Ральф Дэвидсон, Крис Льюмен
Из книги
Очевидность и построение.
Материалы для критики исторической догматики
Если рассматривать результаты генеалогического исследования, то мы с удивлением зафиксируем, что имеется кое-что то, что можно бы назвать совершенной генеалогической цезурой, которая соответствует определенному способу передаче собственности в наследство, который мы предполагаем в средневековье. В Германии самые длинные родословные имеет, само собой разумеется, немецкое высшее дворянство. Но это высшее дворянство свидетельствует себя тоже только примерно от 1000 года, причем данные до 1150 года рассматриваются исследователями как высокоспекулятивные и спорные. (Мы следуем здесь прежде всего: доктор Камиль фон Бер (Dr. Kamill von Behr, Genealogie d.i. Europa regierender Fuerstenhausen ("Генеалогия, что значит правящие княжеские дома"), Лейпциг в 1870). Наверняка лишь то, что немецкое высшее дворянство сформировалось примерно около 1150 года, также как и то, что в Германии нет никого, кто надёжно вёл бы происхождение от Карла Великого, Отто Великого, Генриха IV и даже от Фридриха Барбароссы. Фридрих Барбаросса, который выставил так много охранных грамот самого себя, оказывается практически вообще не свидетельствуемым никакими родственниками и потомками. Салии [151], Гогенштауфены, Каролинги и Оттоны, которым немецкое государство благодарно за столь большое количество реформ, не подтверждаются никакими потомками. Либо же эти роды были полностью искоренены (это при постоянно действующей тенденции к династическим бракам — ВП). Все это благородные роды исчезли, во всяком случае, из истории полностью для того, чтобы в XII веке, с одной стороны, в Саксонии и Баварии начать борьбу Гвельфов и Габсбургов, и с другой стороны для того, чтобы создать место для Гогенцолернов [152], саксонских Веттинеров, Виттельсбахов [153], Ангальтов, Бадененов и Ройсов. (Впрочем, никто не является родственником Карла Великого и во Франции.)
Если мы рассмотрим родословные деревья этих благородных родов, то тогда мы можем увидеть уже в кличках, что с конца XII столетия в почти во всех родах наблюдается внезапное богатство. Мы открываем в родословных:
* Альберт Богатый (1199+) у Габсбургов,
* Отто Богатый (1190+) у саксонских Виттинеров,
* Генрих Богатый (1251+) у Нассауэров, и
* Генрих Богатый (1209+) у Ройсенов.
До 1150 мы не нашли таких кличек ни в какой семье и после этого только ещё однажды у саксонских Веттинеров (Вильгельм Богатый, 1411+). Гогенцолерны, согласно такой кличке, в начале XIII столетия ещё не богаты, но мы находим Фридриха III (или первого?), как графа замка из Нюрнберга уже в таком многообещающем исходном положении.
Самым мощным дворянским домом окажутся в средневековье Гвельфы [154]. Они утверждают, что прибыли из Италии и были родственны с Отокаром (что мы считаем обоснованным). Мы находим их в XII столетии как (вероятно первых) герцогов Баварии и Саксонии, и они представлены со времён Отто (IV) [155]. В 1198 году в Германии появился первый король, с которым хоть кто-то в родстве (речь идёт о Филлиппе Швабском, брате Генриха VI и сыне Фридриха I Барбароссы, годы правления 1197-1208). (Таблицы происхождения содержат также информацию, что замок Габсбург был воздвигнут около 1000 года Вернером, епископом Зальцбурга. Тогда неясно, когда он перешёл в частную собственность семьи.)
Имена изменяют наше представление таким же образом, как и далее идущая история. Внезапное богатство приводит в следующих поколениях к самонадеянности. Мы находим при Веттинерах после Отто Богатого Альберта Гордого, но также Дитриха Угнетённого и самого сына Генриха Ваше Сиятельство (Erlauchte) (1288+). XIII столетие является столетием Его Сиятельств (Erlauchten) и гордых. Так, примерно, Фридрих Его Сиятельство (Erlauchte) (1289+) при Гогенцоллернах, или Отто Его Сиятельство Erlauchte (1253) у Виттельсбахов. В следующем поколении имеются клички типа "Строгий" или "Добрый". Приставка "Рыцарь" (Ritter) внезапно появляется впервые только во второй половине XIII столетия, вроде Фридриха Рыцаря (1296+), и ещё долго встречается у Гогенцоллернов.
Ввиду этих фактов и при отсутствии должных сведений в источниках, нам кажется грубой дезинформацией, когда "всезнающий историк" говорит о дворянстве времён каролингов: "Уже во время каролингов старое дворянство полностью слилось со служебным дворянством. Из высших родов должностные лица франкского времени, которые были с дворянством одной плоти, образовались как высшее сословие князей. Они были владельцами высших постов... герцоги, маркграфы и графы. Путём наследования... чиновничество пришло к учреждению "высокоблагородных" княжеских родов и династий" (М. Stromeyer, 157). В действительности могло быть так, что дворянство возникло из-за приватизации и наследования ведомств; но ошибочно было бы утверждать, что этот процесс имел место уже в IX столетии.
Давайте придерживаться того, что генеалогия в итоге не дала никакого подтверждения существованию немецкого дворянства до Гвельфов. До XII столетия никакое дворянство генеалогически не доказуемо вообще. Вместо того, чтобы формироваться в XII столетии, новое дворянство проявило себя только в том, что использовало собственные должности для личного обогащения. Бросается в глаза, что в XI и XII столетиях часто происходят отставки и изгнания епископов, и это могло быть связано с процессами личного обогащения. А с XIII столетия не было уже никаких изгнаний епископов, но внезапно впервые в их именах появляется приставка "von".
Подробнее см.: http://www.medograd.narod.ru/landau.htm#ftn146