Андрей Синельников
Улицы Москвы
(историческое эссе)
Предположим, Москва появилась (как это утверждает официальная история) в 1147 году усилиями князя Юрия Долгорукого. Потом всяческие Донские и Калиты её поднимали, обхаживали... кремли строили...
Вопрос из истории городского хозяйства: когда в Москве появились улицы?
То есть направления, обозначенные именами собственными, названиями. Ибо улица - это артерия города, по которой течёт городская жизнь, это пространство между двумя рядами домов В НАСЕЛЁННОМ ПУНКТЕ, предназначенное для прохода и проезда. Смотрим об этом в словаре Даля: «...простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов».
Вы не поверите! Первое упоминание улиц Москвы датируется... 1468 (!!!!) годом! То есть спустя почти век после знаменитого Куликовского сражения.
Это улица Великая, или Большая - часть дороги из Киева (Смоленска) в Суздаль в том месте, где она проходила мимо Кремлёвского холма. И она была главной улицей Зарядья. Она вела от Константино-Еленинских ворот Кремля к пристани на берегу Москвы-реки. «Шумная торговля велась по всему Зарядью и особенно на Большой или Великой улице, упоминаемой в летописях под этим названием в 1468 и 1547 годах», - сообщает П.В. Сытин («Откуда произошли названия улиц Москвы». М.: Московский рабочий, 1959. С. 105).
Стены Китай-города, построенные в 1535-1537 годах, отрезала улицу от Москвы-реки. Она приобрела тупик у того угла, что образовался стенами (у церкви Зачатия Анны). Значение улицы уменьшилось, и с конца XVII века её называли Мокринским переулком. Название переулка - «по находившейся на нём церкви Николы Мокрого, напоминая о том времени, когда не было Москворецкой набережной, и река подходила к самым стенам Китай-города, и в весенние паводки и осенние дожди проникала внутрь города, заливала ближайшие улицы и переулки».
В конце 1950-х годов его ликвидировали, в 1964-1967 годах на месте Зарядья построили гостиницу «Россия», которую в 2007-м снесли, и теперь планируется восстановление церкви Николы Мокрого и частичное - переулка.
Итак, улица появилась в конце ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА! А город возник, по понятиям историков, в начале ДВЕНАДЦАТОГО! Три столетия город был без улиц?
Кстати, по этой улице выезжал на битву Дмитрий Донской, согласно Сказанию о Мамаевом побоище. Но об этом позже.
Продолжим. После Великой появляются сразу несколько улиц веером от Кремля.
Перечислим их.
Знаменка
С 1925 по 1990 год она называлась улицей Фрунзе, в честь председателя РВС СССР М.В. Фрунзе, который работал в располагавшемся здесь здании Реввоенсовета.
Первоначально была названа по находившейся в этой местности церкви середины XVII века иконы Божьей Матери «Знамение» (уничтожена в 1931 году). Начиналась у самого Боровицкого моста через реку Неглинную, у которого, на месте современных домов №№ 2-4, в конце XV века стоял загородный двор князя И. Ю. Патрикеева, двоюродного брата Ивана III.
В 1493 (!) году Иван III, образуя площадь вокруг Кремля, снёс и двор Патрикеева.
От Боровицкой площади она шла до площади Арбатские Ворота.
В чём было её значение? Историческая справка:
«В XII веке здесь пролегала торговая «волоцкая» дорога из Великого Новгорода через Волоколамск в Рязань и другие приокские города. Но в XIII и в начале XIV века, когда московский посад перехватил транзитную торговлю через Москву и сам стал торговать со всеми окружающими городами, торговая дорога направилась к нему от нынешней Арбатской площади по новой, возникшей тогда части «волоцкой» дороги, современной улице Калинина».
Опять ПЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК!!!!
Воздвиженка
Эта улица стала называться Воздвиженкой в XVIII веке по Крестовоздвиженскому монастырю, и сохраняла своё название до 1946 года. Потом часть её именовалась улицей Коминтерна, проспектом Калинина, Новым Арбатом.
Шла от Троицких ворот Кремля (от башни Кутафьи) до Суворовского бульвара. Длина - 632 метра, средняя ширина - 31 метр.
Историческая справка:
«В XIII-XIV вв. на месте этой улицы проходила «волоцкая» дорога - из Великого Новгорода через Волоколамск в Кремль и на торговый посад Москвы. Предполагают, что в 1367 г. на этой дороге был выстроен каменный мост через реку Неглинную к современным Троицким воротам Кремля. В это время улица была мало застроена: по западной её стороне, за дворцовым селом Ваганьковым, на месте которого теперь высятся новые здания Библиотеки им В.И. Ленина, находился ещё «остров» - остаток леса между населёнными местами».
