Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Андрей Синельников

 

Последний рыцарский турнир

 

– Как же это может быть, княгиня? – нахмурился Наполеон. – Почему же вы просите за него, пленённого мной врага, и отказываете мне?

– Скажу вам прямо, Ваше величество, - ответствовала ему княгиня Орлова-Чесменская. – Чтобы прибыть в Москву для участия в нашем tournoi de chevalerie, вам недостаёт знатности. В отличие от короля Испании. Отпустите его со мною, под моё поручительство. А Вас я решительно не могу пригласить…

Да, такой разговор никем не мог быть записан. Но он вполне мог состояться!

 

 

Любители приключенческой литературы в большинстве своём думают, что рыцарские турниры – примета тех седых времён, когда рассекали по полям король Артур, Ричард Львиное Сердце, Айвенго и прочие подобные герои, про которых и не скажешь сразу: реальные то люди, или же они выдумка писателей. С Русью нашей лапотной рыцарские турниры, думают такие любители, никак не совместимы, так как проходили они там, где в серое небо вздымаются каменные громады рыцарских замков, то есть в Западной Европе. У нас же бывали богатыри с дубинами, в красных суконных штанах, в кольчугах и шеломах, а рыцари – нет, нет…

И заблуждаются такие любители! Хотя и впрямь слово "турнир" на Руси не блистало, всё же у нас тут проводилась "Благородная Карусель", именно как военная конная игра. Правда, тогда слово "карусель" было мужского рода. И кстати, "турнир" в переводе означает как раз "карусель". Читаем энциклопедию Брокгауза и Эфрона: "Турнир (немецкое Turnier, от старофранцузского tournei) – рыцарская военная игра средних (XI–XVI) веков, карусель. Для турниров выработались особый церемониал и правила борьбы. Блюстителями порядка на турнирах были герольды".

Отнюдь не в средние века, а при дворе короля Людовика XIV в начале 1700-х годов любимым занятием были как раз такие Карусели, когда конные состязания чередовались с применением оружия по манекенам и завершались пышным празднеством. В истории государства российского тоже были такие рыцарские Карусели! Для примера, в 1766 году, по запискам современника, "императрица устроила у себя (в Петербурге) рыцарский карусель для благородных лиц российского дворянства. Участвовали знатные придворные дамы". И народу, конечно, сбежалось видимо-невидимо. Надо же учитывать, что театров тогда было мало, читать умели далеко не все, а кино и телевидение ещё не изобрели.

На той карусели все участники разделены были на четыре группы или кадрили, изображавшие собой четыре нации: славян, индийцев, римлян и турок. Судьёй был знаменитый Б. Миних. По окончании рыцарских игр он сказал по-французски кавалерам и дамам: "Я – старейший фельдмаршал в Европе, я на службе шестьдесят пять лет; я водил к победам славное русское воинство, считаю настоящие минуты драгоценнейшей в моей жизни наградой и горжусь, что избран судьёй ваших блистательных подвигов, благородные дамы и кавалеры!"

Победительница среди дам – графиня Н.П. Чернышёва (в замужестве княгиня Голицына) – легендарная "пиковая дама" мировой литературы. Вручив ей первый приз, Миних передал ей другие призы для раздачи победителям. Среди кавалеров первенство оспаривали братья Орловы, Григорий и Алексей. В итоге Григорий получил первый приз и лавровую ветвь, но Алексей тоже был весьма популярен. А потом был ужин (гудели до пяти часов утра) и бал в масках.

