Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

50-летие Александра Жабинского

"Синусоида": проверка делом

В связи с юбилеем А.М. Жабинского публикуем главу "Проверка делом" из его (в соавторстве с Д.В. Калюжным) книги "Другая история литературы" (М.: Вече, 2002).

Проверить "синусоиду времён" можно быстрым и оригинальным способом. Давайте возьмём в руки "Божественную комедию" Данте Алигьери (1265–1321, линии № 5–6), и составим список исторических лиц, упоминаемых в произведении. "Божественную комедию" не зря называют энциклопедией Средневековья; здесь перечислено около двух сотен персонажей, в основном реальных лиц.

Если традиционная версия истории верна, то можно ожидать, что многочисленные античные и средневековые знаменитости расположатся на всей шкале времени приблизительно поровну, или с нарастанием от античности ко времени автора.

Но этого не происходит. Составив график без учёта нашей синусоиды, мы обнаруживаем, что биографические знания Данте имеют очень "неровный" характер. Но ещё более поразительной становится эта картина, если расставить упомянутых писателем исторических героев по "линиям веков" нашей синусоиды, с учётом римской, византийской и арабской волн: теперь мы видим три ясных пика.




Распределение упомянутых в поэме Данте персонажей

По всей шкале времён

Формализовано по синусоиде

Причём оказывается, что между пиками пусто, то есть на всех траках выше линии жизни самого Данте он никого не знает! Это может быть только в том случае, если "древние" греки и римляне, жившие в любом веке выше линии № 6, жили позже Данте.

Ведь мы не видим ни одного персонажа на линиях № 7–9 кроме трёх человек, которые вполне могли попасть сюда в результате любой случайной ошибки, или их наличие может быть объяснено поздними вставками. В любом случае, равномерного нарастания знаний Данте о прошлом не наблюдается, а "всплески" этих знаний становятся ещё "острее".

Перечислим же всех его персонажей, расставив их по тракам, выделив героев "римской" волны курсивом.

3-й трак

IX – I век до н.э.

2-й трак

IX – I век

1-й (реальный) трак

IX – XVII век

Линия №9—нет

Линия №8—нет

Линия №7

Ганнибал (247–183 до н.э.) "римская" волна

Исидор Севильский (VII век) византийская волна

Нет

Эвклид (III до н. э.)

Линия №6

Александр Македонский (356–323 до н. э.)

Беда Достопочтенный (VIII век), визант.волна

Альбрехт I Габсбург (1298–1308)

Антифан (IV до н.э.)

Велисарий (VI век) визант. волна

Бонифаций VIII (1294/1303)

Аристотель (384–322 до н.э.)

Гален (130–200)

Вацлав II (1278/1305)

Бреин (IV в. до н. Э.)

Дионисий Ареопагит(I век)

Генрих VII (1308/1313)

Гракх Гай (II до н.э.)

Диоскорид (I век)

Джотто (1266–1337)

Гракх Тиберий(II до н.э.)

Домициан ((81/96)

Диниш I Землепашец (1279/1325)

Диоген (404–323 до н. э.)

Лаврентий (III век)

Карл II Анжуйский

Диосиний I Сиракузский (407–367 до н. э.)

Лукан (39–65)

Карл Валуа (? – 1325)

Диоскорид (I век)

Папа Агапит I

Роберт Брюс (1306/1329)

Иуда Маккавей (II до н.э.) – "рим.волна"

Персий (I век)

Стефан Урош II Милутин (1282/1321)

Плавт (III–II до н. э.)

Присциан (VI век) визант.волна

Федериго II (1296/1337)

Птолемей Иерихонский (135 до н.э.)

Птолемей (II век)

Фердинанд IV (1295/1312)

Сципион Африканский (II до н.э.)

Савелий (III век) визант.волна

Филипп IV (1285/1314)

Теренций (II до н. э.)

Стаций (40–96)

Хокон V Долгоногий (1299/1319)

Цецилий (II до н. э.)

Тит (I век)

Чимабуэ (1240–1302)

Эпикур (341–270 до н.э.)

Траян (с 98 по 117)

Эдуард I (1272/1307)

Ювенал (60–127)

Яков (1262/1311)

Юстиниан (527/565) визант.волна

Яков II (1291/1327)

Линия №5

Анаксагор (500–428 до н.э.)

Август (27 до н.э.–14 н.э.)

Адзолино (1194–1259)

Бренн

Агафон (V до н.э.)

Алессио Интреминелли

Брут Марк Юний (I до н.э.)

Антифонт (V до н.э.)

Альберто Касалоди

Варий (I в. до н. э.)

Арий (IV век)

Беатриче (1265–1290)

Вергилий (70–19 до н.э.)

Деций (?)

Бонтуро Дати

Гай Кассий Лонгин (I до н.э.)

Донат (IV век)

Бранка д"Орья (? – 1275)

Гиппократ (V–IV до н.э.)

Иероним (IV–V век)

Брунетто Латини

Гораций (65–8 до н. э.)

