернутый как по часовой стрелке, так и против, можно найти на скатертях племени Навахо, на греческой керамике, критских монетах, римских мозаиках, на предметах, извлеченных при раскопках Трои, на стенах индусских храмов и во многих других культурах самых разных времен. Это символ солнечного прохода по небесам, превращающего ночь в день – отсюда более широкое значение как символа плодородия и возрождения жизни; концы креста интерпретировались как символы ветра, дождя, огня и молнии. В Японии это символ долгой жизни и процветания. В Китае это форма знака "фан" (четыре части света), позднее – символ бессмертия и обозначение числа 10 000 – так китайцы представляли бесконечность. Также это – священный символ буддизма и джайнизма. Ранние христиане изображали свастику на могилах в качестве замаскированной формы более ортодоксального креста, а в средние века его рисовали на витражах, чтобы заполнить пустое место внизу (fill the foot), отсюда его английское название – fylfot. Другие названия этого символа – крючковатый крест, молот Тора, гаммадион или crux gammata – называемый так из-за формы в виде четырех греческих букв "гамма". В геральдике свастика известна под названием "крест крампоне", or crampon, "железный крюк". Конечно, были исключения в позитивном имидже свастики – самым известным стал германский Hakenkreuz или "крючковатый крест", который нацистская партия приняла в качестве символа в 1919 году. И на востоке свастика может вызывать негативные ассоциации. В Индии, к примеру, форма с поворотом концов против часовой стрелки, называемая иногда "саувастика", означает ночь и черную магию, а также бога Кали, "чёрного бога", который несет смерть и разрушение.

В церковной Ставрографии поворотному кресту отведен целый большой раздел. Приведем здесь без комментариев некоторые выдержки из мнения Русской православной церкви:

"Поворотный крест называется Крест "гамматический", на Западе "crux gammata".

От известных церковных и светских специалистов по истории и археологии можно узнать, что среди разных форм креста "также была в употреблении эта формакреста гамматического (Рис. 45), состоящего из (Греческой буквы) гаммы", — как сообщает архимандрит Гавриил в книге "Руководство по литургике, или наука о Православном Богослужении, для Духовных Семинарий", издания 1886 года в Твери (стр. 344). А из книги "Христианская Символика" графа А.С.Уварова можно узнать, что гамматический крест изображен на потире (сосуде для причащения) уже в IV-м веке (стр. 36). В альбоме же "Византийская миниатюра" можно прочитать о том, что в IX-м веке по заказу императрицы Феодоры в императорском скриптории было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов, с элементами античного орнамента меандра (М., 1977, стр. 13, таб. 4). А в альбоме В.Н.Лазарева можно увидеть орнамент из гамматического креста, которым украшены: и своды монастыря Хосиос Лукас в XI-м веке (Рис. 46), и апсида собора Святой Софии Киевской в XI-м веке (Рис. 49), и стены храма святого Георгия в Курбиново в XII-м веке (рис. 50), и западная стена Стамбульского Кахрие джами начала XIV-го века (Рис. 48) (Таблицы, М., 1986, рис. 156, 170, 350, 469), а также архиерейские облачения Византийского периода и многие фрески на Балканах (Рис. 47) или как на Рис. 53.

А в книге "Матенадаран" изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов, где рядом поясняется, что: "иллюстрации Эчмиадзинского Евангелия отражают преобразовательную связь двух Заветов,утверждая важнейшие догматы христианства" (стр. 30)…

…Всем, и особенно христианам, полезно для души знать, что Вселенская Церковь Христова употребляет гамматическую форму креста уже две тысячи лет и что "Крест всякой формы, – как учит святой Феодор Студит, – есть истинный Крест"!..