В 1493-м здесь образовалась площадь, остатки которой ныне заметны перед Троицкими воротами, между Манежем и домом к западу от него.
Что интересно, далее в XV-XVI веках и даже в первой половине XVII века именно эта улица носила название «Орбат», что значит по-арабски предместье возле города, которым в то время был Кремль. На месте лесистого «острова» стоял уже Крестовоздвиженский монастырь. Рядом с ним и напротив - дворы знати: боярина Шереметева, князя Ф.И. Пожарского (деда известного полководца) и других.
Начиналась улица сейчас же за мостом через реку Неглинку, протекавшей тогда в современных Александровских садах. И хотя «волоцкая» дорога из Великого Новгорода на посад в это время шла уже по современной улице Герцена, всё же улица Орбат оставалась частью торговой дороги в Москву из Смоленска; по этой причине царь Алексей Михайлович указом 1658 года переименовал её в Смоленскую улицу.
Здесь, кроме Крестовоздвиженского монастыря, церкви Николы Зарайского и церкви Дмитрия Солунского (стояла на месте ворот современной Кремлевской больницы) были дворы первейшей знати, людей, близких по родству или службе царскому семейству.
Если же вернуться к, так сказать, «истокам», то ясно одно: в 1367 году на волоцкой дороге был выстроен мост, и ВСЁ! Улицей она не была тоже до ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА, а вблизи неё лежало село Ваганьково, и стоял лес!
Это отмечено даже в официальной исторической справке.
Большая Никитская
Это та улица, что с 1920 года носила название в память A.И. Герцена (переименована была в связи с 50-летием со дня смерти философа и писателя).
Улица тянется от центра до площади Восстания. Разделяется Никитскими воротами на две, которые до XIX века носили разные названия: Волоцкая и Новгородская, поскольку образовались на дороге из Великого Новгорода через Волоколамск, проходившей здесь со второй половины XIV века. Новгородцы и устюжане жили вдоль неё целой слободой, и улица Станкевича до середины XVIII века называлась Новгородским переулком.
В 1565-1575 годах между улицами Моховой и переулком Романова (Грановского) стоял Опричный двор Ивана Грозного. За ним к северу более чем на 100 м тянулся Никитский женский монастырь, по которому и улица была переименована в Никитскую. Сюда, на Никитскую, выходили кельи первоначальной постройки, собор и колокольня.
Стоящая доныне на улице церковка Малое Вознесение, построенная в 1584 году и перестроенная в 1627 году, с приделом Прокопия Устюжского, находилась в слободе новгородцев.
В XVII веке на месте Опричного двора был двор князей Черкасских, а рядом - боярина Н.И. Романова, по которому улица Грановского называется Романовым переулком.
Имеем странный результат: ТРИ улицы появились из ОДНОГО волоцкого шляха - Знаменка, Орбат (Воздвиженка, Новый Арбат) и Большая Никитская. Получается, дорога на Волоколамск «плавала» по Москве, что говорит о том, что до ПЯТНАДЦАТОГО века никакой застройки с этой стороны Москвы не было.
Это направление мы изучили. Все улицы здесь - это дороги в другие города, шляхи, а Москвы как города - нет, как нет.
Но, может, город развивался в другом направлении?
Возвращаемся в Зарядье, к улицам между Кремлём и Лубянкой. Туда, где торговый посад, туда, где появилась первая улица.
Варварка
Её ещё недавно называли улицей Разина в память о вожде крестьянской воины 1667- 1671 годов Степана Тимофеевича Разина, казнённого в Москве в 1671 году. А вот, с XIV по XVI век она называлась Всехсвятской, и доходила до современной Солянки, и только с XVI века до 1933 года была Варваркой, по имени стоявших на ней церквей во имя святой Варвары. Она шла по гребню холма, круто обрывавшегося к Москве-реке, что и сейчас видно из Зарядья.
Известна она с конца XIV века, когда по ней проехал Дмитрий Донской, то ли ехавши на бой, то ли возвращаясь с Куликова поля. Но тогда это была дорога на Владимир!!! и Коломну!!! - а вовсе не городская улица.
Догадайтесь с трёх раз, почему она называлась Всехсвятской?
Правильно: потому, что вела к церкви Всех Святых на Кулишках.