Гаврила Державин в одном из своих творений воспел рыцарский турнир 1766 года:

 

Их брони, шлемы позлащенны,

Как лесом, перьем осененны

Мне тмили взор; а с копий их, с мечей,

Сквозь пыль сверкал пожар лучей…

 

Это было в Петербурге. Но граф Алексей Орлов-Чесменский доживал свой век в Москве. "Неограниченно было уважение к нему всех сословий Москвы, и это общее уважение было данью не сану богатого вельможи, но личным его качествам", рассказывал известный описатель старой Москвы И.М. Пыляев. И надо сказать, в манеже А.Г. Орлова в его усадьбе Нескучное устраивались собственные маленькие карусели, на которых дочь графа Анна Алексеевна поражала зрителей тем, что на всём скаку выдёргивала копьями ввёрнутые в стены манежа кольца и срубала картонные головы манекенов в чалмах и рыцарских шлемах. И этот самый Алексей Орлов и его дочь стали инициаторами московской карусели 1811 года. Многие участники этого рыцарского турнира отличились потом на полях сражений Отечественной войны 1812 года.

Любой москвич или гость столицы может зайти в Нескучный сад со стороны Ленинского проспекта, там, где сейчас находится старое здание президиума Российской академии наук. Это бывший царский Александровский дворец. Построил его сын знаменитого Акинфия Демидова, уральского горнопромышленника и основателя металлургических заводов. Он и назывался сначала просто Дом Демидова. Вот в нём и доживал свой век опальный вельможа граф Орлов-Чесменский, известный любитель лошадей и коннозаводчик, прославивший кроме всего прочего свою фамилию породой орловских рысаков и победой над турками под Чесмой. Вместе с ним жила его дочь Анна и приёмная дочь, о которой ходили такие легенды. Якобы Алексей Орлов обманом заманил на свой корабль внебрачную дочь Екатерины Великой княжну Тараканову, сыграв с ней фальшивую свадьбу. Народная же молва говорила, что княжон было две: первая, подставная, согласно легенде была упрятана в Петропавловскую крепость и там погибла во время наводнения (страшную эту сцену многие помнят по картине Флавицкого), вторая же, монахиня, погребена в Новоспасском монастыре. На её отпевании видели графа Алексея в надвинутой на глаза чёрной треуголке, держащим за руку маленькую девочку, по общему мнению, его с Таракановой общую дочь. Вот эта девочка и жила с его "официальной" родной дочерью Анной в Доме Демидовых в Нескучном саду.

Сёстры Орловы-Чесменские и организовали грандиозный международный рыцарский турнир, благо в табели о рангах мировой дворянской элиты стояли они очень высоко по причине своего происхождения и оценок заслуг их отца. А устроителем своей затеи они пригласили генерала от кавалерии С.С. Апраксина. Участник крымских походов Потёмкина, с 1803 года – военный губернатор Смоленска, С.С. Апраксин в 1809 году вышел в отставку и поселился в Москве. В числе судей состязаний собрались весьма яркие личности: русский посланник в Париже князь И.С. Барятинский, московский гражданский губернатор Н.В. Обресков, герой битвы при Аустерлице Ф.П. Уваров, князь Юсупов, князь Багратион, а главным судьёй был призван главнокомандующий граф И.В. Гудович. Герольдом согласился быть граф И.А. Толстой (родной дед тогда ещё не родившегося Льва Толстого).

Для проведения рыцарского турнира напротив Александровского дворца в Нескучном саду по проекту Ф.И. Кампорези выстроили амфитеатр с галереями и ложами для пяти тысяч человек. Пиар-кампания праздника была продумана в деталях. Задолго до него все московские газетчики выведывали малейшие подробности Карусели. Москва была взбудоражена слухами о предстоящих состязаниях, участие в которых для каждого молодого дворянина было делом чести…

Карусель проводили 20 и 25 июня 1811 года. По первому сигналу на карусельную арену выезжали рыцарские кадрили: Военная, Галльская, Венгерская и Рыцарская Русская. Проехав несколько раз перед ложами, рыцари производили упражнения с копьём, пистолетом и шпагой; завершив туры, кавалер останавливался в центре арены перед судейской ложей. Судьи подсчитывали набранные каждым участником очки и определяли четырёх призёров, которым дамы вручали призы...