Иоанн Богослов (I век)

Буозо да Дуэра

Демокрит (460 до н.э. - ?)

Иоанн Златоуст (IV век)

Ванни Фуччи

Дионисий I (407–367 до н.э.)

Константин Великий

Венедико Каччанемико

Еврипид (480–406 до н.э.)

Макарий Александрийский (IV век)

Витальяно дель Денте

Зенон (490–430 до н. э.)

Мелисс (V до н.э.)

Гвидо Бонатти

Кассий (? – 42 до н.э.)

Павел Орозий (IV–V век)

Гвидо Гверра

Катон Мл. (95–46 до н. э.)

Парменид (V до н.э.)

Гвидо Кавальканти

Квинций (V в. до н.э.)

Персий (I век)

Гизабелла Канчанекмика

Клеопатра (I в. до н. э.)

Публий Папаний Стаций (ок.45 – ок. 96)

Гомита из Галлуры

Красс (I в. до н. э.)

Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)

Гульермо Борсиере

Ксеркс (V в. до н. э.)

Симонид (V до н.э.)

Джакомо да Сант-Андреа

Курион (I в. до н. э.)

Тиберий (I век)

Джанни Сольданьер

Марция (I до н. э.)

Ювенал (60-е – 127)

Джованни Буйамонте

Марцелл (I до н. э.)

Кавальканте Кавалькинти

Луций Цецилий Метел (I до н.э.)

Карл I Анжуйский (1226-1285)

Марция, жена Катона

Каталоно деи Малавольти

Овидий (43 до н.э.–17 н.э.)

Лано из Сиены (? – 1287)

Пирр (319–272 до н. э.)

Лодеринго дельи Андало

Платон (427–347 до н. э.)

Микеле Скотто

Поликлест (V в. до н. э.)

Микеле Цанке

Помпей (106–48 до н.э.)

Монтанья деи Парчитати

Секст Помпей (I до н.э.)

Моска деи Ламберти

Симонид (556–468 до н.э)

Николай Орсини

Сократ (469–399 до н. э.)

Обиццо д"Эсте (? – 1293)

Тит Ливий (59–17 до н. э.)

Оттавиано дельи Убальдини (? – 1273)

Торкват (IV до н. э.)

Оттокар II (? – 1278)

Цицерон (106–43 до н. э.)

Пинамонте деи Бонакольси

Эмпедокл (490–430 до н.э.)

Пьер делла Винья

Юлий Цезарь (I до н.э.)

Риньер де Пацци

Юлия, дочь Цезаря

Риньер Корнето

Рудольф Габсбург (1273/91)

Тебальд II Наваррский

Теггьяйо Альдобранди

Тезауро деи Беккерия

Уголино делла Герардеска

Фарината дельи Уберти

Федерик II Гогенштауфен (1194–1250)

Фома Аквинский

Франческа Малатеста

Франческо д"Аккурсио (1225–1293)

Целестин V (1219 - ?)

Якопо Рустикуччи

Линия №4

Гераклит (544/540 – ?)

Али (VII век, зять Магомета) арабская волна"

Аверроис (XII век)

Гомер

Анастисий (папа 496/98) визант.волна

Бертрам де Борн

Лукреция, жена Коллатина

Атилла (433–453)

Гвальдрада

Луций Тарквиний Коллатин

Боэций (V – VI век)

Гугон (XII век)

Луций Юний Брут

Григорий Великий (VI–VII век) визант.волна

Доминик (1170–1221)

Муций Сцевола

Магомет (570–632) арабская волна

Констанция (1154–1198)

Солон (VI до н. э.)

Фотин

Петр Ломбардский (XII)

Фалес (625–547 до н. э.)

Саладин (1138–1193)

Эзоп

Франческо Грациано

Фридрих Барбаросса (1125–1190)

Линия №3

Нет

Король Артур

Авиценна (XI век)

Бернард Клервоский (1091 – 1153)

Иоахим (ум 1202)

Петр Дамиани

Линия № 2

Нет

Нет

Гуго Капет (Х век)

Линия № 1

Нет

Нет

Рабан Мавр (IX век)

Результат подсчёта упомянутых Данте человек по линиям веков приведён в таблице.

Линии

3 трак

2 трак

1 трак

Всего

№ 9

№ 8

№ 7

№ 6

№ 5

№ 4

№ 3

№ 2

№ 1

0

0

2

15

37

9

0

0

0

0

0

1

17

20

7

1

0

0

0

0

0

18

49

10

4

1

1

0

0

3

50

106

26

5

1

1

Итого

63

46

83

192

Историки возразят, что мы специально сконструировали такую схему, в которой удалось "спрятать" персонажей линий № 7–9 внутри таблицы. Например, все римляне, жившие во II веке до н.э. – II веке н.э. оказались почему-то "современниками" Данте. Отвечаем.