В 1434 году на улице стояла церковь Бориса и Глеба. В том же году на её кладбище был похоронен юродивый Максим, и церковь стали называть его именем (в 1699-м на её месте построили новое здание, сохранившееся до нашего времени).
В конце XV века по склонам от улицы к реке были поселены семьи купцов-псковичей, почему эта местность долго называлась Псковской горкой. Об этом напоминал недавно ликвидированный Псковский переулок. В 1514-м на углу с Зарядьевским переулком была построена Алевизом каменная церковь Варвары, перестроенная в 1796 году Р.Р. Казаковым.
А ещё здесь есть две замечательные церкви: Георгия Победоносца (1658) на Псковской горке и священномученика Климента Папы Римского (впервые упомянут в письменных источниках в 1612 году).
Итак, если убрать невнятный рассказ из «Сказания о Мамаевом побоище» про то, как Дмитрий Донской выезжал из несуществующих Константино-Еленинских ворот несуществующего к тому времени Кремля по несуществующей улице Всехсвятской в сторону не построенной ещё церкви Всех Святых на Кулишках, получаем сухой остаток: здесь аж до середины ПЯТНАДЦОГО века шла дорога в столицу Владимиро-Суздальской Руси.
Смотрим дальше. Что там за улицы веером, «соседки» Варварки?
Ильинка
При Советах (в 1935) улицу назвали именем Куйбышева в память партийного и государственного деятеля В.В. Куйбышева. А до этого её называли Ильинкой - по стоявшему тут с 1518 года монастырю. В 1626-м монастырь был закрыт; его церковь пророка Илии стала приходской. Она стоит и доныне (дом № 3).
А ещё раньше улица называлась Дмитриевской, по церкви Дмитрия Солунского, что на углу Рыбного переулка. Эта церковь известна с 1472 (!) года, снесена в 1790-м.
Начиналась улица у Спасских ворот Кремля, от моста через ров; пересекала то, что позже стало Красной площадью, и оканчивалась у современного Большого Черкасского переулка. Находившаяся на ней церковь Николы Большой Крест упомянута в «Степенной книге» середины XVI века, как стоящая «ВНЕ ГРАДА»!!!
В 1534-1538 годах за церковью Николы Большой Крест, на земле современной Новой площади, построили стену Китай-города.
А на месте современного Гостиного двора (что между Варваркой и Ильинкой) издревле было торжище. Уже в духовной грамоте Ивана III (1504) велел: «А ставятца гости с товаром иноземцы и из Московской земли, и из их уделов на гостинных дворех». Его внук Иван Грозный после большого пожара 1547 года построил на этом месте Гостиный двор с деревянными лавками и переселил в Китай-город купцов со всей Москвы. В 1595-м опять после пожара деревянные лавки в Гостином дворе заменили каменными.
Итак: подобно Варварке (Всехсвятской), шедшей к церкви Варвары, Ильинка тоже имела изначально другое название - Дмитровка, и вела к церкви Николы Большой Крест. Обе дороги вели к памятным местам, и название получили по этим местам. И в том, и в другом случае памятные места были ВНЕ ГРАДА.
То есть, это были не улицы Москвы, а ЗАГОРОДНЫЕ ДОРОГИ!
Переходим к следующей улице: между Кремлём и Лубянкой.
Никольская
С конца XIV века называлась Сретенской, что показывает нам её, как часть улицы, шедшей к Сретенскому монастырю. Позже была названа Никольской по известному в этой местности с середины XVI века Никольскому монастырю (уничтожен в 1935). С 1935 по 1990-й называлась улицей Двадцать Пятого Октября, в память дня начала Октябрьской революции 1917 года (по старому стилю).
Упомянутый Никольский монастырь, из древнейших в Москве, в разные времена именовали по-разному: Никола Старый у Большого Крестца, Никола Большая Глава, что у крестного целования, Николаевский, Никольский Греческий, Афоногорский. Основан в конце XIV века, а впервые в летописи упомянут в 1390-м. Греческие монахи впервые появились в Никольском монастыре в 1556 году, поскольку Иван Грозный пожаловал его афонским монахам из Хиландарского монастыря для временного проживания, что было подтверждено царской грамотой от 7 марта 1556 года.
В конце улицы (практически на Лубянской площади) стояли два собора: Владимирской Божией Матери и Гребневской Божией Матери.
