Кристоф ПФИСТЕР (Ch. Pfister, Швейцария)
Замечания к хронологии готики
В своей "Матрице старой истории" (2005) я уделил особое внимание истории строительства и архитектуры. Анализ искусствоведческих и исторических аспектов позволяет обнаружить хронологические искажения и опровергнуть ложную историю.
В ходе работы мне стало ясно, что готика – и в некотором смысле весь Ренессанс – были последним стилем в искусстве, который существовал на границе между "Доисторией" и собственно Историей. О времени возникновения и длительности этих эпох в истории искусства и о тогдашний зодчих нам не известно ничего или почти ничего. Но мы можем понять эти времена!
Обратная расшифровка истории строительства
Классическая книга об истории, как известно, начальным событием истории указывает некую точку, находящуюся в прошлом, в переносном смысле – ведёт свой сказ, начиная от Адама и Евы. Однако, занимаясь критикой истории и хронологии, мы давно уже уяснили, что настоящее есть, в конечном счёте, самая надёжная точка для привязки ко времени. Иначе говоря, из настоящего мы должны двигаться в прошлое по хронологической "трубе", чтобы установить, где кончается достоверное историческое знание, а где начинается мрак "Доистории".
В соответствии с моими нынешними представлениями, достоверной можно считать историю, идущую от начала XVIII века. Всё, что было раньше, относится к "Доистории". Однако накануне перехода к ней за достаточно короткое время – чуть более ста лет – произошло очень многое. И в готике я вижу последний строительный и культурный стиль перед началом достоверной истории.
Готика как стиль – из начала нового времени
Готика как стиль кажется вполне естественным наследием позднеримской или романской культуры. При этом различия и переходы плавны, а дистанция во времени мала. Это сбивает с толку традиционных историков искусства. Они, например, считают готическим Элайский (Ely) собор в Англии, умалчивая о явно романских элементах, присущих ему.
В некоторых книгах об искусстве готическая архитектура разрушенных английских соборов, например, аббатства Фаунтейн (Fountain Abbey) или аббатства Рилво (Rielvaux Abbey) столь же однозначно относят к романскому стилю – и поступают так только потому, что для этих сооружений утвердились абсурдно ранние даты основания.
О малом временном промежутке между романским стилем и готикой говорит и "готизация" некоторых первоначально романских соборов. Так, в Швейцарии в качестве примера можно назвать кафедральный собор в Базеле и большой кафедральный собор в Цюрихе.
И структурно эти два стиля строительства схожи во многих элементах. Любое сравнение обнаруживает, например, что горизонтальные проекции романских и готических соборов мало чем отличаются друг от друга.
И последнее по порядку, но не по важности: романская и готическая сакральная архитектура во всей Европе по большей части сохранилась – как и тела "средневековых" городов. Предшествующие же им по времени "древнеримские" строения якобы уничтожены без следа. Значит, культурно-исторический провал зияет именно там.
Пятьсот лет готики в Европе?
Мы знаем официальную хронологию готического стиля: он возник "в середине XII века" в Иль-де-Франс. К 1200 году строились или уже были закончены все главные кафедральные соборы Северной Франции: в Амьене, Реймсе, Лаоне и Шартре.
Но, чтобы попасть на другой берег Рейна, готике потребовалось, очевидно, бесконечно долгое время: строительство соборов Кёльна и Страсбурга началось "в XIV веке". Для большинства же немецких церквей поздняя готика приписывается уже XV веку.
Если принять во внимание, что использование этого стиля в строительстве завершается только к началу XVIII столетия, значит, готика господствовала в Европе свыше 500 лет – и при этом распространялась более чем медленно.
Объяснит ли кто-нибудь абсурдное утверждение, что некое течение в искусстве определяло всю культурную жизнь на протяжении полутысячи лет? Традиционная хронология может быть опровергнута при помощи одного этого противоречия.
А ведь ещё бытует наивная сказка о том, что средневековые города строили свои соборы по сто лет и больше!
Готика как стиль, параллельный мавританско-исламской архитектуре
Готовя новую редакцию своей "Матрицы" (книга издана только на немецком как "Die Matrix der alten Geschichte", 2003 г. , расширено и дополнено во втором издании 2005 г.), я более подробно исследовал старую архитектуру северной Африки и вообще Востока. Мне удалось установить немалые сходства между восточной и готической архитектурой и искусством.
Османское строительное искусство в Константинополе, Малой Азии и Сирии содержит много характерных особенностей: в изображении зданий в плане, в украшении и вертикальных надстройках, которые перекликаются с готикой. Минареты можно назвать ориенталистскими подвесками к готическим шпилям. Орнаментика ислама и готики также весьма схожи.
К похожим выводам приходит и Кристоф Деппен, автор книги "Нострадамус и загадка возраста мира", содержащей критику хронологии и истории. Он выделяет филигранные элементы украшений в мавританско-исламском искусстве, видя в них параллели с европейской готикой.
Да и официальной истории искусства хорошо известны эти стилистические параллели между Востоком и Западом. Однако, находясь в плену невозможной хронологии, она вынуждена сдвигать их в несуществующее "Средневековье". Но и там ей приходится допускать некую "последовательность влияния", поскольку для одновременного существования двух культур у традиционной истории слишком растянутая по времени эпоха Средневековья.
Я же считаю готику архитектурным стилем второй половины XVII столетия, да и арабская архитектура не может быть по возрасту старше.
Скорее всего, готические кафедральные соборы, в отличие от бытовавшей доселе точки зрения, были построены всего за два столетия, а некоторые из них остались недостроенными, как Кёльнский собор и западная сторона Страсбургского собора.
По материалам Вестника VGN