Как показано выше, в рамках традиционной хронологии график распределения персонажей по векам тоже выглядит ненормально. Даже если мы учтём римлян не по "римской" волне, а по стандартной греческой синусоиде, никак это не объяснит нам, почему же Данте, зная этих римлян и упоминая их, не упоминает ни одного грека того же периода. В его списке нет ни Пифагора, ни Гермеса Трисмегиста, и уж совсем удивительно, что нет в нём таких всемирно известных лиц, как Апулей, Архимед, Герон, Гиппарх, Тацит, Эратосфен, и десятков других.

Потому и появилась специальная "римская" волна синусоиды, что "уши" римского анахронизма посреди античной истории очень заметны! Этому совпадению римской истории II–I веков с греческой историей V–IV веков до н.э. сами историки присвоили название "аттикизм".

"АТТИКИЗМ, лит. направление в др.-греч. и отчасти в др.-рим. риторике. Развилось во 2 в. до н.э. как реакция на азианизм, культивировало "подражание классикам" — соблюдение языковых норм аттич. прозаиков 5 в. до н.э., простоту и строгость стиля. В области стиля А. уступил азианизму, но в области языка одержал верх: имитация языка аттич. прозы многовековой давности осталась идеалом всего позднеантич. греч. красноречия" (из Литературного энциклопедического словаря".

Что означает этот самый "аттикизм"? А означает он лишь одно: в XVI веке хронологи датировали латинскую культуру Византийской империи предшествовавших XIII–XIV веков как культуру II–I веков до н.э., а греческую её часть — как культуру V–IV веков до н.э. Так в истории образовался некий "зигзаг": греческая культура, пройдя свой путь от V до II века до н.э., "уткнулась" сама в себя, но уже в изображении римлян якобы II века, а затем ещё и "возродилась" в XIV веке. Объяснить, с какой стати развившаяся культура возвращается к своим истокам трёх-четырёхсотлетней (!!!) давности, совершенно невозможно, с точки зрения здравого смысла. Но литературоведение, вслед за историей, и здравый смысл превозмогает: вот, говорят, развился такой "аттикизм" вопреки "азианизму", и можно прекращать дискуссию.

Из этой хитрости, придуманной в угоду традиционной истории, развилось и представление об "обходных путях" римской литературы: дескать, Вергилий есть римский Гомер, Саллюстий — римский Фукидид, Тит Ливий состязается с Платоном и Демокритом. Почему бы римским авторам II века до н.э. не посостязаться с греческими авторам того же века? Но они для римлян будто не существуют!

"Чтобы вернуться к патриотическому эпосу Невия и Энния и дальше, к отечественным преданиям самой седой древности, Вергилий нуждался в уроках Гомера и Аполлония Родосского, в блужданиях по буколическому миру Феокрита, в поэтической культуре неотериков", — пишет С. Аверинцев в книге "Поэтика древнеримской литературы".

Вот он, "обходной путь"! Уточняем: Вергилий (I век до н.э.), желая вернуться к эпосу римлян Энния и Невия (II до н.э.) страшно нуждается в Аполлонии Родосском (III до н.э.) и греке Гомере (между XII и VI до н.э.), но предварительно должен поблуждать по культуре неотериков ("новых поэтов") своего I века до н.э., сначала заглянув к греку Феокриту (первая половина III до н.э.). Но этот хронологический зигзаг, подмеченный С. Аверинцевым, исчезнет, как только мы сложим вместе все "волны" и "траки" синусоиды. И окажется, что Вергилий — прямой продолжатель Гомера и современник Феокрита, а Энний и Невий (как и Аполлоний Родосский, возможно) просто его последователи, хоть и менее талантливые.

Графическое изображение скалигеровской хронологии в виде масонских циркуля (греческая история) и угольника (римская история). Справа — номера линий веков.

История совершенно упускает из виду, что в Средневековье существовало как минимум две Греции и два Рима. Византийскую (Ромейскую) империю называли Грецией (на Руси даже в XVII веке), а южную Италию с Сицилией, подчиненные Константинополю, называли даже Великой Грецией. До распада единой империи, включавшей в себя и всю Европу тоже, на две части, восточную и западную, Константинополь (он же Царьград) был Римом, столицей римских императоров, и итальянский Рим тоже был Римом. Итак, имеется две Греции, и в каждой столица — Рим. Когда Скалигер сочинял свою историю, он события греческого Рима (Константинополя) сдвинул дальше, чем события итальянского Рима. В результате получилось, будто поэты "древнего Рима" не знают своих современников, поэтов Греции, но знают их предшественников, — которые на самом-то деле и есть их современники, и вся их "сложная" история — это история Средневековья и Возрождения.

С. Аверинцев продолжает:

"В конце III в. до н. э. влиятельные аристократы города Рима Фабий Пиктор и Цинций Алимент излагают отечественную историю на международном языке эллинистической цивилизации (на греческом), как до них Берос излагал на этом же языке вавилонскую историю, а Манефон — египетскую. За ними последовали Публий Корнелий Сципион Африканский, сын Сципиона Старшего, Гай Ацилий, Авл Постумий Альбин, превращавшие римскую аналистику в составную часть учености эллинизма. Довольно характерно, что Ацилий говорил об основании Рима греками".