Как и две её соседки - Варварка и Ильинка - она была дорогой, имевшей название Сретенка, и вела к памятным местам: Сретенскому монастырю и Соборам Богоматери Владимирской и Гребневской. Как и они, до ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА была не городской улицей, а мемориальной дорогой, проложенной к памятным местам. Хотя понятно, что по этим же дорогам в Кремль свозили подмосковные «дары природы»...
Подведём промежуточный итог.
1. Улицы: Воздвиженка, Большая Никитская, Знаменка - это, по сути, Волоцкий тракт с дублёрами, то есть дорога на Волоколамск и Новгород.
2. Улица Великая - часть дороги из Киева (Смоленска) во Владимир, проходившая у Боровицкого холма.
3. Улицы Варварка (Всехсвятская), Ильинка (Дмитровка). Никольская (Сретенка) - это дороги к памятным местам ВНЕ ГОРОДА, отмеченным церквами и монастырями.
Все они не известны ранее конца XIV - XV веков.
Таким образом, пока мы до ПЯТНАДЦАТОГО века улиц в Москве не видим.
Рассмотрим же ещё одно направление. Может, город развивался за рекой Неглинкой, в так называемое Занеглинье?
Здесь самая главная улица - Тверская.
Тверская
В Советский период нашей истории называлась именем А.М. Горького, а назвали её так в 1935 году, за год до смерти писателя. А прежде одновременно имела три названия: Тверская улица Белого города - от современной площади Революции до Пушкинской площади; Тверская улица Земляного города - от Пушкинской площади до площади Маяковского; 1-я Тверская-Ямская - от площади Маяковского до Тверской заставы.
В древности здесь шла дорога в Москву из Твери, в конце XV века слившаяся с дорогой из Великого Новгорода. Выходцы из этих городов ставили вдоль трассы свои дворы, лавки, кузницы и пр.; уже в XIV веке здесь образовалась их слободка.
Но дорога в XIV и даже XV веках пролегала южнее современного Брюсовского переулка, далее шла к мосту через Неглинку. Мост был в современных Александровских садах против Средней Арсенальной башни Кремля. Лишь накануне XVI века был построен деревянный мост против современного Исторического проезда, и улица пошла прямо на этот него.
Позже, в XVI веке слободские дворы были почти вытеснены дворами знати, церквами и монастырями. Только между Столешниковым переулком и современной Пушкинской площадью оставались дворы и лавки Новгородской сотни (слободы). В конце того же века на месте, занимаемом ныне гостиницей «Москва», стояли лавки Мучного, Житного и Солодовенного рядов, а на месте Манежной площади были дворики стрелецкого Стремянного полка.
В следующем столетии боярские палаты в большинстве стали уже каменными; они не выходили на линию улицы, а стояли в глубине обширных дворов, за которыми шелестели сады. Вдоль улицы почти сплошь - и не по прямой, а по ломаной линии - шли заборы с воротами, перемежавшиеся строениями разных служб, и улица имела в разных местах разную ширину, от 8,5 до 14,9 м.
Тверская улица считалась в XVII веке и в следующие века главной в городе. По ней проезжали на Посольский двор в Китай-городе иностранные посольства, проезжал царь. Её проезжая часть была устлана брёвнами. А ещё на ней стояли два монастыря (Моисеевский на современной Манежной площади, и Воскресенский против Брюсовского переулка) и четыре церкви: Илии Пророка, Спаса Преображения, Василия Кесарийского и Дмитрия Солунского.
Итак, это была ДОРОГА, которая только в ПЯТНАДЦАТОМ ВЕКЕ после слияния с дорогой на Новгород и выпрямления, вроде бы стала называться улицей, хотя дома стояли в палисадах, и вокруг нее были СЛОБОДЫ!!!!
Большая Дмитровка
Эта улица в 1937-м была переименована в Пушкинскую, в ознаменование столетия со дня смерти поэта. А вот прежнее её название - Большая Дмитровка, поскольку «просто» Дмитровка - это нынешняя Ильинка. Продолжение Большой Дмитровки - Малая Дмитровка (она же - бывшая Чехова).
В XIV веке здесь проходила торговая дорога в город Дмитров, к ближайшему «волжскому» московскому порту на притоке Волги, реке Яхроме. Соответственно, возле дороги возникла слобода дмитровцев, переселившихся поближе к Москве на постоянное жительство. В XVI веке слобода выделила от себя Малую Дмитровскую слободу (улица Чехова), а в XVII веке ещё и Новую Дмитровскую слободу (ныне Каляевская и Новослободская улицы). Это произошло не только вследствие роста населения слободы, но и в результате оттеснения её из центра дворцами московской знати.
