Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Владимир Меламед (Канада)

Социологическое общество "New Tradition"

 

Социальные парадоксы Еврейства

 

Если придерживаться традиционной истории, то можно легко заметить, что социальные законы практически обошли еврейство стороной. Этот гонимый народ умудряется совершать головокружительные кульбиты: расселяется по всем странам средневекового мира, овладевает финансами многих стран и в условиях полного подавления выстраивает международные финансовые сети…

 

 

Характерны высказывания классического русского историка Николая Бердяева в его книге "Смысл истории", практически сдающего научные позиции и переходящего на религиозный мистицизм, когда речь заходит об иудеях:

"Еврейству принадлежала совершенно исключительная роль в зарождении сознания истории, в напряженном чувстве исторической судьбы, именно еврейством внесено в мировую жизнь человечества начало "исторического".

Еврейство имеет центральное значение в истории. Еврейский народ есть, по преимуществу, народ истории, и в исторической судьбе его чувствуется неисповедимость Божьих судеб. Когда меня привлекало материалистическое понимание истории, когда я старался проверить его на судьбах народов, мне казалось, что величайшим препятствием для этого является историческая судьба еврейского народа, что, с точки зрения материалистической, судьба эта совершенно необъяснима. Нужно сказать, что со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать (выделено мной, ─ В.М.). Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указывает, что с судьбой этого народа связаны особые предначертания. Выживание еврейского народа в истории, его неистребимость, продолжение его существования как одного из самых древних народов мира в совершенно исключительных условиях, та роковая роль, которую народ этот играет в истории,всё это указывает на особые, мистические основы его исторической судьбы. ... Вокруг судьбы еврейства разыгрывается особо напряженный драматизм истории".

 

Первая загадка: широта распространения

 

Что же такого поразительного нашёл Бердяев в евреях? Во-первых, это широчайшая их распространённость по странам и континентам.

Во всех имеющихся исторических источниках утверждается, что иудеи постоянно были гонимыми, что они практически непрерывно на протяжении тысячелетий попадали из одного плена в другой, из одного рабства в другое, всегда были у кого-либо в подчинении. При этом, однако, они загадочным образом сохраняли свою национальную неповторимость, часто вопреки собственному практицизму были верны вере отцов и в любой стране добивались разительных успехов в экономике, политике и культуре.

Загадочное и единственное в своем роде явление для гонимых и преследуемых. Вообще-то угнетаемых народов было предостаточно, но никто из них не расселялся на огромных территориях – от Испании до Индии, от Италии до Швеции, от Северной Африки до Китая и Вьетнама. Кроме евреев.

Более того. До сих пор многие народы, исповедующие отнюдь не иудаизм, считают себя потомками потерянных колен Израилевых. Показательны в этом отношении патаны (пуштуны), кашмирцы ─ один из народов Индии, насчитывающий более двадцати миллионов человек; ряд племён Кампучии и Вьетнама. Черты поразительного сходства с иудаизмом находят в синтоистской религии Японии. Но вряд ли хоть один человек на земле стал бы гордиться своим родством с проклинаемым и отовсюду гонимым народом и его религией!

В 1618 году португальский воин Фернандеш Брандау утверждал, что коренные жители Бразилии суть потомки матросов Соломона, ─ а в 1968 году учёный Сайрус Гордон представил финикийскую табличку, найденную в Америке, как возможное доказательство того, что флот союзника Соломона, финикийского царя Хирама, действительно доплыл до берегов Америки.

В 1642 году голландский марран, мореход Арон Леви де Монтезинос нашёл в Латинской Америке группу индейцев, которые произносили молитву "Шма Израэль" и знали иудаистские ритуалы.

В 1650 году Томас Тороугуд опубликовал книгу "Jews in America or The Probabilities that the Americans be of that Race". Он обнаружил множество сходных черт, в том числе соблюдение закона о десятой части и обряд разрывания одежды в знак траура. Южноамериканские письмена имеют общие черты с семитским письмом; при сооружении Храма царя Соломона применялась та же технология строительства, что использовалась при строительстве Храма Куско. Побитие камнями служило наказанием за прелюбодеяние и у древних евреев, и у жителей Куско. Мифологический создатель инков – бог Виракоча – был бесформен и не изображался, то есть являлся совершенной абстракцией.

Есть ещё более поразительные факты, в корне противоречащие общепринятым взглядам на иудаизм и еврейство. В Афганистане, как и в любой стране, существуют свои легенды и мифы, связанные с происхождением правивших монархов. Главная из них заключается в том, что основоположниками династии шахов были иудеи, пришедшие сюда и принявшие ислам. Они являлись потомками израильтян из колена Беньямина.