Итак, в эпоху Возрождения ещё помнили "об основании Рима греками". Да, скалигеровская хронология задаёт множество загадок. Тем, кто не до конца разобрался в её оккультных корнях, постоянно приходится говорить о фальсификации письменных источников. И немудрено! Ведь на сочинениях писателей и историков эпохи "древнего" эллинизма то и дело лежит отпечаток Ренессанса, времени великих географических открытий и предвидения успехов науки XVII века.

Дополнительную сложность даёт бытование в какой-то период двух государственных языков империи: греческого и латыни. Фабий Пиктор (точно римлянин) пишет о римской истории по-гречески, а грек Ливий Андроник пишет о приключениях Одиссея на латыни. Как же расставить их на этой схеме? Куда поставить африканца Теренция или кельта Станция Цецилия?

Закономерное развитие культуры требует, чтобы в литературном процессе не возникало полос бесплодия, хотя традиционная хронология и вынуждает литературоведов как-то объяснять их наличие. Можно допустить, что римские авторы проявляли повышенный интерес к греческой литературе многовековой давности. Но почему их интерес к современной им греческой литературе так ничтожен? И почему греческие авторы не переводили римлян, принадлежавших в империи к власть имущим? В целях пропаганды "римского образа жизни" их следовало обязать к такому труду, но этого не было сделано, — и этот факт необъясним в рамках традиционной истории, но понятен, если перейти к нашей версии.

Нужно учесть и другие важные обстоятельства. В Средневековье писатели и учёные часто брали себе прозвища знаменитостей прошлого, или современники называли их громкими именами в знак признания заслуг. Например, астронома Ал-Кушчи (XV век) звали "Птолемеем"; Ибн Сина и Ибн Рушд могли носить прозвища неких Авиценны и Аверроэса из XII – XIII веков, известных в Европе, и сами были, скорее всего, европейцами. Ну, не было до какого-то момента слов "астроном" и "географ", а был слово птолемей, и каждого, кто занимался тем же, чем и Птолемей, вполне могли прозывать так же.

А имена некоторых из числа упомянутых в книге Данте героев, таких как Саладин, Сципион и т.п., могли принадлежать просто мифическим персонажам, и уже средневековые европейцы награждали ими своих современников, будь те из XII или XVI века. То, что Сципион, упомянутый в книге Данте — "Африканский", является мнением комментатора, а на деле Сципионов (в том числе "Африканских") в традиционной истории немало: Корнелий Сципион Публий, консул (218 до н.э.); Корнелий Сципион Публий Африканский, консул (205 и 194 до н.э.), победитель Ганнибала во 2-й Пунической войне; Корнелий Сципион Эмилиан Публий Африканский (185–129 до н.э.), разрушивший Карфаген и, вполне может быть, победивший в 3-й Пунической войне очередного Ганнибала, ведь Ганнибал — тоже родовая фамилия, имевшая "ответвления", например, Газдрубалов. У Тита Ливия упомянуты три разных пунийских военачальника по имени Ганнибал, и семь по имени Газдрубал.

У Данте мы встречаем Зенона, но что это за Зенон — из Китиона или из Элеи, — тоже неизвестно. А такими именами, как Карл Великий или Юстиниан (что значит "Законодатель"), могли звать вообще любого правителя любой губернии.

Кстати, очень показательно, что Данте расположил римского императора Юстиниана в раю. Это наш 2-й трак, линия № 6, а VI век по "византийской" волне = XIV реальному веку. Скорее всего, сам Данте жил в то время, когда Юстиниан правил в Константинополе, и в таком случае имя Законодателя мог носить Михаил IX Палеолог. Сам "Законодатель" так представляется в поэме:

Был кесарь я, теперь — Юстиниан...

Что это означает? "Раньше я был Тиберий" (или Траян, или любой другой кесарь), "а теперь — Юстиниан"?.. В таком случае, почему не Михаил IX Палеолог?.. Всё это, как и то, что поэты Средних веков сочиняли стихи за древнегреческого Анакреонта, как и многое другое, хорошо известно историкам и литературоведам, но обычно не афишируется, чтобы не порождать в умах излишних сомнений. А нам стесняться нечего; истина дороже.

Историкам очень хорошо известно, что правивший в XIII веке император Священной Римской империи Фридрих II Гогенштауфен именовался в документах Цезарем Августом; его Конституции носят название "Книг Августа"; на чеканившихся им золотых монетах (августалиях) он изображён в лавровом венке и одеянии "римских" цезарей, на обороте — римский орёл и надпись: "Римский император Цезарь Август". Перед нами чистейший, без примесей римский император! И точно так же, как "исторические" римские императоры, он воевал с христианством!

