Статья об А.Т. Фоменко из немецкого сборника VGN (2005, №2)
Российские учёные исправляют традиционную хронологию
После 12-летней работы российские учёные обнародовали главный тезис своего актуального, хотя и небесспорного исследования, который звучит так: сегодня мы живём не в 2002, а в 1002 году после Рождества Христова.
Проф. Анатолий Фоменко из Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова руководит проектом "Новая Хронология". Необъяснимые астрофизические феномены, такие как несовпадение расчётных и реальных временных точек различных астрономических явлений, относятся к классическим парадоксам естествознания.
Все более ранние попытки создать новую хронологию сталкивались, главным образом, с нехваткой методологических знаний и разрозненностью информационных источников. Действительный член РАН А.Фоменко установил в 1989 году, что эти астрономические парадоксы можно разрешить, сдвинув исторические события по временнóй оси на 1000 лет, т.е. приняв гипотезу о том, что сейчас не 2002, а 1002 год после Р.Х. Российский учёный обнаружил, что ещё в 1970-е годы американский астрофизик Роберт Ньютон сделал интересное открытие, анализируя ускорение Луны как функцию времени. Он исследовал поведение одного из параметров движения Луны с учётом принятых допущений, и этот параметр оказался константой. Измерения за последние 400 лет подтвердили этот вывод.
Когда Р.Ньютон применил в рассчитанном им уравнении для движения Луны имеющиеся датировки солнечных затмений из старых хроник и получил величину искомого параметра, то обнаружились расхождения. Параметр демонстрировал необъяснимое снижение в десятом столетии, что свидетельствовало о крайней нестабильности траектории движения Луны в тот период времени. Такое поведение могло быть объяснено лишь действием неизвестных сил, столкновением или другими межпланетарными катастрофами.
Но Фоменко предположил, что Ньютоном было использованы неправильные датировки солнечных затмений. Сравнение различных хроник показало, что для более поздних эпох с похожими историческими условиями и в похожей форме снова появляются уверенные датировки. С вводом в уравнение альтернативных датировок искомый параметр движения Луны возвращался в область константы.
Альтернативные исторические датировки отличались от приводимых в учебниках на многие столетия. Это побудило Фоменко провести комплексную ревизию классического изложения истории. Его исторические изыскания привели прямо в XVI век, во времена Папы Григория XIII. Тогда и работал, впервые в истории человечества, "Консилиум тридцати", который имел целью изготовление связной хронологии исторических событий. До этого момента изложения истории различных культур состояли из отдельных, ничем не объединённых между собой хроник и календарей.
При канонизации истории гуманист Иосиф Скалигер получил задание выбрать дату рождения Иисуса Христа в качестве исходного, нулевого года и выстроить множество разрозненных хроник в определённой последовательности. Консилиум утвердил эту хронологию. Однако учёные-современники (например, Исаак Ньютон) критиковали её как "слишком растянутую". После борьбы, длившейся целых сто лет, авторитет церкви решил дело в пользу Скалигера. Фоменко пишет: "Скалигер представил целую шеренгу различных хроник, составленных разными летописцами, на разных языках, в разных странах, с разными именами и названиями".
"Например, некая хроника описывала события в некоем государстве с точки зрения правящего императора, присваивая ему исключительно позитивные характеристики: великий, счастливый, добродетельный, сияющий. Летописец же другого государства, которое было побеждено в войне, описывал этого же императора совершенно по-другому, с негативной точки зрения: серый, мрачный, злой. Также всплывают одни и те же события, но с другими масками и костюмами. Скалигер, вероятно, расположил хроники, описывающие одни и те же события, на временнóй оси не друг над другом, а одна позади другой. Он сдвинул множество дубликатов различных исторических событий в прошлое".
Для идентификации исторических дубликатов в системе Скалигера Фоменко совместно с математиками и историками проанализировал все доступные хроники Европы, Азии, Америки и Африки, каждую по отдельности. Для каждой культуры им были построены временные оси, на которых хронология Скалигера была представлена в виде последовательности всех правителей. С использованием специально вычисленного алгоритма Фоменко выделял отдельные сегменты на этой временнóй оси и сравнивал их с каждым последующим сегментом.
Далее анализировались соответствия между длительностью отдельных периодов правления в обоих сегментах. Если встречалось не менее чем 15 соответствий, то исследователи предпринимали второе, содержательное противопоставление; если же и сравнение биографий отдельных правителей и важнейших событий во время их правления давало явные параллели, то вероятность случайного совпадения можно было исключить математически.
Таким образом, Фоменко считает, что вся хронология Скалигера состоит из шести многократно продублированных блоков, и классифицирует, к примеру, первую, вторую и третью римские империи, а также династию Габсбургов и Священную Римскую империю германской нации как слепки, отражения одного события. Если взять за точку отсчёта дату рождения Иисуса Христа (по расчётам Фоменко, начало XI века), то получается, что сегодня на дворе не 2002, а примерно 1002 год. После того, как Фоменко обнародовал свои идеи, вокруг новой хронологии разгорелись яростные научные баталии. Российские историки атакуют исключительно исторические последствия его теории. Математики же, напротив, осуждают его математические тезисы как небезупречные.
Выводы из этого изложения: исчезают многочисленные неясности и дыры на исторической оси. Исключаются длительные периоды стагнации, которые в традиционной истории так разительно контрастируют со стремительным развитием человечества в конце второго тысячелетия. Динамичный прогресс цивилизации нашего времени превращается из случайности в закономерность исторического развития и может быть применен как к прошлому, так и будущему человечества.