"Вестник Европы" описывал зрелище так: "Стечение зрителей было чрезвычайное… Благородные рыцари показывали искусство своё в верховой езде, меткость рук и уменье управлять оружием. Богатый убор церемониймейстеров и кавалеров, устройство кадрилей, порядок шествия, самые игры, восхитительные звуки четырёх хоров военной музыки – всё это выше всякого описания, всё это достойно обширности, многолюдства и пышности древней столицы величайшей в мире империи". Радовался и народ: подражая господам, простолюдины тоже демонстрировали свои боевые умения. Батюшков в письме Гнедичу писал: "У нас карусель, и всякий день кому нос на сторону, кому зуб вон".

Победителем 20 июня был признан граф А.И. Апраксин, получивший в награду пистолеты известного мастера Кухенрейтера. За первое место на турнире 25 июня получил золотую медаль граф А.П. Апраксин. Среди победителей Карусели были такие известные люди того времени, как князь Д.П. Волконский, награждённый золотой саблей, и А.Л. Демидов, которому досталась серебряная кружка.

Специального приза от дам, красного шарфа с надписью "Отважность в юности – залог доблести зрелых лет" – удостоился неизвестный рыцарь с закрытым забралом за "ловкую, быструю и красивую езду". Дамы шептались, что это молодой король Испании Фердинанд, отпущенный на турнир Наполеоном Буонапарте. Приз неизвестному рыцарю вручила дочь графа Алексея Орлова и княжны Таракановой.

В записках С.Н. Глинки сказано, что на другой день после праздника на вырученные от зрителей деньги "дан был обед отставным воинам, жившим в Москве".

По поводу проведения этой Карусели член кавалерского карусельного собрания Василий Пушкин (дядя поэта) издал брошюрку "О каруселях". В ней он добросовестно описал все существовавшие ранее карусели, начиная от богини Цирцеи и богатырских поединков князя Владимира, включая даже поединок Яна Усмошвеца с печенежским богатырём, и до "московского каруселя 1803 года".

При Николае I Карусели устраивали едва ли не каждый месяц в гвардии, а знатную Благородную Карусель провели в 1842 году в Царском Селе в связи с 25-летием со дня бракосочетания императорской четы; от этого события остался парадный групповой портрет, написанный французским живописцем Орасом Верне "Царскосельская карусель". На картине изображена рыцарская кавалькада, состоящая из членов семьи императора, облачённых в подлинные средневековые доспехи.

Сам Николай Павлович восседал на прекрасном коне в латах времён императора Священной Римской империи Максимилиана. Для императрицы и её двух дочерей (они верхами в центре) сшили специальные роскошные средневековые двойные платья: верхние – бархатные, нижние – из парчи. Слева на картине, на втором плане наследник, будущий император Александр II (за его спиной герцог Лейхтенбергский).

При Александре II, надо сказать, и прервалась в России, как и во всём мире, традиция Каруселей. В 1859 году император затеял порадовать свою мать, вдовствующую императрицу Александру Фёдоровну, и устроил под окнами её апартаментов в Александровском дворце это замечательное действо, рыцарскую карусель. И за сим эпоха романтизма, рыцарства навсегда канула в Лету.

Что до механического устройства, известного нам под названием карусели, то появились они так. В отличие от варварского средневековья, во второй половине XVIII столетия при подготовке молодых дворян к воинской службе уже старались обходиться без членовредительства. И вот, во Франции изобрели устройство с вращающимися вокруг вертикального столба деревянными лошадьми и колесницами. Сидевшие на этих лошадях и колесницах дворяне обоего пола орудовали копьями и мечами, стремясь снять копьями подвешенные кольца, поразить щиты и мячи. Так они тренировались для участия в боях и в настоящих турнирах, по-нашему – Каруселях. Почти одновременно получили распространение аттракционы для горожан в виде каруселей с деревянными лошадками, вращающимися вокруг своей оси, на них уже можно было смело сажать детей.