Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В.Т.Поляковский

Системный взгляд на поэтапное становление языков и его возможное приложение в компаративной лингвистике

(или: как отличить древние народы и древние языки от не очень древних, или кое-что о поэтапном развитии языка с теоретической точки зрения)

Посвящение Всеволоду
Арнольдовичу Беляеву,
заядлому стороннику применения
логических методов
в гуманитарных дисциплинах.
С признанием некоторых
моментов вдохновения, исходящих от
Георгия Михайловича Герасимова
и Владимира Даниловича Паронджанова

1. ПРОСТРАННОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

2. ВЗГЛЯДЫ АВТОРА НА ВОПРОС ПОПАРАМЕТРИЧНОГО СРАВНЕНИЯ ДВУХ ЯЗЫКОВ

3. ГЕНЕЗИС ЯЗЫКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОЭТАПНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИКИ СТАНОВЛЕНИЯ: ЧТО ОБ ЭТОМ МОЖНО СКАЗАТЬ

3.1. ПЕРВОЕ СОСТОЯНИЕ

3.2. ВТОРОЕ СОСТОЯНИЕ

3.3. ТРЕТЬЕ СОСТОЯНИЕ

3.4. ЧЕТВЕРТОЕ СОСТОЯНИЕ

3.5. ПЯТОЕ СОСТОЯНИЕ

3.6. ШЕСТОЕ СОСТОЯНИЕ

4. КРАТКИЙ ЭПИЛОГ И ПОСТАНОВКА СЛЕДУЮЩЕЙ ЗАДАЧИ

 

1. ПРОСТРАННОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

Произнося некое слово (некую фразу) на том или ином языке, произносящий данную фразу хочет на своего собеседника или оказать некое воздействие (для большей конкретности: управляющее воздействие), или передать некую информацию. Средств воздействия может быть много (как словесные, так и бессловесные, более подробно в статье). Язык при этом с точки зрения своих свойств как средства общения может играть роль как средства общения, так и средства передачи управляющих сигналов. А отдельные слова, в зависимости от форм и контекста, могут играть роль как единиц средств общения, так и единиц средств передачи управляющих сигналов. При этом можно ввести такое обобщающее понятие, как обобщенные коммуникативные свойства языка, которое бы включало как средства общения, так и средства передачи управляющих сигналов. Итак, у нас в нашем рассмотрении вырисовался двусторонний, или двухаспектный взгляд на язык как с точки зрения рассмотрения его как средства общения, так и с точки зрения рассмотрения его как средства передачи управляющих сигналов. При этом задачу данной работы хотелось бы сформулировать как задачу выражения наиболее общие соображения по поводу генезиса языков и формулированию задач компаративной лингвистики с точки зрения сформулированного выше двухаспектного взгляд на язык (как его рассмотрения как средства общения, так и с точки зрения рассмотрения его как средства передачи управляющих сигналов, хочется повториться). (на этом формальную часть предисловия можно считать завершенной. Далее в предисловии речь идет о выражении взгляда автора его представлений о современном языкознании). Далее, немного отвлекаясь. Как известно, в такой весьма и весьма политизированной и идеологизированной науке, как история, не последнее место уделяется вопросам древности. Древности тех или иных народов, тех или иных языков. Возникает банальный вопрос: можно ли вообще, исходя из структуры какого-то конкретного языка, и из тех данных, которые возникают в результате его сравнения с другими языками, (то есть данных компаративной лингвистики) делать какие-либо выводы об их древности, и о времени его пользования? Иными словами: можно ли лишь на основании данных лингвистики прийти к тем или иным выводам о генезисе языка, и, что было бы очень желательно, можно ли из этих данных извлечь некую информацию по истории народа-носителя? Автор статьи вслед за официальной научной школой хочет повторить мысль о том, что отнесение языков к тем или иным языковым группам и дальнейшая группировка групп в семьи всегда позволяла делать выводы об их родстве и их происхождении. Вопрос не новый, но по итогам изучения его современного состояния в традиционной лингвистике, как у автора статьи создалось впечатление, лингвистика как наука сталкивается со следующими проблемами:

- недостаточно высокий уровень структуризации данных (не всегда четко определено, какое место та или иная группа слов занимает в генезисе языка, и какую информацию в этом свете может дать их сравнительный анализ)

- неплохим сбивающим с толку фактором является скалигеровская конвенционная хронология… Кроме того, может возникнуть одна очень интересная, сформулированная выше, задача: как бы выглядел генезис языков с точки зрения рассмотрения языка как средства подачи управляющих сигналов и средства передачи информации. Иными словами: как бы выглядел генезис мировых языков при рассмотрении каждого языка как единой управляюще-информационной системы общения? Что касается истории компаративной лингвистики, то в период зарождения современной лингвистики, в период отсутствия достаточного количества тех или иных данных сравнительного языкознания основой для отнесения тех или иных языков в ту или иную группу была Библейская традиция (Borst Arno. Der Trumbau von Babel, 6 vols. In 7. Stuttgart, 1975-63). При этом те народы, которые относились к европейским, или (позже) индоевропейским, или (еще позже) арийским, оказывались потомками Яфета… Народы Африки относились к потомкам Хама, а народы Азии - к потомкам Сима… Затем каждый из этих языков подвергался изучению, находились в них некие характерные моменты по лексике и по грамматике… Затем в научный оборот входили знания о других языках, и на основании их взаимной схожести появлялись другие языковые группы и семьи… Очень часто при этом языки, которые относились в разные группы, находили между собой удивительные сходства с тех или иных точек зрения. Именно такие черты зачастую ставили под сомнения вопрос группировки языков разных языковых групп в семьи.. Немного продолжая начатое выше: в последнее время применение новых математических методов в лингвистике начинает проливать свет на те или иные вопросы. Есть даже исследования о связи лингвистики и хронологии… Не худший обзор таких работ дан, к примеру, у Стецюка.. Кое-что есть (к примеру, Морис Свадеш и некие статьи дискуссионного характера по глоттохронологии), к примеру, в ежегодных сборниках российского лингвистического общества. Есть упомянутые у Стецюка отдельные (правда, заимствованные, а по сему обоснованные разве что на основании эмпирических наблюдений) мысли о том, что первичной структурой языка является именно грамматика, а лексика является именно вторичной… В ежегодных сборниках лингвистического общества есть одна из статей, которая описывает процесс проникновения одного языка в другой красивым математическим выражением с элементами убывающей экспоненты… Тем не менее, автор этих строк не нашел работ о попытках воссоздания моделей древних, первоначальных языков с точки зрения смысловой логики развития передаваемой ими информации, или, как выражаются философы, с точки зрения их диалектики (* - правда, нельзя сказать, что он такие работы на всю катушку искал - оковы традиционных взглядов порой лингвистику сковывают просто убийственно). Как у него сложилось впечатление, максимум, на что их хватило - это на признание невозможности однозначной фонетизации библейских текстов, написанных на древнегебрайском, а также на глобальные экскурсы, которые приводили к гипотезам о предполагаемых древностях языков тех или иных народов мира (романских, балтийских, славянских, народов Индии и Китая и т.д.) Все вышеперечисленное позволяет с оптимизмом посмотреть на постановку задачи извлечения наиболее полного объема информации из данных компаративной лингвистики. В этой работе, прежде всего с точки зрения двухаспектного рассмотрения языка (как средства общения, так и как средства передачи управляющих сигналов), автор этих строк попытается ответить на следующие вопросы:

- как можно осуществить процесс попараметричного сравнения двух (и более) языков,

- дать свои представления о том, как происходил процесс становления тех или иных языков на основе задач передачи-приема информации, дальнейшего развития фонетики, морфологии и т.д.

- как вывод из этих рассуждений дать примерный алгоритм классификации языков по тем или иным признакам…

- какую информацию о тех и или иных глобальных исторических процессах развития различных народов земного шара можно сделать на основании данных лингвистики

- можно ли найти вопросы отражения становления лингвистики в некоторых популярных исторических источниках (к примеру, в Библии. По ходу статьи будет проанализирована в интересующей автора статьи точки зрения книга Создания-Генезиса-Бытия).

 

Итак, в этой работе автор попытается изложить свое видение проблемы с также развития языкознания с теоретической точки зрения.

2. ВЗГЛЯДЫ АВТОРА НА ВОПРОС ПОПАРАМЕТРИЧНОГО СРАВНЕНИЯ ДВУХ ЯЗЫКОВ

Взгляды автора довольно прямолинейны. Каждый язык состоит из фонетики, морфологии (словообразования), лексики, грамматики. Можно каждый из перечисленных компонентов языка представить в виде некоего количества параметров. Для фонетики это - набор звуков, которые можно изобразить просто непосредственно на основании общего звукоряда для всех языков, можно ввести некие дополнительные параметры, которые, к примеру отвечали бы за некоторые дифтонги, наличие в языках тех или иных групп звуков и т.д. Для лексики - это изображение состава языка в виде слово - смысл слова в виде вектора, где компонентами были бы звучание слова и его смысл. Для грамматики это было бы описание строя для каждой из частей речи (существительное, прилагательное, глагол), структуры предложение в целом. При подробной жесткой формализации результаты сравнения двух языков можно было бы легко представить в виде многокомпонентного вектора, с четкой фиксацией отдельных параметров, которые бы описывали сравнение каждого из грамматических элементов языка. В любом случае, такой формализм можно развить более-менее подробно, и, придерживаясь единой системы, каждой паре языков можно будет сопоставить некий вектор. В этом, в общем случае, и состоит суть компаративной лингвистики… Нас, как уже было отмечено в начале предисловия, в данном случае четко интересовал взгляд на язык с точки зрения его различных коммуникативных свойств (свойства оказания управляющего воздействия, с одной стороны, и свойства передачи некой информации, с другой стороны). Вся логика становления языка была бы рассмотрена с этой точки зрения.