Манифесты папы Григория IX, направленные против этого Августа, написаны языком Апокалипсиса, с прямыми заимствованиями из этого документа, будто бы и не промчалось более тысячи лет:

"Выходит из моря зверь, преисполненный богохульства, ноги у него, как у медведя, а пасть у него, как пасть у бешеного льва, а другие члены, как у леопарда, и изрыгает он хулу на имя Божие… Своими железными когтями и зубами жаждет он всё сокрушить и своими ногами растоптать мир". Так пишет папа в 1239 году, а затем сообщает о ереси Фридриха, — якобы он заявлял, что мир ввели в заблуждение три обманщика: Иисус Христос, Моисей и Магомет, что "глупцы все, кто верит, что Бог мог родиться от девы".

В "Божественной комедии" Данте упомянут канцлер и фаворит этого императора Пьер делла Винья, который впал в немилость, был заточён в тюрьму, ослеплён, и покончил с собой в 1249 году. Он спокойно называет своего императора Августом ("Ад", песнь 13, 58), и это не вызывает возражений у беседующих с ним:

Я тот, кто оба сберегал ключа

От сердца Федерика и вращал их

К затвору и к отвору, не звуча,

Хранитель тайн его, больших и малых,

Неся мой долг, который мне был свят,

Я не щадил ни сна, ни сил усталых.

Развратница, от кесарских палат

Не отводящая очей тлетворных,

Чума народов и дворцовый яд,

Так воспалили на меня придворных,

Что Август, их пыланьем воспылав,

Низверг мой блеск в пучину бедствий чёрных.

Но в "Божественной комедии" нет целой толпы других римских императоров: Калигулы, Клавдия, Нерона, Веспасиана, Адриана и прочих. Или они жили позже Данте, или в поэме названы только их средневековые имена, и один лишь Цезарь Август именуется также и Федериком.

Данте живет в XIV веке, лучше всего знает деятелей XIII и XIV веков (в которых встречает императора Августа) и по тем же линиями — деятелей (в том числе императоров) I века до н.э. – I века н.э., но не пишет ни о каких греках старших "линий", и не упоминает не только многих героев римской истории, но и византийской. Из византийцев у него нет императрицы Ирины, императоров Константина Копронима (Навозоименного) и Михаила Пьяницы, очень известных в своё время, если судить по истории, и многих, многих других. Пропало все иконоборство, начиная от Льва Иконокласта (VIII век). Кто-то из "пропавших" деятелей относится к линии № 7, и Данте просто до них не дожил. Но нет в его книге византийцев IX века, а век этот расположен на линии № 5 "византийской" волны и относится к родному Дантову XIV веку.

Куда же девались эти императоры и другие деятели? Видимо, вместо их греческих имён Данте использовал их латинские прозвища, и они тоже оказались в "Древнем Риме". Туда же, в число героев мифической "древней" истории могли попасть отсутствующие в "Божественной комедии" участники Крестовых войн. Нет у Данте ни папы Иннокентия III, ни императоров Латинской крестоносной империи, ни королей Иерусалимских, нет вообще всей этой эпопеи.

Ведь это невозможно: зная о Гомере и о Троянской войне минус XIII века, Данте ни словом не вспоминает о важнейших событиях и героях своего родного, реального XIII века. И речь не только о крестоносцах! Чингисхан, величайший и ужаснейший завоеватель всех времён и народов, умер лет за сорок до рождения самого Данте, но в списке поэта такого имени нет ни среди попавших в ад, ни среди удостоенных рая. Нет его и в чистилище. Неужели Данте его не знает?! Допустим, что не знает, но хотя бы имя Батыя, воевавшего с европейцами на европейской же территории, ему известно?.. Нет. Вообще он не знает Монголии, при его жизни владеющей половиной мира, а "на том свете" если и отыскивает каких-то военных гениев, то только совсем древних, вроде Александра Македонского.

Итак, Данте — автор линии № 6, знает персонажей человеческой истории, живших на линиях не выше линии № 6. Посмотрим же теперь, кого упоминают в своих произведениях авторы более высоких линий, например, Франсуа Рабле (1494–1553, линия № 8). По поводу его романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" литературоведы сообщают нам, что "роман его стоит у высокого подъёма ренессансной волны, как "Божественная комедия" Данте стоит у истоков Ренессанса. Обе книги по своему охвату — энциклопедии..."

Что ж, продолжим экспериментальную проверку теории о совпадениях по "линиям веков". У Рабле должны упоминаться античные философы, поэты и политические деятели вплоть до линии № 8.

3-й трак

IX – I век до н.э.

2-й трак

IX – I век

1-й (реальный) трак

IX – XVII век

Линия №9

Страбон (I до н. э.)

Нет

Нет

Линия №8

Антиох (II до н.э.)

Аполлоний Тиапский (I в)

Агриппа Неттесгеймский

Критолай (II до н. э.)