К сожалению, немецкие нацисты осквернили этот крест. Зачем сигхи-шамбалисты подсунули бесноватому фюреру Гитлеру "гаммату"? – это вопрос третьестепенный; но факт в том, что теперь отношение к гамматическому кресту повсеместно отрицательное. Не случайно по указу Б.Н. Ельцина от 23 марта Российская Академия Наук подготовила документ "О сущности и признаках фашизма", в котором говорится и о фашистской символике, – но нет там ни слова о сущности и признаках этой символики, хотя Академия Наук могла бы отметить, что крест этот – сам "невинно пострадавший от нацизма". Ельцин подписал проект нового закона, где, в частности, сказано:

"Статью 229 изложить в следующей редакции: (...) Осквернение фашистской символикой и атрибутикой (...) наказывается лишением свободы до пяти лет с конфискацией" (Российская газета, 21 июня 1995 года). Можно согласиться, что в отношении свастики, как символа античеловеческой фашистской системы, это оправданно, но ведь и нельзя забывать, что воистину нет никакой возможности признать фашистскими символами сотни изображений гамматического креста у христиан, например: отлитых и гравированных на церковной утвари домонгольского периода; мозаических под куполом собора Святой Софии Киевской; иконописных – на облачениях Византийских Святителей; рельефного орнамента вокруг дверей Нижегородского Кафедрального собора; вышитых на фелони Московского храма Николы, что в Пыжах и так далее.

электронный журнал Арт&факт
электронный журнал Арт&факт

Рис. 52. Орнамент храма в г. Сплит (Хорватия)

Рис. 53 Роспись храма на Руси

электронный журнал Арт&факт

Рис. 54

…Уже первые христиане в Римских катакомбах изображали гамматический крест, который у многих индо-европейских народов соответствовал понятию "вечности" или "счастья" и именовался "свастикой". Петр Андреевич Жильяр, согласно протоколам из дела Н.А. Соколова, пояснил причину широкого употребления Государыней Александрой Феодоровной гамматических крестов, "которые Ее Величество имела обыкновение ставить часто на своих вещах, как знак благополучия... Она их делала вот так: (Н.Росс, Гибель Царской Семьи, Франкфурт-на-Майне, 1987 г., стр. 235). Например, на капоте царского автомобиля был в вертикальном положении установлен такой гамматический крест (Рис. 51).

Также Императрица нарисовала его черным карандашом в доме Ипатьева: и на обоях у своей кровати и на дверном косяке с надписью "17/30 Апр.(еля) 1918г.", день прибытия Царской Семьи в Екатеринбург…

…Символическое изображение крестообразной лестницы, из видения патриарха Иакова в сочетании с тремя уровнями бытия Церкви (из молитвы Апостола Павла) поможет проникнуть в тайну догматического содержания обеих частей (Рис. 54), в пересечении образующих гамматический крест…". Таково было мнение церковных корифеев и исследователей.

5. Комбинации поворотных крестов

электронный журнал Арт&факт

электронный журнал Арт&факт

электронный журнал Арт&факт

электронный журнал Арт&факт

электронный журнал Арт&факт

"Патриарший"

"Папский"

"шестиконечный"

"семиконечный"

"восьмиконечный"

Рис. 55 Комбинации "прямых" крестов

Среди изображений креста встречаются и их комбинации (Рис.55). В основном – это различные сочетания прямых и/или поворотных крестов. Комбинации прямых крестов – это, к примеру, патриарший крест (Рис. 55, фиг.23), папский крест (Рис. 55, фиг.25), шести- (Рис. 55, фиг.26) , семи- (Рис. 55, фиг.28) и восьмиконечный (Рис. 55, фиг.27) православные кресты.

Их изображения нам давно знакомы и имеют много разных версий и описаний, поэтому мы их опусти и рассмотрим другие виды объединений крестов.

Среди других видов объединений крестов обращают на себя внимание виселицеобразный, мальтийский и криновидный кресты.

Крест на Рис. 56 называемется в Ставрографии "виселицеобразным". Эта форма широко употребляется при украшении храмов, богослужебных предметов, святительских облачений, архиерейских омофоров на иконах, на росписях храмов (Рис.53). Его связывают с Иоанном Златоустом, украшаемым на образах таким крестом (Рис. 56). Большого объяснения этого вида Ставрография не дает. Однако, на самом деле это своеобразный "дуалистический" крест. Он состоит из объединения 2-х коловоротов-свастик "посолонь" и "противосолонь".

электронный журнал Арт&факт
электронный журнал Арт&факт
электронный журнал Арт&факт
электронный журнал Арт&факт
электронный журнал Арт&факт

Рис. 56.

Рис. 57.

Рис. 58.

Рис. 59.

Рис. 60.