3. ГЕНЕЗИС ЯЗЫКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОЭТАПНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИКИ СТАНОВЛЕНИЯ: ЧТО ОБ ЭТОМ МОЖНО СКАЗАТЬ

Задача данного раздела:
- промоделировать простейший процесс общения различных членов первобытного человеческого общества (а на начальных этапах - и их непосредственных предков из животного мира),
- затем, исходя из соображений поэтапного усложнения, рассмотреть развитие этого процесса и поэтапное расширения запаса средств общения, (то есть показать, какой процесс становления могли при этом проходить лексика (на этом процессе внимание будет сфокусировано),
- посмотреть, как проделываемые рассуждения можно будет применить к вопросам становления фонетики, морфологии и грамматического строя языка.
(Сразу же: о становлении, точнее, о некоторых аспектах развития фонетики и влияния на этот процесс разных природных процессов очень даже неплохо написано у Я.А.Кеслера "Русская цивилизация").
Процесс становления человеческого общения будет поэтапно рассматриваться как состоящий из нескольких последовательных состояний организации. Каждому из этих состояний организации будут соответствовать тел или иные коммуникативные свойства языка общения между участниками этого социума. Более подробно они описаны ниже..
Начнем рассмотрение этих состояний с рассмотрения именно животного стада как среды общения с простейшими рефлексами.. Первое состояние - состояние чисто рефлекторное, неотличимое от состояния животного стада, не требующее усилий по коллективной организации каких-либо процессов.
Второе состояние - состояние, в котором возникает потребность применения усилий по организации простейших процессов для двух человек, (двух особей), для которого характерны жесткие отношения типа старший-младший и в котором уже появляется простейшая система команд-сигналов (слов или прообразов слов), исходящих от старшего (вожака) к младшему
Третье состояние - состояние, в котором возникает потребность по применение усилий по организации простейших процессов для трех и более человек, в котором система сигналов, уже выработанных в системе из двух человек, развивается на коллектив из трех и более человек с сохранением власти и единоличного принятия решения со стороны вожака
Четвертое состояние - состояние, требующее проявление не только команд, но и инструктивных знаний
Пятое состояние - состояние, при котором от старшего члена племени младшему начинают идти поручения по сбору информации и при котором старший младшего (младших) начинает инструктировать по вопросам сбора информации, а младшие эту информацию начинают передавать старшему…
Шестое состояние - состояние, требующее уже коллективного принятия решений. Более подробно: это то состояние, при котором язык, в частности, лексика, развивается до такой степени, что уже можно организовывать равноправный обмен информацией и проводить совещания. (А на этих совещаниях осуществлять коллективный прием решений, но это уже за пределами темы статьи).
Мы будем исходить из соображений линейности данного процесса. Еще мы будем исходить из того, что на каждом из описанных этапов племя может развиться до того предела, до которого ему позволяют развиться природные условия. При освещении этого вопроса автор будет отталкиваться от неких понятий и представлений, которые он будет освещать по ходу раздела. К таковым будет относиться принятой в науки разделение знаний на инструктивные и деклатимные, а также сопоставление свойства языка с некими особенностями мыслительных процессов в мозге. Теоретически можно рассмотреть две модели. Первая из них - это общение двух человек, каждый из которых является носителем традиций развитой языковой культуры, но абсолютно при этом не обознан с языковой культурой собеседника. Тогда общение между ними происходит на некой абстрактной системе знаков, которая может которая рано или поздно приходит некой системе общих знаков, а затем представители этих культур знакомят друг друга с лексикой своих языков в звуковом выражении.. Применение этой модели было бы очень эффективно для рассмотрения взаимопроникновения двух языковых культур, но, увы, такое рассмотрение не будет информативным для первого этапа развития человечества, когда системы общения как таковой, языка как такового до поры до времени вообще нет.
Вторая из этих двух моделей - это рассмотрение некой животной стаи, у членов которой при общении между собой выработана некая ПРОСТЕЙШАЯ система сигналов (говоря, придерживаясь чуть выше приведенной лексики - ПЕРВОЕ СОСТОЯНИЕ). Если двух участников стаи рассмотреть в виде простейшей системы типа передатчик-приемник, то можно легко описать типы передаваемых сигналов. Такие сигналы могут передаваться в виде звуков (Fono, F), видеосигналов, или телодвижений (Video, V, далее по ходу статьи будет фигурировать как одно, так и другое слово), в виде других путей воздействия на органы сенсорики, к примеру, на органы обаяния (Sensibility, S) Сигналы, в общем случае, могут нести самое разное содержание. Поэтому, в общем случае любой сигнал из жизни животной стаи можно легко рассмотреть по принципу "суть информации" - "способ передачи информации" (f, V, s). Впредь мы будем исходить из очень простой модели языка и слов как фраз как элементов языка как отражения сознания. То есть: сперва смысл передаваемой информации должен созреть, и лишь после этого он может быть передан в виде слов или сигналов… (схема 3_0_1):


Схема 3_0_1. Выражение сознания с помощью знаков и слов. Для появления сигнала, символа, нужно, во-первых, осознание этого сигнала, а во-вторых, выражение этого сознания в виде визуальных или аудиальных сигналов (других средств сенсорики для выражения возникших мыслей не достаточно).

 

Визуальные сигналы со временем могут развиться, для них возможен свой язык, у нас есть образцы языка для глухонемых как наиболее развитая форма из них…

Маленькое примечание: если некое сознание чего-либо есть, а выражение этого сознания - нет, то имеет место состояния предсознания, когда человек еще не созрел для того, чтобы что-либо выразить или чтобы что-либо сказать). Наша задача (повторимся) - это задача становления языка во всей его поэтапности.

Рассмотрим появление новой сути чего-либо. Эта новая суть может быть выражена как в визуальном, так и в аудиальном сигнале… В общем случае, как такая суть приводит к развитию как визуальной, так и аудиальной системы… Предмет, стихию, действие, можно легко изобразить визуальными знаками… При этом, если возникает в сознании некая новая суть чего-либо, то сразу же человек стремится ее выразить в виде рассматриваемых визуальных или аудиальных сигналов…

Мы можем, как будет ясно рассматриваться в статье, четко и поэтапно отслеживать появление новой сути чего-либо.. При этом будет желание сразу же переходить от рассмотрения сути в рассмотрениям форм выражения этой сути - к рассмотрению упоминаемых визуальных или аудиальных сигналов… При этом для каждого нового понятия мы будем рассматривать, может ли оно появиться в виде аудиального сигнала..
Предел развития визуалики, то есть визуальной системы сигналов, появляется тогда, когда появляется необходимость появления сигналов для более общих понятий, которые трудно изобразить телодвижениями… Полный кризис визуалики наступает при появлении инструктивных знаний, где необходимы слова ЕСЛИ, ЧТОБЫ, КОГДА, то есть где появляются категории условий и времени… (по крайней мере, с точки зрения автора статьи, к процессу развития визуальных сигналов мы неоднократно будем возвращаться по ходу статьи).
Далее. Представим себе, что появилась некая новая суть, которую нужно выразить (к примеру, прилетела новая птица, собран некий новый инструмент, появилось некое новое племя, замечена некая новая, непередаваемая старыми словами расцветка)… Эта некая новая суть осознана как новая и требует определенного выражения… Относительно этой ситуации мы будем считать, что время от появления некой упомянутой новой сути до появления словесно-сигнальной формы для выражения этой сути для каждого из случаев появления новой сути будет одинаковым… (ПРИНЦИП ВРЕМЕННОЙ ЭКВИДИСТАНТНОСТИ).

Итак, переходим к рассмотрению конкретных состояний коммуникативного общения первобытного общества.

3.1. ПЕРВОЕ СОСТОЯНИЕ

 

Состояние чисто рефлекторное, неотличимое от состояния животного стада, не требующее усилий по коллективной организации каких-либо процессов. В этом состоянии состояние человеческого племени и его система сигналов не отличается от таковой для стаи животных. При этом в спокойном состоянии жизнь мужчин (самцов) состоит из добывания средств на пропитание (собирательство и индивидуальная охота), и, соответственно, отдыха и сна, а жизнь женщин (самок) - из общения с потомством (детенышами) (рефлексы выживания и продолжения рода). Отдельное событие в жизни стаи - это борьба за первенство в стае (очень сильно зависит от условий выживания), а также брачные игры между самцом и самкой.