Эфиопские императоры также из иудеев. Местные летописцы, описавшие их родословную, утверждают, что она началась шестьсот лет назад, когда царица Савская навестила царя Соломона и родила от него сына – Менелика I.

Не будем останавливаться на том, что, по их мнению, царь Соломон и прекрасная царица жили всего лишь шесть столетий назад, хотя это – весьма любопытная тема. Важнее то, что эфиопские правители считали себя представителями колена Иудова.

Последним императором Эфиопии был Хайле Селассие 1. Он – 225-й представитель династии Соломонидов. Императора называли "королём королей": "Хайле Селассие – Царь Царей, Господь могущественных и лев, рыкающий из колена Иудова".

Имеется и румынская легенда о правителях-иудеях. Она рассказывает о вторжении – время неизвестно – вооружённых иудеев на территорию этой страны как о реальном факте. Легенда сообщает, что в языческие времена австрийскими провинциями также управляли иудейские князья. Австрийская хроника, составленная венским летописцем в годы правления Альберта III (1350 – 1395), содержит список из имён не менее двадцати двух таких иудеев-правителей, которые передавали правление своим сыновьям. Причём в списке названы не только их имена, но также и годы правления, и место их захоронения. Примеры: "Шеннан, правил 45 лет, похоронен в Стубенторе, в Вене; Зиппан, правил 43 года, похоронен в Тулне". Легенда повторяется, с некоторыми вариантами, в латинских хрониках Австрии Генрика Гундельфинга от 1474 года и в ряде других хроник.

Опосредованно прослеживается связь с предками-иудеями и для королей Франции. Во время Французской революции разъяренная толпа изувечила 28 статуй израильских царей, украшавших Нотр-Дам. Они воспринимались как прямые предшественники свергнутой династии.

При этом удивительно, что явление такого масштаба, то есть появление в той или иной стране огромных групп иудеев-иммигрантов, не отражено в каких-либо достоверных источниках. То есть описаний гонений и погромов вполне хватает, а вот факты насильственного или добровольного прихода больших масс инородцев в какую-либо страну нигде не зафиксированы. Все знают, что евреев выгоняли из Испании, а вот как они туда попали, не знает никто.

Без преувеличения можно сказать, что не существует ни одного письменного описания прибытия евреев, кроме легендарного похода Моисея.

Как же объясняют историки широкое распространение иудеев среди других народов? По всякому. Одни говорят, то оно связано с проповеднической деятельностью иудейских священнослужителей; такого мнения придерживаются те, кто чрезвычайно слабо знаком с иудаизмом, религией замкнутой и не имеющей проповеднической традиции. Другие придерживаются гипотезы о торговом характере распространения иудеев: якобы они всегда были превосходными торговцами, проникали со своими товарами куда угодно, оседали в разных странах и создавали свои общины. Эта гипотеза также не выдерживает критического анализа. Дело в том, что торговля в Средневековье, и тем более в ранние века, была связана прежде всего с мореплаванием, а вот источники почему-то молчат об отважных еврейских капитанах. Их нет.

 

Вторая загадка: близость к власти

 

Любой рассказ об истории той или иной иудейской общины сегодня начинают со слов "согласно легенде", "считается, что" или "есть версия, что". То есть налицо полное отсутствие достоверного факта прихода евреев.

 

1000-1500

Евреи отсутствуют в Швеции.

1645

Королева Кристина обращается за помощью к врачу Бенедикту де Кастро (Барух Нехемия), первому еврею в Швеции, имя которого сохранила история.

1681

Крещение евреев (четырёх взрослых и восьмерых детей) в Немецкой Церкви в Стокгольме в присутствии короля и королевы. Обращённым дарованы привилегии.

1685

Небольшое число евреев, живших в Стокгольме, получило приказ в две недели покинуть страну.

1718-1772

Во время Шведской Свободы издаётся несколько последовательных декретов, направленных против евреев. В Швеции, как и во всей Европе, значительная часть жителей враждебна к евреям и препятствует их поселению в стране.

1774

Проживающему в Швеции Аарону Исааку первому дозволено исповедовать свою религию.

1775

В Стокгольме основана Еврейская конгрегация. Город Марстранд стал настоящим пристанищем для иностранцев, где они могли пользоваться возможностью свободно торговать и исповедовать свою веру. Еврейская конгрегация существовала до 1794 г.

 

Отметим существенный факт, отражённый в этой таблице и характерный для историй всех европейских общин иудеев. Хорошо выверенные, не легендарные сообщения о евреях начинаются только в XVII веке, причём евреи оказываются сразу в непосредственной близости к правителям страны.