Выше описано, что коловорот "посолонь" ("по часовой стрелке") – условно "Свет", "противосолонь" ("против часовой стрелки") – "Тьма". Понятно, что понятия эти условны, объединение их показывает своеобразное единство Мира. День и Ночь, мужчина и Женщина, Свет и Тьма, Добро и Зло, Право и Лево – и являются тем самым "Целым Миром". И каждая его половина не живет без другой. Нет Ночи, без Дня, нет Мужского без Женского, нет Добра без Зла, нет Света без Тьмы. "Виселицеобразный" крест показывает их взаимное сосуществование. Этот крест часто изображается и в другом виде, как на Фиг.6 на рисунке 40 южносибирского орнамента. На нем хорошо видны две объединенные свастики.

Не только этот крест, но и, так называемый, "мальтийский" (Рис. 57), являются ни чем иным, как объединением двух разносторонних свастик (Рис. 58) и (Рис. 59), что хорошо видно на одной из форм мальтийского креста в виде Рис.60.

 

электронный журнал Арт&факт

Рис. 61 Орнамент Сибири. Южносибирский тип.

электронный журнал Арт&факт

Рис.62 Монета Луи Х1

электронный журнал Арт&факт
электронный журнал Арт&факт
электронный журнал Арт&факт

Рис.63

Рис.64

Рис.65

На Рис. 61 Орнамента Сибири можно обратить внимание еще на один вид креста (Рис. 61, фиг 5). Это так называемый "троичный" или "лилиеобразный крест, из-за похожести его лучей на соцветие лилии. Такой же крест и на французской средневековой монете времен Луи Х1. (Рис.62)

В Ставрографии такие кресты называются "криновидными" (Рис.63), из-за того, что белые полевые лилии называются по-славянски "кринысельные" или "трилистниковыми" (Рис.64), применяемые в основном, как напрестольные в церквях.

Ни Ставрография, ни один из христианских священников не расскажут Вам о действительном смысле в таком изображении креста. На самом деле – это крест единства Вселенной, всего Мира, крест Целого, крест языческого Триглава, христианской Троицы, Тримурти и т.д. Он является объединением прямого креста и двух разносторонних свастик — коловратов, что хорошо видно на Рис.61, фиг.5. Древние мудрецы считали, что Мир был создан Создателем, как равновестная система, в которой было поровну всего, Света и Тьмы, Дня и Ночи, Мужского и Женского и т.д. для того, что бы Мир жил в движении, в постоянной борьбе и одновременном единстве своих половин, что бы на смену дню приходила ночь, а затем сново – день, ночь, что бы мужчина и женщина были разными половинами и тогда будут рождаться дети и мир будет жить. Поэтому в состав Триглава входили две половины Целого – условно "Свет" (день, мужское,…) и "Тьма" (ночь, женское,…) и сам Создатель (христианский "Бог-отец"), как объединяющее звено, и показывающий, что обе половины являются именно равноценными половинами его самого, его равнозначными творениями. Так же, как и в древней философии, где в духовно-физическом плане мир подразделялся тройственным образом на Явь – весь явленный видимый мир, в котором мы живем, объективный материальный мир, Навь (не-явь) – потусторонний, параллельный мир, мир Духов, то, что находится за пределами восприятия обычного человека, который не прислушивается к своим чувствам, душевным позывам, снам, интуиции и т.д., и Правь – объединительная часть, система всеобщих законов и правил Яви и Нави, по которым необходимо жить, чтобы правильно следовать заветам Предков. Всю эту тройственность и отображал этот крест.

Символом Создателя (Прави, Закона, Абсолюта) в Троичном кресте является прямой крест. "Криновидный" и "трилистниковый" кресты – своеобразная стилизация Троичного (Рис. 65) креста. В христианской Троице остались Бог-отец, "светлая" часть – Бог-сын, а вот "темная" часть выпала во вне и была заменена абстрактным "Святым Духом". Троичный крест – символ полной человеческой семьи, результатом которой становится рождение детей и, следовательно, продолжение жизни на Земле. Это крест Жизни, в которой происходят взаимные переходы дня и ночи, белого и черного, света и тьмы, любви и ненависти.

Таким образом, крест всегда имел большое духовное значение в жизни людей. Даже сегодня, нося любое изображение креста и причисляя себя к "православным", "католикам", "адвентистам" или "иеговистам" и прочее, на самом деле мы продолжаем чтить Солнце, Природу и своих Предков.

электронный журнал Арт&факт