Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Екатерина Синельникова

Огнём и мечом?!

Проба пера

В Древние века люди верили в богов и потусторонний мир. Так же, как и мы, работали, гуляли, купались, влюблялись. Только поклонялись они не одному Богу, а многим. Жили, отмечали праздники, приносили жертвы и чтили свои традиции.

Но, как говорит легенда, однажды князь Владимир Красное Солнышко решил внедрить на Руси христианство. Конечно, не просто так пришла ему эта мысль. Все на Руси были язычниками. Все поклонялись одним и тем же или сходным богам, но в разных семьях и на разных землях во главу угла ставили разных покровителей. Одни в большей степени почитали Ярило, другие Велеса и т.д. Тем самым Русь была раздроблена. И князь Владимир, говорят, решил объединить всех. Но сложно это сделать, если люди почитают разных богов. Нужен был лишь один. Тогда-то он и выбрал христианство - монотеизм.

Говорят, что крестили Русь «огнём и мечом». Но так ли? Давайте рассуждать логически. На дворе конец X века. Русь. Местные жители не только занимаются сельским хозяйством, но и ходят на охоту. На охоту! Славяне никак не были тихими мирными скотоводами или земледельцами. Они были ещё и охотниками, хорошо владели оружием! Историки, видимо об этом благополучно забыли, раз каждый на страницах своих произведений не забывают упомянуть о «крещение огнём и мечом». Как могли бы два киевских воеводы, Добрыня и Путята, крестить Русь против воли жителей, опытных охотников, воинов? Над этим стоит задуматься. Может быть, всё-таки было иначе?

Никто не заставлял силой менять веру! Всё было куда прозаичнее и проще. Христианство вводили постепенно, и оно вбирало в себя все основные аспекты язычества. По сути, язычество стало христианством! Ведь невозможно, чтобы традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение, быстро умерли. Этого и не произошло.

Не верите? Давайте рассмотрим детали процесса.

Увлечение православия свечами - как ни крути, а это поклонение огню. Общеизвестны факты совмещения языческих и христианских праздников. Например, Иван Купала - он же День Иоана Крестителя; Радоница (Навий день, Духов день) - Родителева суббота; Святки - Калятки.

Алтари - языческого происхождения. Это русское слово якобы происходит от латинского alta ara, что означает возвышенное место, возвышение. Но у наших язычников было святое место: Алатырь камень. Славяне в старину называли этим словом легендарный золотой остров бога Солнца на акватории Северного океана - по сути, рай. Скорее, отсюда оно попало в латынь, а не наоборот.

Алат, Алтын - это «золотой, светлый, белый»; Ар - «земля».

По легенде, в фундаменте Храма Василия Блаженного лежит Алатырь-камень. Он построен во времена уже развитого христианства, при Иване Грозном, однако народная молва гласит:

«Господь вложил в сердца благую мысль, создать церковь каменную в честь Покрова Пресвятой Богородицы! Собрал четверых человек, с разных земель, поднял с постели и дал котомочки, направил в Московию. Все четверо знали, что будут создавать, пришли одновременно из разных мест земли, на холм. Здесь лежит камень Алатырь, Дева на нём, льёт воду. Всю ночь молились на камне, спустился Дух, и поведал о храме, на все века! Это место будет открыто для всех, со всего мира прейдут ходоки».

Алатырь камни, хорошо известные также как синь-камни, раньше имелись рядом с каждым православным собором, как бы объединяя христианскую и языческую веры. Кое-где их называли «Велесов валун». Даже в наше время мы можем их видеть: так, рядом со спасским собором в Переславле-Залесском есть настоящий синь-камень. На нём давали клятву Дмитрий Донской, Иван Грозный, Пётр I. Второй синь-камень можно увидеть рядом с Ферапонтовым монастырём...

Sinelnikova_yaz_1.jpg

Ну, и самое интересное: иконостас. Об этом поговорим подробнее.