В Швеции полностью отсутствуют сообщения об иудеях-беглецах и переселенцах до 1600 года. А уже в 1681 году состоялось торжественное крещение двенадцати иудеев в присутствии короля и королевы, то есть этому событию придавалось огромное значение! И это в те времена, когда судьба тысяч и тысяч людей, принадлежавших к любой другой конфессии, в том числе христианской, никого не интересовала.

Затем, как видно из таблицы, в XVIII веке выходит целая серия законов, регламентирующих отношения с еврейством. Фактически признаётся их необходимость для страны. Подобные законы могут быть оценены как компромисс равных по силе противоборствующих сторон.

 

Третья загадка: антропологический аспект

 

Иудеи не имеют своей антропологии. Генетическое единство иудейского населения с коренным населением той или иной страны не вызывает сомнений. Невозможно генетически отличить эфиопского еврея от эфиопа, бухарского еврея от таджика, шведского еврея от шведа и так далее.

Рассмотрим некоторые результаты, на основании которых антропологи отрицают наличие еврейской расы. В брошюре "Расовый вопрос в современной науке" (ЮНЕСКО) профессор Хуан Комес приходит к такому выводу:

"Вопреки общепринятому мнению, евреи в расовом плане гетерогенны; тот факт, что они постоянно мигрировали и вступали в контакты – добровольно или ещё каким-то образом – с другими народами и нациями, привёл к такому смешению кровей, что так называемый народ Израиля продуцирует черты, типичные для каждого народа. Сравните коренастого, тяжеловесного еврея из Роттердама с его единоверцем, скажем, из Салоник, с сияющими глазами на бледном лице, худощавым, физически выносливым... Мы можем утверждать, что евреи в целом обладают такими морфологическими разновидностями, какие можно обнаружить между двумя или более расами".

Дополняя примеры профессора Хуана Комеса можно сказать, что марокканские евреи, считающие себя прямыми наследниками мавров и истинными сефардами, ничем не выделяются из общей массы марокканцев-мусульман; евреи-йеменцы темны кожей, низки ростом и неотличимы от йеменцев; египетские, иракские и иранские евреи с виду ─ чистокровные арабы и персы.

В России еврейское население условно можно разделить на две части. Польские и румынские иммигранты XIX-XX веков "импортировали" польско-румынские черты и именно поэтому стали заметны среди русских и южных украинцев. Анклавы же российских евреев, не помнящих своей иммиграции, ничем от славян в антропологическом смысле не отличаются.

 

Четвёртая загадка: антисемитизм

 

Другое социальное явление, связанное с еврейством, – антисемитизм, который сам по себе необъясним с точки зрения традиционной истории. Этот социологический феномен распространён повсеместно. Его проявления находят даже в таких странах, как Корея или Монголия, где евреев в прошлом никогда не было. Повсюду слова "еврей" или "иудей" вызывают настороженность, смутную тревогу, ожидание чего-то плохого.

Можно найти лишь слабо подкреплённые утверждения о том, что первые проявления антисемитизма наблюдались в IV веке до новой эры в Александрии. Далее следует скороговорка о таких же проявлениях в последующие века, в основном в законах о запрете строительства синагог. Но интересно, что характер обвинений против иудеев из века в век меняется, и только после XVI века становится однотипным.

Коснёмся, например, одного из основных обвинений в адрес еврейства – "кровавого навета". Обычай обрезания иудейских младенцев положен в основу обвинения о высасывании крови у христианских детей. Но обнаруживается, что только в XIII веке н.э. в этом преступлении в Англии обвинили первого иудея! Почему только в XIII-м? Почему до этого времени никто и нигде ничего не писал о якобы зловещем древнем обычае иудеев? Естественнее всего было бы предположить, что до XIII века у европейских иудеев самого обычая обрезания просто не было, во всяком случае, в Европе, и потому о нём и не писали. Некого было обвинять…

Распространённость антисемитизма и его влияние на людей ставят исследователей в тупик. За эту тему брались выдающиеся литераторы, историки, философы, даже бизнесмены (Генри Форд).Они придерживались различных взглядов на еврейство, зачастую диаметрально противоположных. Они привлекали в качестве доказательств целые библиотеки трудов. Тем не менее проблема не прояснена до сих пор, и на базе традиционной истории вряд ли может быть выяснена вообще.

Многие современные исследователи видят причины антисемитизма в ксенофобии.

