Вячеслав Лопатин
Кто такие эти Коперник, Кеплер?
Имя астронома Николая Коперника знакомо всем и не нуждается в особом представлении: поставив Солнце в центр мира, этот человек совершил настоящую научную революцию. Однако так уж получается, что мы вынуждены сомневаться в традиционной версии истории, и история астрономии не является исключением. К тому же сомнительных моментов в последней содержится более, чем достаточно.
Гелиоцентрическая модель Коперника, перевернувшая мировоззрение людей, была, на самом деле, не нова. Учение о том, что Земля вращается вокруг Солнца, было известно ещё древнегреческой науке, прежде всего, в лице астронома Аристарха Самосского, жившего почти за два тысячелетия до Коперника. Сам же Аристарх основывался на учении Пифагора, насчитывавшем к тому времени уже около трёхсот лет. Конечно же, странно, что античные знания куда-то пропали, и в течение огромного промежутка времени – от Аристарха до Коперника – находились в каком-то небытие. Но данная статья не столько об этом историческом мифе, сколько о тех, кто "возрождал" античную астрономию.
Странности начинаются с самого появления "нового" учения о гелиоцентризме. Его при Копернике, да и долго после него называли пифагорейским. То есть и имя Пифагора, и его учение, несмотря на длительное забвение, хорошо знали! Однако Аристарх Самосский при этом был неизвестен: впервые европейцы познакомились с ним уже после смерти Коперника. Получается, что польский астроном парадоксальным образом опередил своего древнегреческого коллегу.
Кто же такой был этот Коперник?
Биография Николая Коперника (1473-1543) известна, вроде бы, неплохо, но туманных и непонятных моментов, вызывающих удивление и заслуженное недоверие, в ней предостаточно.
Как и большинство великих учёных прошлого, Коперник был мастером на все руки. Остается загадкой, как он и его предшественники успевали заниматься буквально всем, и во всём достигать успеха. Коперник не был профессиональным астрономом и занимался астрономией в свободное от основных занятий время. Он был врачом и в ходе медицинской практики, направленной на борьбу с антисанитарией, "изобрёл" бутерброд. Он был священнослужителем, администратором, физиком, механиком… Ему также принадлежит введение в Польше новой монетной системы.
У Коперника не было профессиональных астрономических инструментов, поэтому ему пришлось самостоятельно смастерить их из дерева. С помощью таких самопальных, сделанных "на коленке", приборов он пытался уточнить известные параметры движения небесных тел. И – надо же – достиг в этом деле успеха. Его имя докатилось до Рима, где ему, наряду с другими астрономами, предложили поработать над календарной проблемой. И Коперник не подкачал. Не имея точных инструментов, он, тем не менее, определил продолжительность года потрясающе точно; ошибка составляет всего 28 секунд. Когда спустя почти сорок лет после его смерти папа Григорий проводил знаменитую календарную реформу, в её основу были положены расчёты Коперника.
Своё главное детище – гелиоцентрическую модель Вселенной, Коперник почему-то не хотел обнародовать в течение почти тридцати лет. Считается, что публиковать такую вещь было опасно, так как данная концепция противоречила той, которой придерживалась церковь. Такое объяснение не подтверждается. Когда Коперник всё же согласился на публикацию, и его книга "О вращениях небесных сфер" вышла в свет, никакой негативной реакции со стороны Ватикана не последовало. Но ещё за несколько лет до выхода этой книги ученик Коперника астроном Ретик издал свою работу, в которой в целях популяризации гелиоцентрической модели изложил её в доступной для широкого понимания форме. Так что теория Коперника не только была известна всем, кто интересовался, но и вызвала оживленную дискуссию. Хотя бы поэтому считать, что, возможно, в Риме о ней ничего не слышали, и у Коперника были причины опасаться негативной реакции церковников, нет никаких оснований. И Коперника, и его теорию в Риме хорошо знали, более того, с ней там познакомились даже раньше, чем о ней поведал миру Ретик.
Да, запрет на книгу Коперника и его еретическое учение появился, но – странное дело – лишь спустя более семидесяти лет после смерти учёного. Чего же, спрашивается, так долго ждали?
Своим гонением на себя учение Коперника целиком обязано деятельности Галилея. Именно в результате пропаганды Галилеем в своих работах гелиоцентрической идеи, книга Коперника попала в Индекс запрещённых книг, а самому Галилею было запрещено упоминать и распространять "ложное пифагорейское учение" (не коперниковское, а именно пифагорейское). Создаётся впечатление, что без Галилея учение о гелиоцентризме преспокойно бы здравствовало, не подвергаясь никаким гонениям.
Почему же так произошло, ведь Галилей не говорил ничего нового, а лишь повторял Коперника?