Герон (I век)

Алессандро д"Имола

Демонакс (I век)

Амброзио Каленино

Селевк (I век)

Андре Тирако

Антонио де Лейва

Бриан Вале

Габриэль де Пьн-Эрбо

Генрих II

Гийом Брико

Гийом дю Белле

Гийом Ронделе

Гюг Салель

Джазопе Майно

Джироламо Фоленго

Джованни Тривульци

Диже Манский

Жак Картье

Жан Альмен

Жан де Буасоне

Жан Катюрс

Жан ле Вепер

Жан Лемер

Жан Тено

Иоанн Ласкарис

Кайет

Кэтберг Тэнстолл

Леоник Томео

Маргарита Наваррская

Меллэк де Сен-Желе

Ортуин Граций

Папа Юлий

Петр Ралус

Пьер Галак

Пьер дю Шатель

Пьер Жиль

Пьер Кютюрье

Пьер Тартаре

Сильвестр де Приеро

Симфорьен Шампье

Трибуле

Филиберт Делоран

Филиппо Строцци

Франциск I

Франческо Курций

Хайр-эд-Дин

Якоб фон Гохштратен

Линия №7

Антифон (IV–III до н.э.)

Афиней (II–III)

Александр Тартаньи

Аристарх Самосский

Галет (130–200)

Али-Аббас

Аристофан Византийский (III до н. э.)

Гелий (Геллий) (II век)

Альберти

Архимед (287–212 до н.э.)

Гермес Трисмегист (II вк)

Ангеран де Монстреле

Газдрубал (III–II до н.э.)

Дион Никейский (160–235)

Биго Гийом

Ганнибал (III–II до н.э.)

Каракалла (с 211 по 217)

Гебер

Дентат (IV–III до н. э.)

Лукиан (120–180)

Джан Мария Риминальдо

Катон (234–199 до н. э.)

Марцелл (II век)

Джованни Беркатино

Клеанф (III до н.э.)

Плиний (62–114)

Джованни Понтано

Луцилий

Поллукс (II век)

Жан Буржуа

Метродор (IIIдо н.э.)

Прокул (III век)

Жан Шарлье

Плавт (254–184 до н.э.)

Соран Эфесский (II век)

Иоанн Аргиропуло

Сципион (III–II до н.э.)

Турпин (IX век) виз.волна

Иоанн Виссарион

Теофраст (372–287 до н.э.)

Феон Смирнский (II век)

Карл VIII

Фабий Пиктор (III до н. э.)

Флавий Филострат (II–III)

Леонардо Миттен

Эвклид (III до н.э.)

Флакк (II век)

Мигель де Орис

Эмилий (II до н. э.)

Энний (239–169)

Мирандолла

Эпиктет (I–II)

Николай Кузанский

Эскулап (III до н.э.)

Николо Тедески

Ювенал (60–127)

Оливье Майар

Антонин Пий (2 век)

Паоло де Кастро

Коммод (2 век)

Папа Александр

Папа Бонифаций

Папа Каликст

Папа Сикст

Пьер д"Айли

Св. Франциск

Сисиль

Сульпиций Веруланский

Турпин

Феодор Газа

Франсуа Виллон

Франческо Колонна

Эрмолао Барбаро

Линия №6

Александр Македонский (356–323 до н. э.)

Агафий (VI век) визант. волна

Бартольд Сассоферрато

Аристотель (384–322 до н.э.)

Александр Миндский (III век)

Джон Дунс Скот

Гераклид Понтийский (IV в. до н. э.)

Гебер (VIII–IX) визант. волна

Максим Плануд

Гиппократ (V–IV до н.э.)

Григорий Великий (ок. 540–604) визант.волна

Николай Лира

Деметрий Фалернский (IV до н. э.)

Диоген Лаэртский (III век)

Папа Урбан

Демосфен (384–322 до н.э.)

Кальпуриний Пизон (I век)

Пьер де Копьер

Камилл (IV до н.э.)

Корпут (I век)

Пьетро Бальдо

Ксенократ (IV до н. э.)

Ливия (I до н.э.– I н.э.)

Раймонд Луллий

Навуходоносор

Нерва (I–II век)

Томас Уоллис

Пиррон (IV до н.э.)

Нерон (I век)

Уильям Оккам

Тимон Афинский (320–230 до н. э.)

Плутарх (46–126)

Якопо Пассаванти

Тимон Афинский (320–230 до н. э.)

Саллюстий

Филипп Македонский

Серапион Аскалопский

Эпаминонд (V–IV до н.э.)

Траян (1 век)

Трибониан (VI век)

Фульгенций Планциад (VI век) визант.волна.

Цензорин

Юстиниан Великий (с 527 по 565) визант.волна

Линия №5

Артаксеркс (V до н.э.)

Авзопий (IV в. н. э.)

Александр из Вельдье

Аттей Капитон

Апиций (I в.)

Гугуций Пизанский

Брут (1 век до н.э).

Донат (IV в.)

Давид Кимха

Вергилий (70–19 до н.э.)