Особое состояние при этом было бы состояние тревоги, экстремальной ситуации (рефлексы выживания). Итак, простейшая совокупность сигналов просто следует из этих рефлексов..
Пока (внимание!) на организацию сложных коллективных процессов, типа охоты, стая не способна, и вообще здесь, на этом этапе (повторимся) человек подобен животному….
Рассмотрим каждое из состояний по отдельности и зафиксируем нужную для этого систему сигналов… Каждый из этих процессов попытаемся изобразить в виде блок-схем. Дальше. Отметим, что любой из вышеописанных процессов из жизни стаи (бой за первенство, брачные игры и т.д.) имеет характерный момент начала и характерный момент завершения, на что будет обращено внимание.

1. Тревога, опасность, иная экстремальная ситуация

Ситуация тревоги - это ситуация характерная. Если сигнал о тревоге подается, то он может быть как воспринятым всеми, так и не всеми. В случае, если он воспринимается всеми, и нет ответной реакции, в которой может быть выражено как согласие, так и несогласие с этим сигналом, возникает довольно простая схема. В случае, если имеет реакция согласия или несогласия, возникает схема посложнее… Но.. рассматривается именно экстремальная ситуация… Немного отвлекаясь: механизм выражения несогласия вообще требует определенным образом развитого мыслительного аппарата, в частности, аппарата логики. Иными словами: человек не согласен с чем-то конкретно, а если так, то с чем конкретно, и эту конкретику он уже должен выразить.. Это, увы, уже не первоначальный этап развития человечества.. Итак, тревога, опасность, экстремальная ситуация. Сигнал о тревоге передается только звуковым образом, иначе он не воспримется как таковой. В этой ситуации (рис.3_1_1) объективно возникает опасность (первый блок на рисунке), кто-то самый зоркий и самый проворный дает об этой опасности сигнал, далее (рефлексы сохранения мощны, а ситуация экстремальна, даже людям современным в ней не особо до размышлений, и думать в ней особо не надо), идет принятие ситуации. Давайте теперь рассмотрим завершение этой ситуации. Как представляется автору этих строк, оно тоже должно происходить по некой команде, которая может совпадать с командой завершения каких-либо других ситуаций. Увы, долго в местах укрытия стая (племя) находиться не может: оно в режиме укрытия, как правило, отрезано от источников пропитания, к тому же факторы окружающей среды менее благоприятны. Иными словами, когда такая экстремальная ситуация, ситуация тревоги уже подходит к концу, идет сигнал от одного из членов стаи, дающий сигнал ситуации о прекращении тревоги и завершении этой экстремальной ситуации. Пока, повторимся, мы не рассматриваем более сложный случай, когда сигнал тревоги (а также сигнал о завершении тревоги) может быть как принят, так и не принят, и принимаем, что сигнал об окончании тревоги подается тем и так, что он всеми остальными членами стаи именно принимается (рис.3_1_1.)

Рис.3_1_1. Действие стаи в случае тревоги и характерные сигналы при этом.

 

Нам в данном случае принципиально то, что в рассмотренной ситуации тревоги имеют место два сигнала:

- сигнал начала экстремальной ситуации и
- сигнал ее завершения.

Первый из них подается лишь в звуковой форме, иначе он малоэффективен, второй из них может подаваться также в визуальной форме. Один маленький момент, продиктованный природными условиями… Особая ситуация замечается некими органами сенсорики, которые быстро и передают в сознание сигнал об этой ситуации.. Главным из сенсорных органов человека оказывается зрение.

Днем органы зрения работают нормально… Что касается ночи, то ввиду плохого освещения человек с его чувствительностью органов зрения, которая отличается от таковой у крота, мог воспринимать ночь как постоянно действующее, постоянно имеющее место время тревоги.. Утром, по мере наступления светового дня, такая тревога снималась.. И мог звучать уже упомянутый сигнал о завершении тревоги.. Таким образом, сигнал "день" мог быть сигналом о снятии трев оги, а сигнал "ночь" - сигналом о постоянно действующей опасности (ничего не видно, главный из сенсорных органов человека - орган зрения - отключен, а рефлексы выживания сильны..)

(Что характерно: день и ночь, как представляется автору, книга Генезиса-Бытия, где в третьем стихе идет упоминание именно о дне и ночи, (1-3 "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет"), как представляется автору, лучше всего отнести к следующему этапу, потому именно там пойдет продолжение этой темы)…
Еще в этой ситуации характерно то, что действия в такой ситуации не требуют какой-то особой организации стаи и четко сформировавшихся типов вертикальных отношений (типа вожак-рядовой член стаи). 

2. Борьба за первенство в стае.

 

Здесь схема очень проста и традиционна: выражение претензий (в форме как звуковых, так и видеосигналов) - приятие или неприятия вызова - сигнал о начале непосредственного ритуала схватки - борьба - избиение противника до полусмерти или до смерти. Причем для животных характерна скорее схема избиения противника до смерти, для борьбы двух людей могут быть характерны некие сигналы признания поражения.

 

Не исключены сигналы, предлагающие прекращение схватки (хотя вряд ли на первоначальном, полуживотном этапе. Рефлексика, в отличие от развитой логики, на самом примитивном уровне, приемлет лишь понятия победы и поражения). Более того, на уровне животной рефлексики может быть не развит даже сигнал о признании поражения, так как в схватках многих представителей животного мира, а также представителей первобытных людей, поражение одного из участников схватки - это полный синоним признания его смерти. Легко вспомнить поговорку "Поражение смерти подобно". Можно вспомнить еще ряд поговорок, которые представлены в фольклоре ряде стран мира о том, жизнь после поражения хуже смерти. Итак, сигналы, возникающие в этой ситуации
- сигнал вызова,
- сигнал принятия вызова (со стороны противника)
- сигнал начала схватки
- сигнал предложения прекращения схватки (может совпадать лишь с сигналом признания поражения)
- сигнал признания поражения (его также может не быть)
- сигнал победы и оповещения всех о своей победе.

3. Брачные игры.

Когда схватки за первенство завершены и нет ситуации опасности, можно заняться и вопросами продолжения рода и любовными играми. Их схема была бы простой: сигнал для начала таких игр, исходящий от самца или самки - сигнал согласия или несогласия - сам процесс любовной игры - ее завершение. Не исключен по ее ходу сигнал прекращения, исходящий от одного из партнеров. Для их начала есть некое осознание необходимого условия - это наличие равноправных, можно даже сказать - горизонтальных отношений. Можно для таких отношений даже применить слово "партнерские", так как при отсутствии согласии со стороны какого-либо из партнеров такие отношения были бы невозможны, и в них наблюдается некие признаки партнерства. Итак, при любовных играх проявляются следующие сигналы

- сигнал предложения ("Давай")

- сигнал приятия или неприятия предложения (возможен в простейшей форме: "Да" или "Нет")

- сигнал прекращения игр, исходящий от одного из партнеров

 

4. Общение с потомством…

Детеныш, который общается с мамой или папой, так или иначе к маме обращает сигнал "Дай". При этом, что характерно, не нужно особого сигнала для дающего движения "возьми": идет само движение). А сам процесс воспитания детеныша - примитивнейший: идет просто простейшая передача развитости путем копирования рефлексов… 5. Ситуация, требующая удовлетворение естественных потребностей: ситуация голода и неудовлетворительного воздействия внешней среды (дождь, холод, сильный ветер, неприятный запах и т.д.), и также ситуация наличия у животного либо у человека неких увечий.

Автору тему голода не хочется развивать подробно, он ограничится лишь констатацией банального факта, что сигнал о голоде звучит строго в той ситуации, когда какой-то из членов стаи начинает ощущать голод, причем этот голод не может быть удовлетворен обычным путем (собирательством). Такая ситуация фиксируется работой сенсорных органов организма животного. Автор этих строк отделил такую ситуацию от ситуацию внешней опасности, так как ситуация внешней опасности и экстремальности здесь в ярко выраженном виде отсутствует. Простейшее проявление таких рефлексов голода - это сигнал "Дай", который описан в предыдущем абзаце..

Итак, здесь наблюдается проявление следующих сигналов:

- сигнал о голоде (как правило, идет от детенышей ко взрослым членам стаи)

- сигнал о неблагоприятном воздействии внешней среды (пока без конкретики, то ли дождь, то ли ветер. Возможен отдельно выраженный сигнал для запаха).

- сигнал с просьбой о помощи (может быть не первоочередным) Итак, если не рассматривать сигналов о действиях, которые требуют коллективных усилий (к примеру, организации охоты), мы можем зафиксировать всю ту совокупность сигналов, которые необходимы для нормального существования стаи. При этом стая занимается лишь собирательством и простейшими индивидуальными видами охоты. Все вышеперечисленные сигналы мы излагаем подробно. Цифры при них будут означать простейшую классификацию того, при каких обстоятельствах жизни эти сигналы проявляются. 1. сигнал начала экстремальной ситуации и

1. сигнал ее завершения (может совпадать с универсальным сигналом завершения).

2. сигнал вызова

2. сигнал принятия вызова (со стороны противника)

2. сигнал начала схватки

2. сигнал предложения прекращения схватки (может совпадать лишь с сигналом признания поражения)

2. сигнал признания поражения (его также может не быть)

2. сигнал победы и оповещения всех о своей победе.