Удивляет и то, что гелиоцентрическая идея была основной в учении Галилея, и что он её так рьяно отстаивал. Так ревностно, как свою собственную, и так горячо, что не послушался даже запрета инквизиции и довёл дело до судебного разбирательства, которое могло стоить ему жизни. Всё кончилось публичным раскаянием в своих заблуждениях, которое Галилей совершил, стоя на коленях перед многочисленным собранием. Так не является ли Галилей настоящим автором гелиоцентрической модели? А Коперник, с его биографическими странностями, всего лишь поздней выдумкой, которых критический анализ истории нашёл уже не мало?
Приглядимся к этим двум героям более внимательно.
Галилео Галилей (1564-1642) – известный итальянский философ, астроном, физик, изобретатель, основоположник современного естествознания. Как видим, он, подобно Копернику, успешно прилагал свои силы в различных научных направлениях. Как и Коперника, его привлекала медицина, математика, механика. Оба занимались гидростатикой и построили гидравлические механизмы. Галилей лично ознакомил со своими астрономическими открытиями папу Павла V, а Коперник посвятил свою книгу "О вращениях" папе Павлу III. Уж не списана ли биография Коперника с биографии Галилея?
Галилей родился почти через 90 лет после рождения Коперника. Оба поступили в университеты с разницей в 90 лет. Оба, недоучившись, оставили учёбу и покинули университеты. От одного случая до другого – 90 лет. Коперник поступил в Болонский университет, и спустя 90 лет там оказывается Галилей. Коперник всё жаждет знаний и снова поступает учиться: на этот раз в Падуанский университет. Через 90 лет в Падуанском университете начинает работать Галилей.
Ранее я неоднократно писал о хронологических циклах в 90 и 99 лет, наличие которых демонстрирует искусственность истории. Здесь, кажется, это находит своё очередное подтверждение. Смотрим на нашу пару дальше.
Коперник после своих мытарств по родине Галилея возвращается домой, во Фрауенбург. Через 99 лет Галилей переезжает во Флоренцию. Не есть ли здесь игра в схожие названия, которой предавались авторы биографии Коперника? Дома, в Польше, Коперник занимается медициной, но забавно, что у Галилея есть брат – врач, который живёт в Польше.
В 1533 году римский папа ознакомился с идеей Коперника: никаких публикаций ещё нет, но Ватикан уже в курсе. Спустя 99 лет римский папа также знакомится с данной концепцией, на этот раз изложенной в только что вышедшей книге Галилея. После чего и было решено призвать автора на известный суд. И это несмотря на то, что папа Урбан был давним приятелем и покровителем Галилея.
На суде, состоявшемся в 1633 году, Галилей отрёкся от еретического учения. За 90 лет до этого умер Коперник, который, как утверждали злые языки, на смертном одре тоже отрёкся от своего учения. Галилей же умер через 99 лет после Коперника.
Все известные памятники Копернику были поставлены только лишь в XIX веке. Тогда же впервые вышло и полное собрание его сочинений. Так был ли Коперник?
Ещё немного о Галилее.
В молодом возрасте Галилей написал труд по гидростатике, в котором изложил открытую им методику определения плотности драгоценных металлов и камней. Ну, как тут не вспомнить знаменитого античного грека Архимеда, которому приписывается то же самое?! Более того, спустя четверть века Галилей возвращается к теме и публикует "Рассуждения о телах, пребывающих в воде", то есть явно "строит" из себя второго Архимеда. Галилей опровергает мысль Аристотеля (ещё более седая древность) о том, что лёд – это более плотная вода. В качестве аргумента он приводит тот факт, что лёд плавает, не тонет, и, следовательно, его плотность меньше, чем плотность воды, – вывод, над простотой и очевидностью которого посмеялись бы античные ученики Архимеда.
Галилей изобрёл термометр, а помог ему в этом… Герон Александрийский, живший в первом веке. Этот человечище оставил след в математике, механике, гидравлике, пневматике, автоматике… Такое впечатление, что античные учёные и философы – это современники Галилея, а сам он и есть настоящий Архимед.
Однако разобраться, кто же был раньше, а кто позже, не так просто. Если античная наука – это наука эпохи Галилея, то это означает, что мы плохо знаем его время. Небольшой штрих: труд Герона по геодезии "всплыл" только лишь в начале XIX века, а его трактат по геометрии "нашёлся" вообще лишь в конце того же века. Очевидно, что здесь не всё чисто, что мы имеем дело с "липовыми" биографиями. Но можем ли мы тогда быть уверены, что в случае с Галилеем дело обстоит иначе?
Биография Галилея подозрительна и тем, что он, как и его античные "друзья", слишком разносторонен и имеет много достижений в различных областях. Малоизвестный ныне факт: помимо всего прочего, Галилей был прекрасным художником, по тем временам знаменитым, и к нему за советами обращались первые художники Флоренции. А по части музыкального искусства молодой Галилей превзошёл своих учителей – лучших флорентийских мастеров.
Сомнение в достоверности биографии Галилея вызывается ещё и тем фактом, что его время, даже по традиционной истории, содержит вообще много тёмных и противоречивых событий. В качестве примера рассмотрим детали биографии современника Галилея, великого немецкого астронома и математика Иоганна Кеплера (1571-1630).