В XVI веке старая Дмитровская слобода, между центром и Столешниковым переулком, была заселена исключительно придворными чинами, среди дворов которых выделялся обширный двор дяди царицы Анастасии Романовны - Юрия Захарьевича Кошкина-Кобылина. После его смерти тетка царицы - девица Феодосия Юрьевна Романова устроила здесь Георгиевский девичий монастырь (на месте современных домов №№ 3 и 5), сгоревший в 1812 г. По монастырю улица в XVI веке называлась Юрьевской.
На юго-западном углу Пушкинской улицы и Столешникова переулка в XV-XVIII вв. стояла церковь Воскресения в Скоморошках (это там, где сейчас жалкое подобие часовни), что указывает на проживание здесь в XVI-XVII веках скоморохов, якобы полностью истребленных ещё при монголах. И это рядом со стольниками!
Опять замечательная дата: ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ВЕК. А до него, похоже, порта на Яхроме не было, и из Москвы в Дмитров никто не ездил.
А теперь - последние из древних улиц Москвы.
Петровка
Названа по Петровскому монастырю, «что на Высоком» (месте), основанному у Петровских ворот в середине XIV века. Улица первоначально представляла собой пустынную дорогу из этого монастыря в Кремль; шла по правому берегу Неглинки параллельно ей, не только, как сейчас, до площади Свердлова (Театральной), но и по площади, и по Охотному ряду, и по Манежной площади - до Троицких ворот Кремля.
Во второй половине XVI века оканчивалась у современной Манежной площади. В 1793-м от неё отделилась площадь Охотного ряда, а в 1817-м и Петровская площадь (позже площадь Свердлова).
К середине XVIII века улица в современных границах была сплошь застроена лишь по западной стороне. Восточная её сторона, к реке Неглинке, была застроена редко и беспорядочно. Виною этому были разливы реки, затоплявшие почти всю восточную часть современной Петровки. На плане 1739 года, кроме Крапивенского переулка, между Петровкой и современной Неглинной улицей не видно ни одного переулка. Но на западной стороне улицы уже можно различить современные Кузнецкий мост, Копьевский, Дмитровский, Столешников и Петровский переулки.
Опять та же картина: дорога известная с ЧЕТЫРНАДЦАТОГО века, вела к Петровскому монастырю, вот и все её функции.
Рождественка
С Петровкой «в родстве» улица Рождественка. Это - дорога от построенного в конце XIV века Рождественского девичьего монастыря. В XV веке, так же, как на Петровке была застроена только западная сторона, так на Рождественке была застроена лишь восточная сторона улицы. Западная же, склон к реке Неглинке, была занята монастырскими огородами.
В конце XV века между Рождественкой и рекой был построен Пушечный двор, а севернее возникла слободка кузнецов и конюхов Пушечного двора. Позже ещё севернее поселили звонарей и сторожей кремлёвских соборов и церквей, поставив по улице церковь Николы Божедомского, позже называвшуюся «Никола в Звонарях».
Напротив слободки звонарей, по восточной стороне улицы, появился Варсонофьевский «убогий» монастырь, в котором хоронили тела неизвестных, поднятых на улицах. Во время польской интервенции по приказу Лжедмитрия I здесь похоронили тела царя Бориса Годунова, его жены и сына; позже их вывезли в Троицко-Сергиевский монастырь.
Вот и все исторические улицы!
Осталось нам разобраться, что такое слободы.
Слободы
Даже беглый анализ показал, что улиц в Москве не было практически до XVI века.
Мне могут возразить: а вот это что, на карте? Это же названия, оставшиеся от времён более ранних, чем XVI век: Алексеевская, Петровская, Савинская, Симоновская, Новинская.... А это слободы! Вся Москва, начиная с XIV века, состояла из слобод.
А что такое слободы?
Смотрим словарь Ушакова:
«СЛОБОДА 1. СЛОБО́ДА, слободы, жен. (обл.). неправ. вместо свобода. 2. СЛОБОДА́, слободы, вин. также слободу, мн. слободы, слобод, слободам, жен. 1. Большое село с некрепостным населением (ист.). Вообще большое село, селение. 2. Посёлок у самого города (или, прежде, у монастыря), пригород. Заречная слобода. Ямская слобода. Торговая слобода. Монастырская слобода».
Большая Советская Энциклопедия дополняет:
«СЛОБОДА - название различных поселений в Русском государстве 11-17 вв., население которых временно освобождалось от государственных повинностей. Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, в городах - слободы ремесленников».