3. сигнал предложения ("Давай")

3. сигнал приятия или неприятия предложения (возможен в простейшей форме: "Да" или "Нет")

3. сигнал прекращения игр, исходящий от одного из партнеров

4. сигнал о потребности "Дай"

5. сигнал о голоде (как правило, направлен от детенышей ко взрослым членам стаи)

5. сигнал о неблагоприятном воздействии внешней среды (пока без конкретики, то ли дождь, то ли ветер. Возможен отдельно выраженный сигнал для запаха).

5. сигнал с просьбой о помощи (может быть не первоочередным)

5. сигнал благодарности за помощь (то есть сигнал прекращения просьбы о помощи, в условиях рефлексики может совпадать с универсальным сигналом завершения)

Список 3_1_1. Простейшие сигналы, необходимые для жизни племени до начала коллективных процессов (в нашей терминологии - в первом состоянии)

Назовем этот список сигналов списком номер один (с учетом нумерации разделов статьи дадим при этом ему ровно тот номер, который в статье проставлен с учетом номера раздела - ВП) - список простейших сигналов для жизни стаи животных (племени первобытных людей), которые должны использоваться. Повторимся: с точки зрения способа передачи информации - оно может быть, как визуальным, так и аудиальным, звуковым (некоторые сигналы, как мы уже писали, могут быть только звуковыми, как, к примеру, сигнал тревоги). К тому же: принять некую систему звуков для стаи значительно легче, чем принять систему телодвижений… Этот факт весьма банален. Сразу же. Мы получили первый список слов или выражений, которые так или иначе в той или иной форме закреплены в любом языке. В противном случае, если таких слов нет, то это не язык, и на нем гарантированно невозможно общаться… И при этом вырисовывается первый параметр, по которому сравнение каких либо двух языков может быть сделано: сравнение по списку первого состояния, или просто сравнение по первому списку. Продолжая мысль: было бы очень интересно для каждого из слов этого списка рассмотреть те или иные слова из современного русского. При этом, по сравнению с первым списком, мы вырежем гарантированно обходимые слова, а слова, которые с списке относятся к понятиям конкретным, мы по максимум заменим на слова, относящиеся к понятиям как можно более общим… 1. сигнал начала экстремальной ситуации - ААА (истеричный выкрик в виде долгого А…) АТАС, ПОЛУНДРА, ТРЕВОГА (внимание! В годы Великой Отечественной сигнал начала бомбежки был похож по звучанию на букву "А")

1. универсальный сигнал завершения (ВСЕ, КОНЕЦ)

2. сигнал вызова (вызывающее поведение, активное выражение неудовлетворения властью, КТО НА МЕНЯ, Я САМЫЙ, ИДИ СЮДА, (а адрес вероятного соперника), СЮДА, КО МНЕ (с грозным выражением лица)… битие самого себя кулаком в грудь). Не исключен вызывающий крик "УУУУ" (на гласном звуке с самым низким метатоном)

2. сигнал принятия вызова (со стороны противника)(слова есть не всегда, без слов следуют активные действия. МОЛЧИ, ЗАТКНИСЬ, ИДИ, ПОШЕЛ. Возможен повтор сигнала вызова со стороны кого-то другого)

2. сигнал начала схватки (его легко может не быть, арбитры появляются лишь в поздних культурах)

2. сигнал победы и оповещения всех о своей победе (УРА!).

3. сигнал предложения ("ДАВАЙ", "АЙДА")(здесь, опять-таки, назревает тонкий момент. Иногда как вполне горизонтальный сигнал "Давай" может звучать слово, имеющее смысл командного сигнала, но это слово воспринимается именно как призыв, не как команда, лишь именно с точки зрения статуса его произносящего)

3. сигнал приятия или неприятия предложения (возможен в простейшей форме: "ДА" или "НЕТ")(может и не быть в словесной форме)

3. сигнал прекращения игр, исходящий от одного из партнеров (СТОЙ, ХВАТИТ)

4. сигнал о потребности "Дай"

5. сигнал о неблагоприятном воздействии внешней среды (пока без конкретики, то ли дождь, то ли ветер. Возможен отдельно выраженный сигнал для запаха)(в самых примитивных проявлениях совпадает с сигналом тревоги).

5. сигнал благодарности за помощь (в условиях рефлексики может совпадать с универсальным сигналом завершения)

Список 3_1_2. Простейшие сигналы, необходимые для жизни племени до начала коллективных процессов, и их аналог в современном русском.

Ну а теперь просто в виде пронумерованного списка. С минимумом комментариев 1. ААА

2. ВСЕ, КОНЕЦ (облегчающий выдох "Ух!", "Хух!")

3. УУУУ! (сигнал вызова на схватку)

4. УРА!

5. ДАВАЙ (или какой-то другой сигнал приглашения)

6. ДА

7. НЕТ

8. СТОЙ (легко в таких случаях может говориться "нет")

9. ДАЙ

10. ПОМОГИ (девятый сигнал в отдельных случаях тождественен десятому)

Список 3_1_3. Список простейших сигналов (на современном русском), которые развились во время первого состояния Вот. Десять сигналов, десять легко идентифицируемых слов, которые необходимы для ИНДИВИДУАЛЬНОЙ жизнедеятельности каждого из членов племени.. Факт из музыки: голос человека легко воспроизводит восемь нот. Факт из общий фонетики: можно различить по принципу У-О-А-Е-Ы и мягких вариантов этих гласных десять основных гласных звуков (Морозов). Факт из фонетики русского языка: там есть шесть основных гласных. Каждая из них может быть физически произнесена в течение некоего промежутка времени, и может быть передана и воспринята и как краткая, и долгая. Факт из фонетики чешского и немецкого: там есть признанные долгие и краткие гласные, которые даже по-разному обозначаются… Факт из фонетики французского: там есть пятнадцать гласных… А у нас "всего-навсего" десять сигналов, ситуационных, не обязательно уникальных… Они необходимы, повторимся, для ИНДИВИДУАЛЬНОЙ жизнедеятельности каждого из членов племени. Мозг у нас маленький, кроме рефлекторной деятельности развито мало что..

(один маленький момент, раз уж упомянут мозг… Мясо человека, как известно, на вкус отличается от такового у животных тем, что оно сладкое… То есть: уровень сахаров у него более высокий.. А сахар, как известно, очень хорошо стимулирует умственную деятельность) А теперь представим себе, что возникает некий процесс, некая работа, некие обстоятельства жизни, когда чисто индивидуальных усилий уже не достаточно.. А рефлексы выживания сильнейшие, а мутационный шум, который приводит, помимо прочего, к развитию мозга, есть всегда. И возникают два вопроса:

- что это могли бы быть за обстоятельства

- какие сигналы с точки зрения их содержания могли бы при этом появиться…

В нашей терминологии - наступают обстоятельства второго состояния… Итоги первого состояния

- с точки зрения лексики - лишь то, что в списке 1_3

- с точки зрения грамматики - говорить не приходится, лишь простейшие рефлекторные сигналы, унаследованные от животного мира.

3.2. ВТОРОЕ СОСТОЯНИЕ

- состояние, в котором возникает потребность применения усилий по организации простейших процессов для двух человек, для которого характерны жесткие отношения типа старший-младший и в котором уже появляется простейшая система команд-сигналов (слов или прообразов слов), исходящих от старшего (вожака) к младшему Итак, давайте рассмотрим то, что было бы необходимо для начала КОЛЛЕКТИВНОЙ жизнедеятельности племени. Или, исходя из применяемого нами принципа экономии мозговых усилий, что было бы необходимо для начала КОЛЛЕКТИВНОЙ жизнедеятельности хотя бы двух человек (минимальное число людей для тех отношений, которые могли бы называться коллективными). Такое рассмотрение, что звучало бы банально, возможно в ситуации, отличной от экстремальной, то есть отличной вот ситуации внезапной внешней тревоги, которая была подробна рассмотрена в предыдущем разделе… Вопрос: если условно себе представить рассмотрение второго этапа ситуации тревоги и прекращения данной ситуации, то можно ли из такого рассмотрения извлечь некую информацию? Напомним, что в предыдущем разделе было упомянуто темное время суток как время постоянно действующей экстремальной ситуации, постоянно действующего напряжения, и "день" как время суток, для которого характерна нормальная ситуация жизнедеятельности, отличная от экстремальной… Давайте продолжим прерванное рассмотрение книги Генезиса-Бытия, где в третьем стихе идет упоминание именно о дне и ночи, (1-3 "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет"). Момент принципиальный. В сознании первобытного человека появляется такое понятие, как свет, которое отличимо от такого понятия, как "конец экстремальной ситуации". То есть найден тот световой порог, выше которого все фиксируется как "день", и ниже которого все фиксируется как "ночь". Как кажется автору, слово "день" просто открывает ворота для визуальной сенсорики, оно первым запечатывается в мозг первобытного человека, который уже навсегда прекращает быть похожим на мозг животного… То есть, такие понятия, как свет, день - это тот ключ, который открывает дверь для обыкновенной дневной жизнедеятельности… Рассмотрим дальнейшие стихи из книги Бытия… (автору хочется сперва рассмотреть последующие стихи рассматриваемой первой главы, и лишь после этого первые два из них)... 4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

(да, хорош, еще бы - открываются глаза - ВП)

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

(вот он - процесс появления двух первых понятий, которые зафиксированы и в книге Бытия, и в мозгу человека. Есть два основные понятия, и тут же закрепляются два переходные понятия. Уж авторы книги Бытия наверняка об этом думали не меньше, чем наши современники - ВП) А вот здесь хочется остановиться, и зафиксировать две первые строки книги Бытия… И посмотреть, о чем идет речь там… 1 В начале сотворил Бог небо и землю.