В самом деле, ксенофобия, означающая в переводе с греческого "страх перед чужим", лежит в основе многих националистических взглядов. Однако анализируя ксенофобическую агрессию по отношению к другим национальным меньшинствам, мы видим, что в случае с евреями целая серия сильнейших эмоций, граничащих с паранойей, сильно отличает антисемитизм от простой ксенофобии. Вот некоторые отличия:

- антисемит в отличие от ксенофоба отслеживает наличие еврейских предков вплоть до четвёртого и более поколений, что прекрасно характеризует уровень фобии;

- ксенофобы обычно оценивают этническое меньшинство, на которое направлена ксенофобия, весьма низко, часто сравнивая его с животными и всячески принижая его возможности. Евреев никто "тупыми" не считает;

- к условно "дьявольским" относятся почти все характеристики, приписываемые евреям: коварные, жадные, кровь сосущие, хитрые обманщики (хотя антицыганская ксенофобия в этом случае отдалённа похожа);

- в отличие от других нац. меньшинств евреи внешне не отличаются от коренного населения и свободно владеют языком коренных жителей, однако это не уменьшает накала отторжения, а скорее увеличивает.

На основе вышесказанного позвольте заключить, что антисемитизм не имеет никакого отношения к ксенофобии.

Другие исследователи видят причины в религиозной нетерпимости. Это объяснение ещё более несостоятельно: большая часть современных антисемитски настроенных людей вообще не религиозны, а ислам и христианство основывают себя на иудейской базе.

Одним из интересных признаков юдофобии является скрытое социальное самобичевание, хорошо показывающее нерелигиозный характер антисемитизма. Индивидуум приписывает евреям генетические ненормальности, свойственные собственному физиологическому типу, распространённому в данной среде обитания. Это закрепляет его сознание на определённом типе еврея, и евреи с другими расовыми признаками рассматриваются как не настоящие (психофиксация).

К примеру, узбекские и таджикские юдофобы, описывая бухарского иудея, обязательно имеют в виду еврея-азиата. Европейских евреев (ашкенази) они не признают за настоящих а считают просто людьми, почему-то принявшими иудаизм. Похожее наблюдается у европейских антисемитов: русскоязычные часто фиксируются на веснушках, косоглазии и рыжих волосах, германоязычные ─ на хищном носе с горбинкой. При этом азиатские и африканские иудеи не считаются "исконными" и не являются предметом отрицательных эмоций. То есть нерелигиозный характер антагонизма налицо.

 

Гипотеза

 

Объём приписываемых иудеям недостатков и пороков безграничен. Практически нет ни одного социального порока, который не использовался бы в качестве обвинения. При таком объёме социальных эмоций очень странным кажется то, что евреи не имеют своего антропологического типа и до недавнего времени не имели своего языка. Израильские историки объясняют это тысячелетиями рассеяния, что не снимает главного вопроса: "А что именно ненавидят антисемиты?"

Здесь пора высказать первую гипотезу: антисемиты ненавидят прежде всего само слово ЕВРЕЙ (или JEW на Западе). То есть конкретные евреи подвергаются остракизму только потому, что по несчастью оказались под идентификацией этого рокового раздражителя.

В психоанализе хорошо описан процесс дефлексии, когда неприятные воспоминания, особенно детские, память может подавлять и отодвигать так глубоко, что сознательно вспомнить стрессовые события становится очень трудно. Однако детали неприятного воспоминания ─ запахи, имена, формы – могут напоминать о стрессе и, напоминая, вызывать каскад отрицательных эмоций.

В социальной психологии, где память распределена между миллионами носителей, как ни странно, может происходить нечто похожее. Политическая воля подавляет "ненужную" историю повсеместно. Позвольте предположить, что слово "ЕВРЕЙ" и есть напоминание. Оно напоминает о том, что именно вытеснено в бессознательную область социальной памяти.

Говоря в общем, вытеснение социальной памяти происходит всегда при той или иной идеализации прошлого, неважно, личного или общественного. При создании идеала неминуемые отрицательные стороны реальности подавляются и замещённая память "всплывает" знаковым понятием (так как отсутствие объекта порождает символ).

Приведём пример. Описание второй мировой войны в американских учебниках по истории "проглатывает" роль СССР в победе над фашистской Германией, что политически глубоко обоснованно, так как общество не хочет быть хоть чем-то обязанным коммунистам. Идеализируя же собственную роль в победе и во многом другом, западное общество получает взамен отрицательный знаковый символ "русские", который так и не утратил своего значения, хотя СССР не существует уже 15 лет.

Я не зря привел этот пример. Дело в том, что реальная история второй мировой войны достаточно хорошо известна и еёамериканская идеализация имеет весьма условные формы, когда заблуждается только тот, кому хочется заблуждаться. В случае же с "еврейским феноменом" нормальных объяснений для этой социальной аномалии в рамках традиционной истории просто не существует, и поэтому мировое социальное сознание перегружено мистическими догадками.

Зададимся вопросом, что именно скрывает за собой замещающий символ "ЕВРЕЙ"? Ведь если есть вытесненный образ, то есть образ, содержавшийся в негативной истории, то значит, есть и идеализированная версия истории, в которой всё представлено идеально, так, "как всем хочется". Где она? И возможно ли вообще обнаружить реальную картину?