Известно, что Исаак Ньютон, задумавшись над тем, почему предметы падают на землю, открыл закон всемирного тяготения. Однако закон этот был известен Кеплеру до Ньютона. Будучи астрономом, Кеплер считал, что Солнце заставляет другие планеты вращаться вокруг него посредством физической силы притяжения. Эта сила, считал он, действует повсюду. Вот что он под ней понимал: "Тяжесть есть взаимная склонность или влечение между двумя телами одного рода, заставляющее их соединиться наподобие того, что замечаем мы в магните; так что Земля притягивает камень гораздо сильнее, чем притягивается им сама". И далее развивает эту мысль так, что Ньютон с его размышлениями по поводу упавшего яблока выглядит просто невежественным школьником. Точнее, должен выглядеть, но предстаёт совсем в другом свете.
Сделав ряд важных открытий, Кеплер стал знаменитым, по крайней мере, в кругах учёных. Он писал письма Галилею, и тот, вроде бы, был знаком с его достижениями и, естественно, с самим фактом его существования. К тому же, Кеплер был чуть ли не единственным из крупных учёных, кто, не считая самого Галилея, отстаивал взгляды Коперника. Можно представить, кем он должен был быть для Галилея. Но! Ни в одном из своих сочинений Галилей не упоминает ни законов Кеплера, ни его самого.
Кеплер рассчитал траекторию Венеры и определил, что эта планета должна проходить через диск Солнца – событие, тогдашним астрономам неизвестное. Более того, он точно предсказал год, когда это должно случиться. Учитывая известность Кеплера и значимость его сообщения, невозможно представить, чтобы оно могло остаться без внимания со стороны астрономического сообщества. Однако астроном Эдмунд Галлей, намного позже Кеплера "открывший" проход Венеры через Солнце, писал, что до него это предсказал "какой-то англичанин". Странно, опять мы видим, что Кеплера будто и не существует.
Ещё Кеплер изобрёл подзорную трубу раньше её первоизобретателя Галилея, определил плотность воздуха до известных опытов Торричелли, высказывался по теории максимумов до Ферма, и вообще считал, что "всё относительно". (Не всё, конечно, а только системы отсчёта, но и это для того времени – немало.)
Кеплер был астрологом и пифагорейцем в большей степени, чем Коперник или Галилей. Считая, как и Пифагор, что всё во Вселенной должно находиться в числовой гармонии, он пишет трактат "Гармония мира", в котором излагает идею пропорциональности отношений параметров планет. Этот труд венчает тридцатилетнюю работу астронома по поиску закона всеобщей гармонии. В книге он также указывает на соответствие между расстояниями планет и музыкальными тонами. Ну, чем, спрашивается, не Пифагор с его "музыкой сфер", который утверждал то же самое?
Может показаться, что пифагорейская каббалистика Кеплера является плодом средневекового невежества и не относится к рассматриваемой теме, но это не так. Оказывается, под идеей гармонии сфер есть научная основа, но появилась она позже Кеплера. Её разработали два других Иоганна: его соотечественники Тициус и Боде в конце XVIII века, положив этим начало представлению о квантованности планетарных орбит.
На основании оккультных вычислений Кеплер предрёк, что у Марса должно быть два спутника, а у Сатурна шесть или восемь. Эту мысль он изложил в одном из своих писем Галилею. Позже его пророчества подтвердились: в 1877 году были обнаружены оба спутника Марса, а в 1848 году – восьмой спутник Сатурна. Никакой научности в данном предсказании Кеплера нет: либо он просто угадал, либо информация об этом случае является поздней фальшивкой. Либо фальшивкой является сама биография учёного.
Кеплер был чрезвычайно плодотворным, из-под его пера вышло сорок пять сочинений. Однако при его жизни была издана лишь их малая часть. Полное собрание его трудов вышло только во второй половине XIX века. Кстати, на латыни.
Бóльшая часть оригиналов его неизвестных сочинений до этого хранилась (может, и сейчас хранится) в Пулковской обсерватории, куда они попали стараниями Екатерины Великой. Среди них есть автобиография Кеплера, которая сильно отличается от той, что писали его биографы.
К слову, Кеплер писал о себе, что, будучи студентом (замечу – нищим студентом), он купил книгу Юлия Скалигера, которая произвела на него сильное впечатление. Это кажется совершенно невозможным, потому что книги в то время были чрезвычайно дороги. Доступными для приобретения небогатыми людьми они станут намного позже.
Считается, что на могиле Кеплера был поставлен памятный монумент. Известно даже, что на нём было написано. Однако никаких следов его не осталось. Тот памятник, который можно увидеть сегодня, был сооружён в 1808 году, спустя якобы почти два века после разрушения старого.
Кстати, первый памятник Галилею тоже появился почти через столетие после его смерти – лишь в 1737 году. Он был установлен в церкви Санта-Кроче, в которой тогда был перезахоронен прах учёного. Первый же городской памятник ему появился во Флоренции только в XIX веке.
Январь 2007.
http://www.scaliger.ru/texts/copernic.html