(с нехитрой интерпретацией с точки зрения филологии: для первобытного человека в его сознании сразу же закрепляется такое понятие, как НЕБО - то, что ему неподвластно, и то, что его не интересует с точки зрения его простой задачи - выжить, и ЗЕМЛЯ - которая ему дает эти шансы на выживание (растения, животные, источники энергии и т.д.). В сознании - два различимых понятия, в общении - два сигнала, в языке - два слова - ВП)

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

(без света земля неинтересна, безвидна, а с водой еще хуже…. НО все-таки по итогам первых двух стихов - понятия и слова-сигналы для НЕБА, ЗЕМЛИ И ВОДЫ… Не очень мало. А по итогам первых трех стихов: НЕБА, ЗЕМЛЯ, ВОДА, ДЕНЬ, НОЧЬ, ВЕЧЕР, УТРО можно уже фиксировать первые слова из лексикона человека… А вот ниже мы рассмотрим некий первоначальный набор слов, который возникает из немного других соображений)…

Дальше, как кажется автору, идет процесс последовательного появления понятий в сознании человека, которые у него затем могли закрепиться как слова…

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]

7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

(Как кажется автору, именно здесь, во второй день, закрепляются понятия НЕБА И ЗЕМЛИ). Итак, по итогам первого дня:

- СВЕТ, ТЬМА, ДЕНЬ, НОЧЬ, ВЕЧЕР, УТРО

а по итогам второго дня к ним прибавляются

- НЕБО И ЗЕМЛЯ

(и это тоже понятно: Земля - то, что подвластно, НЕБО - то, что не подвластно)

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

Итак, по итогам третьего дня в лексиконе человека прибавились:

- ЗЕМЛЯ (в смысле СУША), и разные понятия РАСТЕНИЙ… Явный намек на то, что человек первобытный сперва был вынужден жить собирательством… А также результаты первых наблюдений человека, который заметил, что травы и деревья размножаются через семя… (и это тоже понятно: нет Земли - нет ее плодов - нет пропитания - нет выживания)

Дальше

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; (люди питаются - люди наблюдают растения - люди замечают простейшие астрономические циклы - люди фиксируют движения важнейших светил)

15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; (СОЛНЦЕ И ЛУНА)

17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19 И был вечер, и было утро: день четвертый.

Да, интеллект развивается в сторону глубины.

По итогам четвертого дня в лексиконе человека прибавились СОЛНЦЕ И ЛУНА.

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

Итак, кроме собирательства, человек начинает жить простейшей охотой… И в его интеллекте появляются понятия ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ, РЫБ и ПТИЦ… Что характерно, нет пока места для понятия ЗВЕРЕЙ.

По итогам пятого дня сознание, в вместе в ним лексикон человека расширился на слова, обозначающие ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ, РЫБ и ПТИЦ…

А вот о зверях речь идет в дня шестом…

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. (Вот они, скоты, и гады, и звери земные… Человеку по зубам не с первого дня)

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -- вам сие будет в пищу;

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Вот он: момент осознания человеком четкого, не на животном уровне, своего отличия от представителей животного мира… Вот они ЗВЕРИ, которые осознаются как источник интереса человека не с первого дня, так как до этого от них исходила разве что тревога, а интерес как продукты питания представляли лишь рыбы, птицы и пресмыкающиеся…

Итак, итог шестого дня: ЗВЕРИ, МУЖЧИНЫ, ЖЕНЩИНЫ (половое различие), причем животным в пищу дается зелень, а людям - плоды… Подчеркивание различие между интеллектом человека и животного…

Итак, итоги первых шести дней, которые у нас здорово наложились на первые шесть дней сотворения:

Итоги первого дня:

- СВЕТ, ТЬМА, ДЕНЬ, НОЧЬ, ВЕЧЕР, УТРО второго дня:

- НЕБО И ЗЕМЛЯ Третьего дня:

- ЗЕМЛЯ (СУША), РАСТЕНИЯ Четвертого дня:

- СОЛНЦЕ И ЛУНА. Пятого дня

- ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, РЫБЫ и ПТИЦЫ… Шестого дня:

ЗВЕРИ, МУЖЧИНЫ, ЖЕНЩИНЫ Пока перерыв в цитировании книги творения (БРЕЙШИТ), ГЕНЕЗИСА или БЫТИЯ. Пока давайте подумаем о другом: какая в этом случае могла бы появиться система сигналов… Экстремальная ситуация завершилась, и вот есть простейшая система отношений типа "старший-младший"

(вообще можно рассмотреть и горизонтальные отношения, эта тема была частично уже затронута чуть выше: если отношения горизонтальные, то идет сигнал "Давай", если отношения вертикальные, то идет команда к действию. Какие из этих отношений реализуемы проще? Те, которые требуют минимум мозговой энергии. "Давай" другому члену стаи нужно еще осмыслить и объяснить, а вот команда к действию от вожака, от получившего победу в схватках за первенство или просто производящего впечатление, проста и лаконична. Еще раз подчеркнем: если дающий команду для того, кому она обращена, гарантированно авторитетен). Любая команда неизбежно по своей сути будет состоять из двух частей: ЧТО ДЕЛАТЬ и С ЧЕМ ДЕЛАТЬ. То есть действие и объект команды. При этом возникает сигнал-команда потребности (часто тождественная с сигналом "иди ко мне"), команда начала непосредственного исполнения команды (иди, начнем) и команда завершения (а иногда последней может и не быть). Более подробное описание проще начинать с объекта, по отношению к которому должно быть направлено действие. Предмет действия легко подсказывается природой, иного не дано. Он может быть направлен исключительно на то, что человеку легко подсказывается природой, и (что принципиально) что ему физически подвластно (иначе - будет непонимание со стороны адресата команды). А легко ощущаемы и физически подвластны ему некие твердые тела, звери, растения, другой человек, четыре стихии (огонь, воды, воздух, земля). Явления природы (дождь, ураган, ветер, день, ночь) ему подвластны в меньшей степени, потому в первую очередь они не рассматриваются…

(Этот абзац был написан несколько раньше, чем то место, где автор привел цитирование первое главы книги создания. Некие аналогии видны. Земля - то, что подвластно, небо - то, что неподвластно)… В рамках нашего рассмотрения в сознании дающего команду в первую очередь возникнут эти сигналы, а в рамках гипотезы синхронности в языке найдут свое воплощение уже в сложившихся словах именно следующие понятия:

- твердый предмет (камень, тело, твердый невоодушевленный предмет)

- жидкость (вода)

- воздух (газ)

- сыпучий материал (земля)

- плазма, переход, источник энергии (огонь)

- животное

- растение

- человек

(или: некие из этих предметов могут быть описаны одним существительным и неким прилагательным, (например, "вещь твердая", "вещь жидкая"), но - в любом случае, пока всего лишь восьми понятий как объектов первобытных приказов, хватит с головой)

Список 3_2_1. Простейшие понятия, требующие обозначение как имя существительное… (Об этом же речь идет в первой главе Генезиса-Бытия) Ну а теперь, вслед за объектами действия, давайте рассмотрим сами действия (и рассмотрим их до некоего промежуточного логического завершения, а затем опять вернемся к самим объектам, то есть к именам существительным). Эти действия, опять же, продиктованы природой. Они именно те, которые можно совершать с упомянутыми объектами..

- твердый предмет (камень, тело, твердый невоодушевленный предмет). Его можно нести (перемещать, оторвав от поверхности), тянуть (перемещать, не отрывая от земли, находясь спереди), толкать (перемещать, не отрывая от земли, находясь сзади), поднимать (сзади), опускать (перемещать, ставить на поверхность), бить (наносить удары), вязать (веревками), колоть (если есть инструмент под названием "кол"), рвать (на мелкие части), рубить, бросать, ловить… (здесь список можно прекратить: при желании можно просто залезть в словарь и все выписать оттуда)

- жидкость (вода). Ее можно лить, пить, брызгать, глотать (пить с остановкой)

- воздух (газ). Им можно дышать и дуть

- сыпучий материал (земля). С ним можно делать все, что и с твердым телом, а еще ее можно сыпать

- плазма, переход, источник энергии (огонь). Его можно разжигать (начинать) и гасить (заканчивать)(то есть: слова "разжигать" и "гасить" возникают не в первую очередь)

- животное. Его можно гнать, звать (давать команду "иди сюда") опять же бить, убить…

- растение. Его можно рвать, собирать

- человек…

Список 3_2_2. Простейшие понятия, требующие обозначение как имя существительное, и простейшие специальные глаголы, которые связаны с действиями над ними… Естественно, что для всех этих действий существуют знаки…

"Нести" описывается - знаком для переноса, "тянуть" - знаком для тянуть, "схватить" - знаком для "схватить", "бить" - знаком для нанесения удара… Если вообще порассуждать о соотношении визуальных и аудиальных команд, то может быть, что ряд вышеприведенных глаголов появится не сразу. Сразу же, то есть в первую очередь, со стороны вожака появятся самый общие команды: "делай", а перед выполнением команды он должен тому, кто ее будет делать, дать команду "подойди", "или сюда" и т.д. Слово "сюда" может быть легко передано знаками, а вот для слова "делай" уже необходим некий сигнал. Все остальные специализированные глаголы появятся лишь на следующем этапе: принцип экономии мозговых усилий…

(Здесь автору этих строк очень трудно удержаться от компьютерных аналогий: вспоминаются команды DO и GO TO во многих языках программирования. В дальнейшем компьютерные аналогии по ходу статьи будут фигурировать неоднократно). Здесь же… Может назревать различие между просто фразой "иди" и выражением "иди ко мне". То есть знаки вожака "иди"(в конкретном направлении, но не обязательно ко мне) и "иди ко мне" приобретают разную формы, и в дальнейшем фиксируются во многих языках как абсолютно разные выражения. Специализированные глаголы идут лишь после этого… (Схема 0_2, файл com.)