Думаю, следует предположить, что образы античной римской империи, на которой стоит самоидентификация Европы (а в русской традиции, к примеру, образ Ивана Грозного) и есть идеализированная сторона реальности, а за сверх-символом "ЕВРЕЙ" скрывается что-то, что надо было забыть, затереть, задавить.

(Об идеализированности античной римской империи уже много написано ревизионистами разных школ, но позвольте добавить пару соображений социального характера. Настораживает, что римляне практически не имели собственной идеологии, и этов постоянно воюющем государстве! Как же они распознавали в духовном смысле, свой человек, или чужой? Религиозные общества в качестве распознавания "нашне наш" используют религиозные метки, к примеру, "христианиннехристь". Национальные группы и сообщества основывают распознавание "своих-чужих" по праву рождения, к примеру, русскийинородец, мексиканецгринго, еврейгой. А вот боги римлян самих римлян от других народов не отличают. Так, Юпитер ничего не знает о варварах. Римский историк К. Тацит, писавший о германцах, не возвеличивает Рим и вообще не сравнивает римлян и германцев, хотя по логике вещей должен был бы это делать.

Материальная и политическая реальность античных латинян практически не отражается в их духовной жизни. Точнее, в той духовной жизни, которую им приписывают.)

Изучение иудейской профессиональной специфики в средневековой Европе показывает в первую очередь не торговый, а финансовый характер их деятельности. Иудеи – ростовщики, банкиры, оптовики. Как такая специализация могла способствовать уникальному феномену еврейской распространенности?

 

Еврейский финансовый гений

 

Наверное, прежде чем вытаскивать на поверхность нашу подавленную память, стоит коснуться ещё одного социологического парадокса "избранного народа" – фантастического умения быть финансистами. Ни одна другая этническая общность, пожалуй, за всю историю человечества, не проявляла таких необычайных способностей. Каким-то загадочным образом иноверцам, чужакам, беженцам были отданы на откуп финансы всей Европы. Одним из первых это заметил К. Маркс: "Химерическая национальность еврея есть национальность купца, вообще денежного человека. Деньгиэто ревнивый бог Израиля, перед лицом которого не должно быть никакого другого бога", – забыв, впрочем, объяснить, почему.

Надо сказать, что мнение традиционной истории: христианам в раннем Средневековье нельзя было заниматься финансами, и поэтому финансы были переданы евреям, ─ может быть верным только в том случае, если христиане не были хозяевам в собственных странах.

Но ведь не только христиане, но и мир Востока в IX-X веках н.э. доверял иудеям безгранично. Вот история Испании, 929 год. При правлении Абд ар-Рахмана III и его преемника Аль-Гакама иудейство процветало. Хасдай бен Шарпут, советник халифов, одновременно был руководителем испанского иудейства. Или: когда Вениамин Тудельский в конце XII столетия прибывает в Ирак, он сообщает о десяти селениях (ешивах) и о тысячах иудеев. Он также сообщает, что к этому сроку халифат ещё очень могущественен и иудеи испытывают высшее почитание. (Он цитирует, кроме этого, Ветхий Завет: "Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов". Бытие. 49:10.)

Есть основание предполагать, что вся Европа и Азия в какой-то короткий момент истории находились под пятой завоевателей, насадивших на всей покоренной территории мытарей- сборщиков податей – ЕВРЕЕВ.

Какие проблемы решает это предположение?

- Расселение и распространённость евреев;

- Их финансовое могущество и запрет всем остальным категориям населения совершать финансовые операции (раннее Средневековье);

- Зарождение антисемитизма как первоначальной формы протеста против завоевателей и их прислужников-мытарей;

- Зарождение еврейства как особой социальной группы, вобравшей в себя представителей десятков племен и народностей по признакам единства веры и рода занятий.

 

Исторические подтверждения гипотезы

 

Итак, если евреи – это в основном финансисты, то должны быть и подтверждения в истории средневековой Европы. По логике империй покорённые территории должны иногда бунтовать, а бунты должны начинаться с атак на органы власти. И действительно, вся история евреев – это история погромов, которые условно можно разделить на 2 части, убийства и изгнания.

 

Убийства:

В 1096 г. во время подготовки к I Крестовому походу большие группы крестоносцев врывались в еврейские кварталы и требовали, чтобы евреи под страхом смерти крестились. В Вормсе было убито 800 человек, в Майнце – 1000. В меньшем масштабе тоже самое повторилось в связи со II Крестовым походом 1146 г.

В 1189 г. в Лондоне начался мятеж, вылившийся в массовые убийства евреев. Он перекинулся на всю Англию. В Йорке, например, было истреблено всё еврейское население.