Иоанн Богослов (I век)

Жоффруа де Люзиньяк

Веррес (V в. до н. э.)

Иоанн Златоуст (IV век)

Фома Аквинский

Витрувий (I в. до н. э.)

Калигула (I в.)

Франческо Аккурский

Геродот (V в. до н. э.)

Квинт Смирнский (IV в.)

Эберар из Бетюна

Герпсион (V в. до н. э.)

Константин Великий

Гораций (65–8 до н. э.)

Макарий Александрийский (IV век)

Дарий I (522–486 до н.э.)

Макробий (ок. 400 года)

Друз (I до н.э.)

Матфей (I век)

Еврипид (480–406 до н.э.)

Орибазий (326–403)

Каллимах (V в. до н. э.)

Павел (I век)

Кассий Лонгин Гай (1 до н.э.)

Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.)

Клеопатра (I до н.э.)

Тиберий (I век)

Ксеркс (V до н.э.)

Юлиан (с 361 по 363)

Лабсон Антистий

Леонид (VI–V до н.э.)

Лициний (I в. до н. э.)

Марк Варрон (116–27 до н.э.)

Нума Помпилий (V до н.э.)

Овидий (43 до н.э.–17 н.э.)

Октавиан Август

Платон (427–347 до н. Э.)

Поликлет (V в. до н. э.)

Сократ (469–399 до н. э.)

Софокл (496–406 до н.э.)

Сулла (II – I до н.э.)

Тит Ливий (59–17 до н. э.)

Фемистокл (V до н.э.)

Филолай Тарентский

Царь Тигран (II – 1 до н.э.)

Цицерон (106–43 до н. э.)

Эсхил (525–456 до н. э.)

Юлий Цезарь (I до н.э.)

Линия №4

Арифрон Сикиопский

Марциан Капелла (V век)

Грациан

Гераклит (530–470 до н.э.)

Пьер Ломбардский

Гомер

Фома Английский

Камбиз (VI век до н.э.)

Кир VI век до н.э.)

Лукреция (VI век до н.э.)

Милон Кротонский (VI до н. э.)

Петрон (VI до н.э.)

Семирамида

Сервий

Тарквиний (VI до н.э.)

Эзон

Линия №3

Анк Марций (VII до н.э.)

Нет

Абен Эзра

Гесиод (VIII–VII до н.э.)

Готфрид Бульонский

Гитес (VIII–VII до н.э.)

Нехепс (VII до н.э.)

Линия № 2

Ромул (VIII до н.э.)

Нет

Нет

Эней (VIII до н.э.)

Линия № 1

Нет

Нет

Нет

Сюда не вписаны персонажи 4-го трака, линия № 4, — герои Гомеровского эпоса минус XIII века Ахилл, Агамемнон, Нестор, Приам и Пирр. Без них общая таблица по книге Рабле такова:

Линии

3 трак

2 трак

1 трак

Всего

№ 9

№ 8

№ 7

№ 6

№ 5

№ 4

№ 3

№ 2

№ 1

1

2

17

14

35

12

4

2

0

0

4

22

18

16

1

0

0

0

0

46

35

11

7

3

2

0

0

1

52

74

43

58

16

6

2

0

Итого

87

61

104

252

К сожалению, это не полный список; некоторых персонажей не удалось датировать или идентифицировать. Однако нас интересуют не отдельные упоминаемые лица, а общая тенденция: в романе Рабле римляне и греки линий № 7–8 встречаются сплошь и рядом!

И опять, как и в случае с Данте, автор линии № 8 не знает многих "древних" деятелей своей линии и вообще никого — линии № 9. Рабле не известны: Филон Ларисский, Антиох Аскалонский, Стратон, Панэтий, Посидоний, Гиппарх, Гиппал, Полибий…

А кстати, для нас очень показательно, что Франсуа Рабле (1494–1553) не знает историка и писателя Полибия (200–120 до н.э.), а Жан Боден (1530–1596) очень его любит, постоянно на него ссылается и ставит другим в пример. Это может быть только в том случае, если Полибий жил одновременно с Рабле, но стал известен позже. Ведь тогда не то что сети Интернет, но даже газет и научных журналов не было. И в самом деле, по возрасту Боден младше Рабле на 36 лет, пережил же он его на 43 года.

В отличие от Данте, Жан Боден интересуется в большей степени историей, а потому своих "современников"-антиков упоминают чаще, чем современников просто. На линии № 9, то есть выше его собственной жизни, обнаруживаются только два лица, и оба минус I века, это Страбон (64–20) и Веллий Патеркул.

Таблица упоминания персонажей для Бодена выглядит так:

Линии

3 трак

2 трак

1 трак

Всего

№ 9

№ 8

№ 7

№ 6

№ 5

№ 4

№ 3

№ 2

№ 1

2

10

29

36

29

0

0

0

0

0

22

24

34

16

1

0

0

0

0

80

33

16

7

5

0

0

0

2

112

86

86

52

6

0

0

0

Итого

106

97

203

406

Если же сравнить графики, составленные для Рабле и для Бодена без учета нашей синусоиды, то есть по всей "шкале времён", то и в этом случае мы увидим ненормальное распределение — с необъяснимыми "взлётами" и провалами, как и в случае с Данте. Надо, конечно, учитывать, что у этих авторов были разные сферы интересов: один был писателем, другой — историком права.