Схема 3_2_1. Развитие глаголов, требующихся для дачи простейших команд .

 

Давайте рассмотрим ситуацию с глаголами дальше. После озвучивания команды младший, подчиненный, может ее понять, а может не понять. Если он ее не понял, или понял не до конца, он может выразить свое непонимание вопросами и возражениями… Вопросы о своей природе могут быть (условно для данной ситуации) простыми и сложными… Простые вопросы Как? Когда? Куда? Где? Кого? Что? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? не требуют сильно развитой логики размышлений, ответы на вопросы Почему? (причина), Зачем? (цель), До какой степени? (глубина действия), При каких условиях? До наступления каких обстоятельств, наоборот, следует отнести к логически сложным, которые требовали бы более развитого мозга. Что касается простых вопросов, то среди них можно выделить те, которые касаются непосредственно объекта действия (Кого? Что? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем?), и сути действия (Что делать?, или просто слово-сигнал Что? в смысле "Что делать?"). Появление этой группы вопросов автор этих строк отнес бы до появления вопроса качества действия, которые требуют некой ответной реакции ("как?"), так как изначально речь идет об очень простых операциях, которые понятно, делать как. Далее по времени возникновения идет очень простой логический вопрос "куда?" (куда лить, куда перенести). В дальнейшем, но не сразу же, уже на следующем этапе, возникают вопросы времени и места "когда?" и "где?", так как в ответы на них требуется уже некая логика ответов. Здесь же, появляется логика очень коротких ответов, типа "туда-сюда" и т.д. И лишь после этого появляются сложные вопросы причины, следствия и условий (схема 3_2_2). Самое интересное, в эту же схему вписывается даже дальнейшее развитие глаголов…

Схема 3_2_3. Развитие вопросительных слов и наречий, требующихся для дачи простейших команд.

 

Автор статьи специально блоки для вопросов сделал протяженными во времени, а ось времени он оставил неопределенной. Итак, из вышеприведенных рассуждений, отраженных на схеме, ясно следует, что появление новых слов идет по схеме: - общий командный глагол (ИЛИ, ДЕЛАЙ) - вопросительное слово - наречие, как местоименное, так и качественное..

Схема 3_2_4. Появление вопросительных слов и наречий, относящихся к обозначениям сути действий при рассмотрении общих командных глаголов Автор этих строк будет придерживаться точки зрения, что звуковой сигнал, то есть слово для командного глагола возникнет раньше, чем слово-сигнал для вопросительного слова или наречия… По сему вышеприведенную схему 0_4 можно легко перерисовать в следующем виде: - специальный командный глагол (специальный глагол для обозначения действия) - вопросительное слово - наречие, как местоименное, так и качественное.. Схема 3_2_5. Появление вопросительных слов и наречий, относящихся к обозначениям сути действий при рассмотрении специальных командных глаголов С учетом изображенного на схеме 3_2_2 можно все результаты наших рассуждений изобразить в виде этапов I этап

- Делай (DO, MAKE, MACH, FAIRE)

- Иди (GO, GEHEN, VA, VENIR, без указания конкретного направления)

II этап

- Или ко мне (COME, COME HERE, KOM ZU MIR, КО МНЕ)

III этап

- Специальные командные глаголы

IV этап

- вопросительные слова

V этап

- качественные и местоименные наречия

Внимание! все глаголы - строго в единственном числе

Схема 3_2_6. Этапы становления командных глаголов, используемых в командах для одного человека. Изображено появление новых категорий С точки зрения практики подачи команд это означает одну банальность: к концу последнего этапа развития дающий команды уже может довольно четко произнести команду в виде специального командного глагола и довольно четко очертить все необходимые дополнения в виде наречий и имен существительных (об их становлении чуть ниже)… В дальнейшем, что банальность, которую мы не будем писать по мере расширения этого списка: можно делать сравнения разных языков по мере пополнения списка. Повторимся. Для конкретности: если сравнить слово "идти" (ALLER) во французском языке, в одной из его форм (VA) и в ряде семитских (BA:), то некая глубокая взаимозависимость этих языков не поверхность выходит сразу же.. Еще на себя обращает внимание, что такие формы глаголы будут САМЫЕ КОРОТКИЕ по звучанию. Недаром именно звательные (командные формы глагола, императивы) в ряде языков будут зафиксированы как инфинитивы. И еще. Не исключено здесь появление предлогов, которые приведут в ряде языков к появлению глаголов с приставками. Вернемся к рассмотрению объектов действия (подлежащих, имен существительных), и посмотрим, к каким словам и частям речи приводит их развитие. Еще раз воспроизведем их основной список

- твердый предмет (камень, тело, твердый невоодушевленный предмет)

- жидкость (вода)

- воздух (газ)

- сыпучий материал (земля)

- плазма, переход, источник энергии (огонь)

- животное

- растение

- человек

Повторим задачу для дающего команды: как можно более четко и с наименьшими затратами очертить объект команды, объект действия… При этом он с определенного момента четко в своем мозгу начинает осознавать, что для подачи команды ему необходимо затратить минимум мозговых усилий: как своих, так и выполняющего команду… Итак, пару слов пару слов об описании объектов, над которыми нужно совершить эти действия. На поверхность выходит весьма банальна двухэтапность, связанная с тем, что такие объекты сперва бы описывались, указательными местоимениями ("этот объект", "тот объект"), а затем они бы описывались существительными. Более подробно. При описании объекта так или иначе должно фигурировать само слово "объект". Или универсальное слово-заменитель, то есть местоимение ("он". Род - это целая грамматическая категория. Развитие рода как такой категории - это отдельный процесс, который имеет место явно не на первых порах развития языка. Далее, на следующих этапах, появится жесткое осознание отдельных предметов как предметов женского рода, и тогда появится местоимение "она". Но, соблюдая лозунг этапности, мы пока жестко фиксируем местоимение "он". Поэтому в список, которому мы присвоим номер шесть, мы пишем местоимение "он"). Далее. Должно появиться некое указательное слово, которое информировало бы о том, дающий команду считает этот предмет далеким или близким, и тут же должно появиться некое указательное слово, которое могло бы заменить указательный жест (то есть то же самое слово "он", но, согласно нашим рассуждениям, отвечающее на вопрос "какой"). То есть появилась бы пара указательных местоимений ("тот" - далекий, "этот" - близкий). (В отдельных экзотических языках есть более детальная дифференциация, которая доходит до четырех степеней, но она пока вне интересов нашего рассмотрения). Итак, вырисовалась простейшая диалектическая связка, которую мы отразим на схеме 3_2_6: - Простейшие понятия, требующие обозначение как имя существительное - указательные местоимения ("этот"-"тот").

Схема 3_2_7. Первый этап развития наименований предметов действия Итак, у нас для описания предметов уже есть понятия "тот"-"этот". Какие понятия для описания предметов появятся следующими? Или это будут простейшие отношения собственности ("наш" - "не наш", "свой" - "чужой", "знакомый" - "незнакомый", "опасный" - "безопасный", "хороший"-"плохой", или это будут физические категории ("большой"-"маленький", "теплый"-"холодный", "цепкий"-"скользкий", "быстрый"-"медленный", "съедобный"-"несъедобный") и т.д. Стоп… До понятий "наш" - "не наш", "свой" - "чужой", "знакомый" - "незнакомый", пока рано, пока все вполне описывается понятиями "тот"-"этот". Для понятия опасности есть громкий истеричный крик, да и вряд ли вожак позовет члены своего племени в опасное дело. А вот физические категории, связанные с реакцией на простейшие сенсорные рефлексы ("большой"-"маленький", "тяжелый"-"легкий", "теплый"-"холодный"), ввести самый раз… Внимание! Это ровно те категории, которые возникают как описание простейших необходимых для дела операций.. Итак, первые слова, которые характеризуют простейшие физические категории - это слова, характеризующие размеры, вес, температуру… ("большой"-"маленький", "тежелый"-"легкий", "теплый"-"холодный"). Итак, у нас в речь вводятся физические категории… Мы их отразим на схеме 3_2_7: - Простейшие понятия, требующие обозначение как имя существительное - указательные местоимения - имена прилагательные для физических категорий

Схема 3_2_8. Второй этап развития наименований предметов действия Здесь возникают два пути развития. Первый из них приведет к такой характеристике меры и ее превышения, как слову "слишком", а второй из них - к появлению наречий… Есть еще одно направление развития: появление специальной лексики. Этот этап мы отразим уже в графическом виде… (схема 3_2_8)

Схема 3_2_9. Третий этап развития наименований предметов действия.