В связи с обвинениями в осквернении святых даров в Белитце, близ Бранденбурга, было сожжено почти всё еврейское население.

В 1251 г. попытка организовать "крестовый поход пастухов" вылилась в народное восстание, известное под именем восстания "пастушков" (Pastorelli). Второе восстание "пастушков" относится к 1320 г. Неизменным объектом ненависти восставших были евреи, которых они безжалостно истребляли. Во время Второго восстания евреи, изгнанные тогда из королевских французских владений, жили только в английских владениях. Но и там они были истреблены почти полностью.

Обвинения в похищении и убийстве христианских детей в Роттенгеме (1298 г.) привели к убийствам евреев во Франконии, Баварии и Австрии.

В 1348/9 г.г. в Западной Европе разразилась страшная эпидемия чумы: "Чёрная смерть". Погибло около 1/3 населения Западной Европы. В народе было распространено убеждение, что это бедствие – результат заговора евреев. Их убивали и сжигали в синагогах от Средиземноморского побережья до Северной Германии. Во Франфурте-на-Майне и в Майнце в 1349 г., были перебиты все евреи. Массовые избиения произошли в Брюсселе (погибло 600 человек), Кёльне, в Нидерландах.

В Севилье в 1391 г. было убито около 4000 человек. Антиеврейские восстания захватили и другие города Испании.

XIII и XIV столетия являются, с одной стороны, временем антииудейской и антихристианской полемики, а с другой стороны – возрастающим натиском на иудеев по всей Евразии. Многие иудеи переходят в ислам, такие, к примеру, как Рашид ад-Дин. Может возникнуть вопрос: почему евреи массово не меняли веру, не принимали ислам и не крестились. Откуда такая устойчивость в вере?

Разгадка кроется в разных степенях социальной инерции (или уровнях консерватизма), свойственных разным производственным цепочкам. Финансовая сеть всегда была самой консервативной и недоверчивой частью общества. К тому же международный взаиморасчёт, основанный на кастовом доверии членов друг к другу, придавал непоколебимую устойчивость этому положению вещей, когда переход в христианство означал потерю работы (и часто голодную смерть).

 

Изгнания:

В 1119 г. из Сент-Эдмонда (Англия).

В 1182 г. из королевских владений во Франции.

В 1239 г. из Бретани.

В 1234 г. из Ньюкастля.

В 1236 г. из Саутгемптона.

В 1249 г. из Франции.

В 1290 г. из Англии при Эдуарде I (указ был отменён только Кромвелем в XVII в.).

В 1306 г. из Франции при Филиппе Красивом.

В 1348 г. из Берлина.

В 1426 г. из Кёльна.

В 1430 г. из Саксонии.

В 1450 г. из Баварии.

В 1475 г. из Бамберга.

В 1499 г. из Ульма и из Нюренберга.

В 1501 г. из Франции при Людовике XII.

В 1267 г. из Моравии.

В 1454 г. из Брно.

Из Франкфурта-на Майне в 1241, 1349, 1618 г.г.

В 1439-40 г.г. из Аугсбурга.

В 1438 г. из Страсбурга.

В 1458 г. из Эрфурта.

В 1519 г. из Регенсбурга.

В 1455 и 1670 г. из Вены.

В конце ХV в. из наследственных владений Габсбургов.

В начале ХVI в. из Пруссии.

В 1492 г. из Испании и Сицилии.

В 1496 г. из Португалии.

В 1498 г. из Навары.

В 1510 г. из Неаполя.

В 1550 г. из Генуи.

 

Если не признать, что первоначальные евреи – это прежде всего налоговые и финансовые специалисты, то непонятно, почему они неизменно вновь оказывались живущими в местах убийств и изгнаний, а их численность всегда оставалась практически на одном уровне.

А появлялись они потому, что власть, наведя порядок, возвращала их на места. Когда же потери были чересчур большие, в касту вливались кадры из местного населения. Без поступления налогов и податей, без финансов государство существовать не может.

Регламентация отношений покорённого народа с налогосборщиками крайне не простое дело, и поэтому во многих странах евреи обладали самоуправлением, собственным судом, имевшим правом налагать любые наказания. Таково было положение, например, в мавританской Испании. Впрочем, и в мавританской, и в христианской частях Испании налоги собирали евреи. Так, казначеем короля Альфонсо X (1221 – 1284) был дон Меир. В Кастилии в 1300-м начальником сбора всех налогов был назначен дон Самуэль. Такой же пост в Севилье занимал Иуда Абарбанель. Альфонсо XI учредил в 1332 г. систему управления финансами, находившуюся целиком в руках евреев. В 1348 г. им же была поручена и чеканка монеты. Педро I Жестокий отдал пост казначея дону Самуэль ха-Леви: он собирал налоги, опираясь на сеть своих замков, разбросанных по всей стране.