Словарь Ожегова:
«СЛОБОДА́, -ы, мн. слободы, -од, -дам, жен.
1. В России до отмены крепостного права: большое село с некрепостным населением, а также торговый или ремесленный посёлок (до 17 в. поселение, освобождённое от княжеских повинностей). Стрелецкая, ямская с. Торговая, ремесленная с.
2. Посёлок около города, пригорода (устар.)».
И вот оказывается, что слобода - это посёлок, освобождённый от повинностей. СВОБОДНЫЙ!
А какова внутренняя структура этих «больших сёл с не крепостным населением»?
Согласно историческим данным, центром любой (!!!) слободы была съезжая изба, во главе которой стоял выборный (!!!) староста. Все дела решались на сходе, который назывался БРАТСКИМ ДВОРОМ, или братчиной, или обчиной, или ссыпщиной.
Историки говорят, что корни такого жизнеустройства выросли в языческие времена.
Братчина имела свою БРАТСКУЮ церковь, или слободской собор. Здесь же было место братского суда, неподсудного никому для членов слободы.
Другое название слобод было - СОТНИ, но не от числа сто, а от «сот», как у пчёл.
Удивительное образование, не правда ли? Небывалое!
Или всё же найдём аналоги?
Гардарики
Людские «ульи» мы в истории находим легко, отнюдь не в языческие времена. Так, символом Святого Бернарда Клервосского, наравне со скованным драконом и тремя митрами, был улей. Святого даже звали «Медоточивый доктор». А он был, между прочим, идеологом Орденского движения, так сказать, их основателем. У него и его бернардинцев, они же цистерцианцы, девиз был: «Страданьями купим успокоение».
Можно поискать и дальше. Древние ессеи именовали членов своей общины «пчёлами Божьими». У древних братских общин, чьим девизом было: «Наслаждение через боль», символами были медведь и пчёлы. История с общим ульем и нектаром на общественное благо имеет много толкований, но мы здесь обойдёмся без фантазий.
Да, мы без фантазий находим аналоги подмосковным «сотам» не у сказочных язычников и не в крепостном праве, коего тогда просто не было, а во вполне исторически сопоставимом времени.
Например:
«Комтурство (командорство) - минимальная административная единица в составе рыцарского ордена. Обычно употребляется по отношению к Ордену Святого Иоанна Иерусалимского (где впервые были введены комтурства) или к Немецкому (Тевтонскому) ордену. В Ордене Рыцарей Храма комтурствам соответствовали прециптории. К 1300 году в Тевтонском ордене насчитывалось около 300 комтурств, расположенных по всей Европе, от Сицилии до Прибалтики. Как правило, комтурство состояло из одного замка и непосредственно прилегающих к нему территорий. Во главе каждого комтурства стоял комтур. Самые маленькие и бедные комтурства могли выставить лишь по десятку вооружённых воинов, наиболее крупные и влиятельные - более тысячи. Комтурства объединялись в баллеи (провинции)».
Ещё пример:
«Вольный город - 1) средневековый город, пользовавшийся в пределах своей территории правами и властью самостоятельного государства (истор.); «Города нередко разрастались на месте оборонительных укреплений (замков, крепостей и т. п.) и вокруг них. Это отражает и этимология: «город» (в церковнославянском «градъ») дословно означает огороженное, защищённое место (сравните польское gród - крепость). Скандинавское название Руси «Гардарики» составное и означает «государство городов», где garđ- происходит от того же индоевропейского корня - «городить», «огораживать».
Мы собирались обойтись без фантазий? А, между прочим, перевод «Гардарики», как «Государства городов», это чья-то фантазия, пусть даже этот перевод и принят повсеместно. «Гардарики» означает «Под защитой государя»! Не надо путать град и гард; «гард» - не «городить», а «защищать». Отсюда «огород», защищённое поле, и «гарда» - защитная рукоять на холодном оружии. А «рик» не страна, а Рик, рекс - владыка, государь.
Выходим на понимание, что вольный город - это защищённая свобода, слобода...
Москва до XVI века улиц не имела, а представляла собой конгломерат из слобод: свободных поселений, вольных городков, независимых селищ, братских обчеств.
Вернемся к их названиям: Алексеевская, Петровская, Савинская, Симоновская, Новинская... Это монастыри, МОНАСТЫРСКИЕ слободы! Как минимум, в XIV-XVI веках Москва была конгломератом монастырских слобод, по сути - огромным монастырём...