Кто такие православные святые: святой Власий и святой Йяар (Яр)? Никого не напоминает? Да ведь это же Велес и Ярило!

Главным покровителем у славян был Троян или, как его по-другому называли, Триглав. В христианстве он имеет не только три головы, но и три тела, поскольку превратился в Святую Троицу.

Мог ли символ христианства - крест, прижиться на «необработанной почве»? Нет. Люди его бы не приняли! Но мы знаем, что крест был известен славянам и до христианизации. Он был знаком солнца и летящего лебедя, а также символизировал четыре стихии: воду, воздух, огонь и землю. Посмотрите только на некоторые дохристиансике символы Новгородской и Полоцкой земель. Чем не христианские кресты?

 

 Sinelnikova_yaz_2.jpg Sinelnikova_yaz_3.jpg
Sinelnikova_yaz_4.jpg
Sinelnikova_yaz_5.JPG
 

А на Белозерском обереге крест вообще соседствует с полумесяцем, иконой и копоушкой (оберегом язычников).

Sinelnikova_yaz_6.JPG

И, наконец, само слово «христианин». Оно, так же как и «крестьянин», произошло вовсе не от «креста», и не от «Христа», а от слова «крестинин». Обратимся к словарю: кресс - это огонь; кресало - огниво, то, чем выбивали огонь. Получается, христианин - это тот, кто имел собственный огонь, свой очаг - дом, семью.

Верования менялись эволюционным путём, и что-то новое могло прижиться на Руси только после долгого «привыкания», включения в это новое не забытого старого. Как же можно было внедрить новое «огнём и мечом»? тем более, первой занесла на Русь христианство вообще княгиня Ольга. Установив хорошие отношения с уже христианской к тому времени Византийской империей, она разрешила ставить у нас византийские храмы, а славянам, которым приглянется эта религия, позволяла сменить веру.

Со временем Русь стала православной. Но умерло ли язычество? Ответ один: нет! Пройдёмся по названиям: один из старейших монастырей Великого Новгорода называется Зверин-Покровским. Во Владимире существует Ярилова горка. В столице нашей Родины - Москве, церковь Иоанна Предтечи на Бору - непосредственно в Кремле - имела второе название: Храм Святого Йара (Яра). Во время археологический работ, проведённых в XIX веке, при разборке церкви, на месте алтаря обнаружили кости животных и лошадиный череп - а заложение костей в основание храмов есть языческий обычай. Скорее всего, церковь первоначально строилась как капище Йара, а точнее - бога солнца Ярилы.

Sinelnikova_yaz_7.JPG

Даже сама структура наших первых храмов повторяла структуру капища. В середине алтарь, первый круг - требище, и второй круг - гульбище.

Академик Рыбаков  («Язычество древних славян») писал:

«Ярким примером влияния языческих традиций на русскую культуру служат шатровые храмы (шедевр такого вида церковных построек - церковь Вознесения в Коломенском), в которых отразились типические особенности языческих капищ и народной деревянной архитектуры, и против которых с такой яростью боролся Никон, запретив повсеместно их возведение».

Примером такого построения может служить всё тот же Храм Покрова на Рву.

Sinelnikova_yaz_8.JPG

На Севере сохранились храмы, которые вообще никак не соответствуют церковному канону. Например, тому правилу, что купол ставится над Престольной иконой, то есть количество куполов храма соответствует количеству престолов в нём. Характерный пример такого северного храма - хорошо всем известные Кижи. (?) Скорее он напоминает большой деревянный костер (знич), горящий на ромове - капище.

Sinelnikova_yaz_9.jpgТак можем ли мы говорить, что язычество бесследно пропало?

Конечно, живя в центре России, редко можно встретить язычников или признаки той веры. Но стоит отправиться в сторону Сибири, как постепенно элементы этой религии будут бросаться нам в глаза. И неспроста. Ведь в Сибири основной религией до сих пор является язычество. И по сей день там отмечают праздники исконно в языческих традициях, и по сей день главным человеком остаётся шаман.