В конце XIII столетия иудейский учёный Саид Аль-Давла становится визирем государства монголов. Этот иудей говорил по-монгольски, по-турецки, на фарси и по-арабски, на четырёх самых важных языка монгольского государства. В 1291 году Саид Аль-Давла был убит, и в государстве вспыхнули антииудейские беспорядки.

В Португалии в XIV в. существовал единый глава еврейской общины для всего государства. Аналогичным было положение евреев во Франции, Италии, Германии, Польше, Литве. В Англии, согласно указу короля Генриха I (XII в.), евреи должны были находиться во всём государстве под защитой и покровительством короля. Затем Генрих II издал так называемую "Иудейскую Хартию". Согласно её законам, в тяжбе между иудеем и христианином, например, необходимы были показания двух свидетелей: одного иудея и одного христианина. Во Франции Людовик Благочестивый учредил для защиты евреев особую должность "Магистер юдеорум". Эдиктом короля было запрещено крестить рабов, принадлежавших евреям.

То, что евреи – это налогосборщики, власть понимала и принимала очень долгое время. Даже в 1616 г., после того, как толпа разгромила гетто во Франкфурте-на-Майне, властью императора предводитель бунта Феттмильх и ещё шесть зачинщиков были казнены. Император добился наложения пени на христианское население города. Гетто было поставлено под непосредственную охрану императора, в знак чего на воротах был выставлен щит с гербом императора. И в других имперских городах изгнание евреев обычно вскоре отменялось императорским указом.

Периодом расцвета еврейских общин во Франции было царствование Людовика Благочестивого. Они были освобождены от пошлин, им было разрешено иметь рабов-христиан. Евреи монополизировали торговлю вином и мясом, из-за них рыночные дни перенесли с субботы на воскресенье. В Тулузе в ХШ в. евреи в правовом отношении были приравнены к христианам. В ХIV в. во Франции им было разрешено принимать любой залог под ссуду, кроме земельных участков. Судить их могли только королевские судьи. В суде их клятва принималась как доказательство. Карл VI запретил на десять лет принимать жалобы на злоупотребления еврейских ростовщиков. При его правлении во Франции евреям был разрешён арест должников, телесные наказания их и продажа всего имущества.

Первые монеты польского князя Мешко чеканили с применением еврейского письма.

Медичи, желая обогатиться, приняли в 1583 году верное решение: пригласить поселиться в Ливорно евреев, причём не венецианских, а угнетённых марранов, весьма сведущих в средиземноморской торговле, имеющих надежные связи с Амстердамом, Турцией и всем Востоком. Результаты мы знаем.

Даже перечень эпитетов, которыми награждают евреев, практически неотличим от обвинений современной банковской системы в любой стране:

- жадные,

- бессердечные,

- кровопийцы,

- ничего не хотят видеть, кроме денег,

- и тому подобное.


 

Всегда ли мы "узнаём" евреев в истории?

 


Если покорённая Европа видела в семитах только мытарей и ростовщиков, то самим семитским регионам XI века иудеи были известны и в другом качестве. К примеру, одной из самых интересных фигур в XI столетии в Испании был иудей Самуил га-Нагид, великий визирь Гранады. Он был рыцарем, борцом и поэтом. Он сочинил военную песню, в которой иудеи предстают совсем иными людьми:

"Мы, борцы Моисея, у которых нет тупых мечей,

При которых никогда не уважаются жадные"... (G. Stemberger, Epochen der Juedischen Literatur ("Эпохииудейскойлитературы") S. 124.)

Традиционная история нам не объясняет (да и может ли?), что за нежадные "борцы Моисея" имеются в виду…

Как уже упоминалось, античные идеальные римляне, выдуманные в Средневековье, не имели своей объединяющей идеологии, а вот реальные иудеи имели Ветхий Завет. Несмотря на бесконечные переписывания и редактирования, в нём сохранилось немало слов и выражений, чётко определяющих, где свой, а где чужой. Цитат шовинистического и богоизбраннического толка из Ветхого Завета можно привести очень много, но мы ограничимся несколькими:

"Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея, и будут говорить: мы пойдём с тобою, ибо мы слышали, что с вами – Бог" (Захария 8.23).

"Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их служить тебе; ибо во гневе Моём Я поражал тебя, но в благоволении Моём буду милостив к тебе. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днём, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов, и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся" (Исаия 60, 10-12).

"И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицем до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся" (Исаия 49, 23).

"Ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твоё завладеет народами и населит опустошённые города" (Исаия 54, 3).

И так далее.