 

Попытаемся сравнить путь введения наречия, изображенный на вышеприведенной схеме 3_2_8 с изображенным на схеме 3_2_2, где изображено развитие вопросительных слов и наречий, требующихся для дачи простейших команд.. Как представляется автору этих строк, для того, чтобы убедительно ответить на вопрос "Как?", нужно обязательно иметь стройную систему качественных наречий… (схема 3_2_9)

 


Схема 3_2_10. Как факт наличия развитой системы наречий и качественных прилагательных может оказать информационную помощь в ответе на вопрос "Как?".

 

Ну этом этапе могут также появиться простейшие имена числительные, как натуральные, таки порядковые. Долго на этом останавливаться не стоит: вождь племени способен гнуть пальцы и т.д. Если говорить о развитии других частей, речи, то на этом этапе возможно развитие соединительного союза "и"… Дело все в том, что дача двух команд подряд не столь уж логически сложна для усвоения и выполнения… Увы… ни союза "или", ни союза "но" пока нет… Отсюда же: не исключено появление наречия "еще"… Ну вот… Теперь при сравнении языков можно уже будет выделить сравнение первого и второго состояния, и по-разному интерпретировать их результаты… Делаем следующий шаг и рассматриваем коллективный процесс при участии более чем двух человек… В нашей терминологии - перейдем в третьему состоянию

Итак, у нас в концу второго этапа у нас есть ():

- простейшие имена существительные, а также имена существительные, связанные в окружающей природой

- физические имена прилагательные,

- наречия

- специальные глаголы в командных формах (в единственном числе)

- указательные местоимения

- местоимение "он"

- все, унаследованное от первого состояния

- слово для характеристики превышения меры ("слишком")

- имена числительные

- соединительный союз "и"

А на то, в каком порядке развивалась система имен существительных, ясные указания дает первая глава книги Бытия… Там последовательность конкретна:

- I этап: СВЕТ, ТЬМА, ДЕНЬ, НОЧЬ, ВЕЧЕР, УТРО

- II этап: НЕБО И ЗЕМЛЯ

- III этап: ЗЕМЛЯ (СУША), РАСТЕНИЯ

- IV этап: СОЛНЦЕ И ЛУНА.

- V этап: ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, РЫБЫ и ПТИЦЫ…

- VI этап: ЗВЕРИ, МУЖЧИНЫ, ЖЕНЩИНЫ

Если подытожить, то можно брать язык за языком и заниматься поэтапным сравнением… Далее мы будем идти по намечено нами плану, обращая внимание на развитие частей речи, а после их рассмотрения оных - просто перейдем к рассмотрению оставшейся части книги Бытия..

3.3. ТРЕТЬЕ СОСТОЯНИЕ


- состояние, в котором возникает потребность по применение усилий по организации простейших процессов для трех и более человек, в котором система сигналов, уже выработанных в системе из двух человек, развивается на коллектив из трех и более человек с сохранением власти и единоличного принятия решения со стороны вожака Опять же, рассмотрим процесс, который требовал бы минимум мозговой энергии. Именно поэтому на этом этапе мы до поры до времени отбросим сложный процесс подготовки, совещаний, инструкций и той системы сигналов, которая для них необходима.. Рассмотрим только те эффекты, и те особенности системы, которые при этом возникнут…

 

Как кажется автору этих строк, здесь, пока при отсутствии совещаний и отсутствии необходимости затраты для совещаний мозговой энергии, просто появится местоимение "ты", которое будет даваться при даче команд… Или появление слова-сигнала формы глагола "ты делай", отличное от формы "вы делайте". То есть (внимание!) на этом состоянии разовьются времена глаголов второго числа. При этом все схемы, которые были изображены для предыдущего раздела, полностью сохраняют и для этого случая… Маленькое примечание… Конечно же, из рассматриваемого отнюдь не следует, что специализированные глаголы-команды для второго состояния должны обязательно возникнуть раньше, чем простейшие глаголы для нескольких человек, которые зафиксированы в третьем состоянии… В общем случае, автору этих строк это хочется зафиксировать в схеме под номером 3_3_1, которую он бы назвал схемой развития глаголов в командных формах…

Схема 3_3_1. Схема развития глаголов в командных формах…

 

Итоги третьего состояния

- развитие местоимений "Ты" и "Вы"

- развитие командных форм глаголов во множественном числе

3.4. ЧЕТВЕРТОЕ СОСТОЯНИЕ

- состояние, требующее проявления не только команд, но и инструктивных знаний Будет рассматриваться тот этап в жизни первобытного человека, когда для принятия решений достаточно одного-единственного вожака, а вот для исполнения решений исполняющий его должен уже выполнить некие инструкции… А для выполнения инструкций у него уже должен особым образом развит мозговой аппарат… То есть, он должен воспринимать такие сигналы, как ЕСЛИ, ПОКА, ПОКА НЕ, ЧТОБЫ… Если речь идет об инструкции, то речь идет о неком сравнительном аппарате… Для работы сравнительного апарата нужно иметь некое описание состояний.. Для описания нужно уже иметь некие статические формы глагола, одного императива уже мало… Таким образом, если речь идет об описании, то речь идет о появлении форм глагола - настоящей и прошедшей… Речь также идет о развитии форм настоящего и прошедшего числа для глаголов "быть" и "иметь", и не исключено развитие этих глаголов как модальных..

Не исключено, естественно, такое развитие грамматики, которое все описанное отразит в других формах… В принципе, лишь на этом этапе начнет проявляться различие между ностратическими и неностратическими языками… Вот именно здесь, на этом этапе, уже начнут проявляться особенности грамматики отдельных языков… Увы… забавно, даже сенсационно… Появление двух известных модальных глаголов, которое дается на первом уроке иностранного языка, имеет место не на первом, не на втором, а на четвертом этапе… До этого, увы…. Одни императивы… Дальше. Если есть инструкции, то есть сравнения… Сравнения могут быть как по качественному признаку каких-либо объектов, так и по количественному. Значит, развиваются категории равенства-неравенства… Вот собственно, и все… на других частях речи это состояние не отразится… и

Итак, итоги четвертого состояния:

- появление инструктивных знаний и соответствующих союзов как частей речи

- зачатки формирования грамматики. Первые проявления различия между ностратическими и неностратическими языками…

- развитие форм настоящего и прошедшего числа для глаголов "быть" и "иметь", с не исключением развития этих глаголов как модальных..

- развитие категорий сравнения: равенства-неравенства, тождества - не тождества

3.5. ПЯТОЕ СОСТОЯНИЕ


- состояние, при котором от старшего члена племени младшему начинают идти поручения по сбору информации и при котором старший младшего (младших) начинает инструктировать по вопросам сбора информации, а младшие эту информацию начинают передавать старшему… Вот все усилия очень простых ситуаций, для отработки которых достаточно индивидуального поиска информации, уже отработаны… Теперь начинается период коллективного сбора информации. Автору этих строк с точки зрения вклада в развитие языка кажется непринципиальным, так как он не видит того, что принципиально нового этот этап внес бы по сравнению с четвертым… Потому

3.6. ШЕСТОЕ СОСТОЯНИЕ


- состояние, требующее уже коллективного принятия решений. Более подробно: это то состояние, при котором язык, в частности, лексика, развивается до такой степени, что уже можно организовывать равноправный обмен информацией и проводить совещания. (А на этих совещаниях осуществлять коллективный прием решений, но это уже за пределами темы статьи). Абстрактно. Можно считать, что все усилия очень простых ситуаций, для отработки которых достаточно инстинктивных позывов, уже отработаны. Теперь возникает та ситуация, которая уже требует не просто отработки простых инстинктивных или полуинстинктивных позывов, а целого осмысления. Причем коллективного… Тот самый принципиальный момент, который уже окончательно отличит человека от животного. Как, по крайней мере, зафиксировано у классиков марксизма-ленинизма и не только у них. В качестве банальности хочется отметить, что то племя, у которого будет развит механизм осмысления лучше, будет иметь большие шансы на успех и выживаемость.. Механизм осмысления чего-либо не так уж концептуально сложен. Возникает некая ситуация, на эту ситуацию идет указание, а после этого идет сигнал, призывающий к началу размышления, и указание о предмете совещания. В процессе размышления высказываются некие мысли (сигнал о высказанной мысли - сама мысль), а завершается все сигналом о принятии решения. Итого те сигналы, которые должны прозвучать, не очень малочисленны

- сигнал, призывающий к началу размышления, и указание на предмет совещания

- сигнал о высказанной мысли - сама мысль

- сигнал о принятии решения.