График для Рабле

График для Бодена

Чосера, который умер в 1400 году (окончание линии № 6), тоже считают энциклопедией — "Энциклопедией английского Средневековья". Хоть у него упоминается менее полусотни исторических деятелей, будет интересно сравнить данные по Чосеру с двумя другими "энциклопедиями": Данте и Рабле. В его списке встречаются люди линии № 7–8, чего не должно быть, но что можно объяснить как тем, что не только даты жизни Чосера приблизительны (он мог жить в начале XV века), так и тем, что его Кентерберийские рассказы были очень популярны и могли быть дополнены переписчиками после его смерти. Недаром литературовед И. Кашкин пишет, что это произведение "выходит за рамки Средневековья".

Линии

3 трак

2 трак

1 трак

Всего

№ 9

№ 8

№ 7

№ 6

№ 5

№ 4

№ 3

№ 2

№ 1

0

1

2

4

1

1

0

0

0

0

0

3

12

3

0

0

0

0

0

1

1

10

3

2

1

0

0

0

2

6

26

7

3

1

0

0

Итого

9

18

18

45

Линии

3 трак

2 трак

1 трак

Всего

№ 9

№ 8

№ 7

№ 6

№ 5

№ 4

№ 3

№ 2

№ 1

0

7

14

21

34

20

1

0

0

0

1

6

18

2

0

0

0

0

0

32

37

9

0

0

0

0

0

0

40

57

48

36

20

1

0

0

Итого

97

27

78

202

График для Чосера без разбивки по линиям веков выглядит так:

Примечательна график и таблица для Макиавелли (1469–1527).

Ни одного персонажа выше линии № 8, и так же, как у других авторов "Возрождения", нет никого ниже линии № 3. Однако античных греков и римлян Макиавелли знает существенно больше в количественном отношении, чем своих современников, а "пробелы" в знаниях этого эрудита достигают 800 лет!.. Это ли не доказательство, что вся хронология смонтирована Скалигером? В своих книгах Макиавелли дат жизни упоминаемых им персонажей не указывает, эти даты появились позже, и в результате искусственность нашей традиционной истории ярко проясняется в таблице распределения упоминаемых в трудах Макиавелли исторических персонажей.

А чтобы сделать картину ещё более яркой, приведём суммарный график для всех упомянутых в этой главе авторов: Данте, Рабле, Чосера, Бодена, Макиавелли. Здесь кривая pis-1 показывает значения по всем линиям только 1-го трака, а кривая pis-2 — значения по общему результату, включая 1-й трак. Как и в предыдущих случаях, по оси абсцисс отложены номера линий веков от 1 до 9, по оси ординат — условная численность упоминаемых человек.

Численность названа условной, потому что график построен по методу наименьших квадратов, а его распределение нормировано, то есть интеграл первой и второй кривой одинаковый. В реальности суммарный график pis-2 должен быть в два с половиной раза выше графика pis-1 (по 1-му траку), что понятно, поскольку в общую сумму входит и численность персонажей 1-го трака.

"Всплеск" на уровне линий № 5–6, или XIII–XIV века вызван тем, что отсюда мы и начали наше исследование — с Данте, жившего в XIII – XIV веках. До линии № 3 никто из авторов "Возрождения" не упоминает участников исторического процесса, а имена, упомянутые у Данте, известны всем последующим. Также отметим, что нет среди авторов ни одного, прожившего целиком XVII век, а Данте не прожил до конца и XIV век.

А теперь добавим к нашему исследованию ещё одного автора — Плутарха (ок. 45 – ок. 127), знаменитого древнегреческого писателя и историка, автора "Сравнительных жизнеописаний" выдающихся греков и римлян. Вот на его графике[1] мы никаких всплесков не найдём. А ведь вся разница между ним и, например, Данте, в том, что Плутарх не упоминает в своих работах северных итальянцев, поскольку был жителем самой сильной империи мира. Точно также в современных русских "светских" журналах две трети упоминаемых лиц — американские актеры, а в журналах США, наверное, не пишут о русских знаменитостях.

График "античного" Плутарха на фоне суммарного графика "возрождавших античность" писателей

Если даже эти расчёты и графики историки не сочтут доказательством неверности традиционной хронологии, то тогда мы и не знаем, что может послужить для них доказательством. Разве что изобретение машины времени и непосредственная проверка на месте. Но не будет ли достаточным, что "на месте" побывали Данте, Чосер, Макиавелли, Рабле, Боден, Плутарх?..



[1] Подсчёт упомянутых в произведениях Плутарха лиц велся по хронологической таблице М. Гаспарова.