Таким образом, понятие "иудей" в течение нескольких веков имело совершенно другой смысл и значение, нежели сегодня. Есть серьёзные основания полагать, что и многие другие базовые термины "плывут" в своих значениях. Всегда ли мы, читая старинные хроники, понимаем, где речь идёт о евреях, а где – нет?

Для примера небольшой экскурс в историю папства.

Если посмотреть на начало крестовых походов как на военно-экономическую экспансию, то история папства до этого вообще не имеет никакого политического смысла. Хоть какая-то логика в событиях и действиях пап просматривается, лишь начиная с понтификата Григория VII. Считается, что в 1071 году палестинский Иерусалим отняли у Византии турки-сельджуки, и Григорий VII призвал христиан к крестовому походу, но в осуществлении этого плана ему воспрепятствовала борьба за инвеституру (вассальное право). И в описаниях происходивших при этом процессов весьма много такой социальной детализации, которую невозможно придумать.

Григорий VII претендовал на сверхгосударственный, имперский статус в раздробленной Европе, и в его методах прослеживается ясная логика. Институт "патариев" (оборванцев-монахов) осуществлял необходимую идеологическую накачку, создавая истерию, необходимую для перехода к формам религиозного государства. В споре за верховенство с Генрихом IV началась война, и Рим был взят, но папа спасся в замке Святого Ангела. На выручку ему поспешили… норманны и арабы. Огнем и мечём, разрушая квартал за кварталом, они пробиваются к замку Святого Ангела и освобождают Григория VII. Далее традиционная история сообщает, что бесчинства арабов-мусульман привели к возмущению населения Рима против них и против папы тоже (есть сообщения, что в соборе Святого Петра арабы пропели суры из Корана). Римляне встали на сторону императора для изгнания арабов из города.

Считается, что норманны и арабы (оказавшиеся в одном войске при том, что именно папа Григорий VII призывал к крестовому походу против мусульман!) были наёмниками. Интересно, где ж они дислоцировались, если папа успел нанять их и дождаться их помощи быстрее, чем Генрих взял замок?

Традиционное изложение событий напоминает иррациональный сон, но интересно, что фальсификацией это назвать трудно, так что алогичность этих происшествий скорее говорит о нашем кардинальном непонимании ключевых понятий: араб, норманн и даже папа, и о нашем незнании действительной политической обстановки.

 

Итоги

 

Подводя итоги, стоит перечислить социологические особенности средневекового еврейства, свидетельствующие об их имперской сущности:

- объединённость при отсутствии общей антропологии;

- наличие ярких имперских следов шовинизма и теории превосходства в Ветхом Завете и в некоторой другой ранней иудейской литературе;

- спаянность с властью;

- отсутствие документов о первоначальном приходе в ту или иную страну;

- безраздельное финансовое господство, особенно в раннем Средневековье;

- удивительная синхронность изменения положения иудеев по всей Евразии.

- повсюду евреи исключительно финансисты, сведения о других высоких социальных ролях отсутствуют.

В целом в истории иудеев прослеживаются этапы:

Х век. Сведений крайне мало. Благоденствие. Евреи занимают высокие посты, и не только в финансах.

XI век. В христианском мире появляются сообщения о погромах, в основном связанных с восстаниями и крестовыми походами.

XII-XVI века. Нарастающее повсеместное ухудшение положения евреев в христианском и исламском мире.

По сути, мировое еврейство в его имперском смысле закончило свое существование с внедрением банковской системы в Европе и окончательной потерей надобности в кастовых взаиморасчётах. Этот процесс начался в XVII веке, с возникновением национальных валют и соответствующим исчезновением нужды в еврейских финансовых услугах. В течение XVIII века формировались национальные финансовые системы, деятелей которых простые люди ненавидели ничуть не меньше, чем евреев. О них немецкий поэт Иоганн Христиан Гюнтер (1695 – 1723) писал:

Здесь предрассудок мысль хоронит,

Богач пинает бедняка,

Ликует гнёт, свобода стонет,

Терзает ворон голубка.

Ростовщикивраги Христовы

Скупить отечество готовы

И в роскоши проводят дни.

Своекорыстные злодеи ─

По сути те же иудеи,

Хоть не обрезаны они!

В конце XVIII века закончилась еврейская конгрегация и многие страны северной Европы гнали иудеев весь XIX век. Именно тогда истинное значение еврейства было забыто и под действием набирающего силу символа "ЕВРЕЙ" началось формирование новой общности иудеев как нации. А к ХХ веку евреями стали называть всех, кто не отказался от символа Израиль (чем, кстати, были очень недовольны караимы).

Понимание (вернее, рефлексия), что ЕВРЕЙ – первоначально не этнический, а профессиональный признак особой группы людей, может стать первым шагом в преодолении иррациональных социальных фобий современности, в том числе и антисемитизма.

 

2004, Торонто.