Для начала совещания вряд ли достаточен сигнал "Давай", и нужен отдельный сигнал по созыву совещания (пока не митинга, не вече). Опять же, в этой ситуации самый простой процесс из всех - это рассмотрение коллектива именно из двух человек, не трех и не десяти, и равноправный обмен мнениями… А дальше идет уже предмет совещания… А предмет совещания уже не столь жестко технологичен: (давай пойдем когда-то (время) куда-то (место) и сделаем то-то (суть действия)). Уже возможен обмен информации по принципу "я знаю", "я хочу", "я могу", и достижение неких договоренностей. На следующем этапе не исключено появление форм долженствования "я должен", "ты должен". Здесь же идет появление логического отрицания… Внимание! Те слова, которые, опять-таки, довольно рано выплывают в учебниках иностранных языков, не очень рано выплывают у нас… Здесь же вся система местоимений приобретает свое логическое завершение… (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они и т.д). Это касается всей системы местоимений…

Здесь же вполне возможен сигнал о долгих раздумиях (междометие "ааа" (сказанное тихо, в отличие от сигнала тревоги), а также слово "ага" ("aha"), ставящее собеседника в известность о долгих раздумиях). И, самое главное - здесь нормально возникнет разговорная речь… С такими ее атрибутами, как простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, формами будущего времени… С глаголами здесь может маятник кочнуться в обратную сторону… При рассказах о чем-либо, описаниях чего-либо, которых много на этом этапе, такой глагол легко может опускаться… Что мы наблюдаем в ряде источников, к примеру, латиноязычных, предложение без глагола или с глаголом в несвойственном месте - не редкость. Речь приобретает различные обороты, вместе с ней развиваются и союзы.. Это ремарка относится к разделительным союзам "или", "но", "а", при употреблении которых подчеркивается элемент противопоставления.. Итак, итоги шестого этапа…

- развития призывов "давай", наряду с императивами

- обмен информацией по принципу "я знаю", "я хочу", "я могу", и достижение неких договоренностей.

- появление форм долженствования "я должен", "ты должен".

- появление логического отрицания…

- формирование простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложения (развитие повествовательной и совещательной речи)

- установлении формы будущего времени…

- междометие "ага" как сигнал долгих раздумий…

Вот, собственно, и все… А языки можно сравнивать поэтапно, с разным подходом к разным этапам…

 

В качестве небольшого эпилога - несколько примечаний.

Примечание 1, которое подошло бы тому месту, где мы говорили о появлении инструктивных знаний…

Могут развиваться как звуковые сигналы в виде слов, так и сигналы в виде телодвижений (автору этих слов вспоминаются недалеко ушедшие от первобытных людей аборигены Африки и Индонезии, которые перед охотой на зверя рисуют его на земле и ритмично совершают некий обряд, обилующий телодвижениями как со стороны вожака племени, так и со стороны, рядовых членов племени… Возможно, это и есть столь подробно анализируемый автором ритуал постановки задачи со стороны вождя и ритуал объяснение понятой задачи со стороны рядовых участников племени. При этом о хорошо развитом языке речь не идет… Но… язык танца громоздок, что отчасти, и демонстрируют участники сего не очень быстротечного действа, а язык слов компактен)…

Примечание 2

.

Есть слово "предмет", "вещь" (res, Sache, thing) (для тех, кто не искушен в языках: так будет слово "предмет" по-латыни, на немецком и английском). У автора этих слово ну просто вертится на языке сопоставления имени существительного "вещь" с именем прилагательным "вещий" - настолько "вещим" для языка и жизни вообще оказывается это слово… Может быть, среди всех восьми первых слово нужно смотреть именно на него? Итак, возникает первое слово, первое абстрактно-обобщенное понятие. Часть речи - имя существительное, iменник, rzeczownik (от rzecz - вещь), noun, Substantiv, Substantif, sustantivo (последние три слова из немецкого, французского и испанского языков - от латинского "substantio" - вещество). Почему имя существительное? Почему не вопросительное слово, не глагол, не местоимение? А очень просто, если мы еще раз вспомним, при каких обстоятельствах появляется это слово, именно: перед походом на охоту. И некий предмет должен быть как-то назван. А идеальный вариант - охарактеризован. Одним словом: есть команда - есть хоть какой-то комментарий к команде. Все остальное - не нужно, до поры до времени обходимо. Итак, появилось слово предмет. Все остальная информация, необходимая для такого процесса, как охота, может быть передана невербальным образом, в виде тех же самых междометий, или визуальными знаками. Так же телодвижениями или визуальными знаками может быть передана информация о тех действиях, которые должны совершить охотники во время охоты… (Кстати. Тезис о том, что глаголы как слова, которые описывают действия, развиваются значительно позже существительных, очень известен и также широко освещен в филологии. Можно вспомнить очень много текстов на латыни, где глагол как таковой вообще отсутствует… Можно вспомнить о ряде языков, где система глаголов крайне примитивна. Можно вспомнить о довольно оригинальной грамматике японского языка, которая отражается и на глаголах. Можно вспомнить о том, что в немецком языке глагол очень часто стоит на последнем месте, а в придаточных предложениях он просто обязан стоять на последнем месте, причем в разговорной речи он очень часто проглатывается. В образцах примитивного русского разговорного, в том числе матерного, весь глагольный набор заменяется двумя-тремя (ну пятью максимум) корнями, при этом, правда, с довольно развитой системой приставок. Одним словом, глагол - это отдельный предмет для исследований). Еще один вывод, связанный с словом "вещь", "предмет". Если исходить из тезиса о том, что в лексиконе разных народов возникает первым именно это слово, то мы можем легко провести классификацию языков различных народов по тому, как в языках этих народов звучит это слово. Разумеется, с учетом фонетической адаптации.

(Вопрос о фонетической адаптации принципиален, так как из-за того, что у представителей разных народов органы речи развиты резко по-разному, один и тот же мозговой сигнал, то есть мозговой сигнал, который подает приказ органам речи на произнесение того или иного звука, может вылиться в совершенно по-разному воспринимаемый звук, к примеру, вместо "ф" может звучать придыхательное "п"). После появления первого имени существительного - "предмет", "вещь" - могут появиться простейшие слова, которые его характеризуют. Это могут быть характеристики по его размерам, весу, температуре, формы поверхности (то есть по простейшим физическим характеристикам). Могут быть пары слов, которые были бы связаны с субъективным восприятием и выражающие отношение к нему говорящего ("свой"-"чужой", "хороший"-"плохой"). Но… если исходить из вырисовавшегося закона абстракции (мозг примитивного человека развивается строго постепенно!), то в качестве вырисовавшейся характеристики предмета могут быть только указательные местоимения "этот" (более близкий в представлении говорящего) и "тот" (более далекий в представлении говорящего). Тогда автоматически в речи появляются выражения со смыслом "этот предмет", "эта вещь", "тот предмет", "та вещь". Возможна, к в отдельных языках более далекая дифференциация, но не на первых этапах…

Примечание 3.


Оно касается соединительных союзов.. Фонетика: рисовалось выражение рта при произнесении того или иного звука… Латинское et в виде формы рта… Теперь, после примечаний, может быть, можно и перейти к тому, что дают оставшиеся главы книги Бытия, другие книги Пятикнижия, и лишь после этого перейти к формулировке выводов…

Примечание 4.


Книга Создания-Генезиса-Бытия имеет одну особенность. Там о первочеловеке, собственно, об Адаме, речь идет дважды: во второй главе и в пятой. Причем с пятой главы уже начинается непрерывная библейская эпопея, которая проходят главной сюжетной линией через всю Библию и охватывает все книги, включая даже отдельные книги пророков… (Здесь начинается отличие шестой версии статьи от пятой) Вывод. Если хочется сравнить два (много) языков, то план при этом должен быть следующим:

1. Сравнить междометия и слова первого состояния

2. Сравнить командные глаголы (слова первого состояния)

3. Сравнить все слова, которые появились во втором состоянии (начиная с существительных, можно в том порядке, в котором они даны в книге Создания-Генезиса-Бытия)…

4. Последовательно дойти таким образом дойти до шестого состояния…

При этом изначальное деление языков на группы производить строго с ориентацией на эти состояния…

4. КРАТКИЙ ЭПИЛОГ И ПОСТАНОВКА СЛЕДУЮЩЕЙ ЗАДАЧИ


Почти эпилог… Если сравнивать разные языки, то у нас есть две концепции развития этих языков:

- концепция их независимого развития, когда каждый язык развивается независимо один от другого

- концепция их последовательного развития, когда один язык оказывается в роли продолжателя традиций другого.

Очень ярко сравнение этих двух концепций идет в третьем томе Морозова, где идет сравнение суффиксных и префиксно-суффиксных языков…

ЛИТЕРАТУРА

1. Кеслер Я.А. Русская цивилизация. М. Эко-Пресс. 2002

2. Стецюк Валентин. Исследование доисторических этногенетических процессов в Восточной Европе

3. Паронджанов В.Д. О языке дракон (конспект доклада)

4. Герасимов Г.М. Теоретическая история. Электронная версия

5. Поляковский В.Т. Татаро-Монголы. Евразия. Многоваринтность. М. 2002

6. Borst Arno. Der Trumbau von Babel, 6 vols. In 7. Stuttgart, 1975-63.

7. Морозов Н.А. Христос. Том 3. Бог и слово. М. Леан+Крафт, 2002.

Поляковский В.Т.  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ноябрь, 27. 2004
Шестая версия статьи - 10 апреля 2005