Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Уве Топпер (Uwe Topper, Португалия-Германия)

 

Средневековая система летосчисления в Испании, известная как ERA

Согласно историкам, до того как стало использоваться современное христианское летосчисление, известное как Anno Domini (AD), или "годы боговоплощения", в эпоху средневековья широко применялась языческая форма летосчисления – т.н. испанская система ERA. Её также называли летосчислением вестготов (западных готов).


 

Что такое ERA?

 

Юлианское, или провинциальное летосчисление, известное как ERA, широко использовалось в Европе в Средние века с V по XV столетия задолго до того, как было принято современное летосчисление, за исходную точку которого принят год рождения Христа (AD). Само слово ERA, вероятно, взято из языка вандалов и означает то же, что и нем."Jahr" (год). Оно также имеет смысл "крутиться в круге", как это делают бойцовые животные на площадке для схватки (которая до сих пор в Испании называется "era"). Поскольку этот способ летосчисления в некоторых документах звался "провинциальной эрой", считалось, что он зародился, когда Испания стала провинцией Римской империи. Затем эта точка зрения была отвергнута, и уже в энциклопедии античности Паули-Виссова (1893, I, 606) приводились веские возражения. Чтобы соотнести годы по системе ERA с современным летосчислением, следовало вычесть 38 лет, и именно поэтому начало ERA относили к 38 году до н.э. Однако никто пока не определил причину, почему в качестве исходной точки был выбран именно этот год.

Существует несколько сотен надписей на камне и ещё больше на пергаменте с датами по системе ERA, особенно в географическом районе обитания т.н. "визигодов", т.е. вестготов. Этнический термин "визигоды" в большинстве случаев переводится как "западные готы", однако этот перевод ошибочен, так как скорее это слово означает "wise godes", или судьи (как и другой этнический термин "ostrogodos" значит вовсе не "восточные готы", а "shining Godes", т.е. "сияющие боги", даже если этот корень ближе по значению).

Эмиль Хюбнер (Berlin 1871) описал в своей работе на латыни все известные в то время в Испании надписи с датами по системе ERA, и его книга до сих пор не потеряла своей актуальности (даже в Испании), хотя в результате новых находок появилось много дополнительных данных и вышло множество других книг. В книге Хюбнера можно найти, среди прочего, три надписи, сделанных при освящении церквей в провинции Кадис и дающих даты VII века н.э. В надписях упомянут епископ Пимен (Pimenius), известный также благодаря отчётам церковных соборов в Толедо. Эти надписи были приняты всеми учёными как настоящие, и я решился на поездку, чтобы лично взглянуть на них. Нанесённые в надписях даты дают 668 год по системе ERA (что соответствует 630 году н.э.), 682 ERA и 700 ERA. Наиболее ранняя из них сделана на мраморной колонне в соборе св. Мучеников в городе Сидониа (пров.Кадис) и её текст легко прочесть:

"(D)EDICATA.HECBASI(LI)CA.D.XVIIKAL(I)ANVARIAs.ANNOSE(C)VNDOPONTIFICA(T)VSPIMENI.ERAdC(-)LXVIII", что означает: "Эта базилика была освящена в 17 календы января второго года Пимена ERA 668".

Первые и последние буквы каждой строчки отсутствуют из-за того, что край колонны был когда-то сколот каменщиком. Это, тем не менее, не делает текст нечитаемым, хотя и даёт основания для подозрений, так как дата "dC" (600) обрывается по краю, поэтому вполне возможно, что отсутствует литера "C" (100 лет).

Эта надпись является старейшей датировкой в христианских соборах южной Испании, о чём с гордостью сообщают всем посетителям городка Сидония. Но является ли она настоящей?

Такой вопрос закономерен по ряду причин. Надпись сделана на одной из четырёх мраморных колонн, подпирающих крышу, однако мне кажется, что её расположение не соответствует её важности, поскольку надпись сделана на небольшой высоте от земли (менее 1 м); таким образом, собравшиеся прихожане просто заслоняли бы собой эту надпись, в то время как было разумнее разместить её где-нибудь над входом или алтарём. Остальные три колонны здания выглядят однородными, и лишь одна эта выступает особняком, как если бы её пристроили позднее. Имена мучеников, которые ещё были видны здесь в XIX веке, теперь отсутствуют – интересно, почему?

Ответ очень прост: имена святых многое меняют в ходе истории, они зависят от господствующей догмы. Такие имена, как св. Косьма и Дамиан, выдают XVI век и легко определяются как анахронизм. Поэтому-то и следовало уничтожить перечень мучеников, ибо в связи с указанной датой они выглядели бы нелепо. На другом же камне с датировкой по летосчислению ERA и именем Пимена было сделано прямо противоположное: убрали дату и оставили имена мучеников. Так что анахронизм всё равно был уничтожен, однако два камня, поставленные рядом, сразу выдают технологию: это подделки, которые были призваны создать некую историю церкви. Давно занимаясь исследованием этой проблемы и посетив огромное число мест, известных надписями с датами по летосчислению ERA, я пришел к выводу, что все они, скорее всего, подделки (см. Topper 1998, chapter 5).

Итак, бросим теперь взгляд на схему летосчисления ERA в целом, и это покажет нам, что получить доказательства истории нельзя, даже если мы располагаем настоящими надписями данного типа.

 

Когда стали использовать летосчисление ERA?

 

Точно неизвестно, когда именно стала применяться юлианская система летосчисления ERA. Хюбнер (1871, Nr. 113) воспроизводит "древнейшую надпись Испании, свободную от подозрений", могильную плиту женщины, умершей "в 504 ERA". Ещё одна аналогичная плита указывает на "женщину-послушницу Бога, прожившую около 70 лет и скончавшуюся в ERA 552". Я имел возможность видеть эту плиту в музее Кадиса в 1997 г., однако после выхода в свет моей книги с критикой надписи эта плита была немедленно изъята и заменена фотографией какого-то другого предмета.

Давайте теперь рассмотрим происхождение системы ERA, как её понимают сегодня и как это было изложено у Круша (1880) и его коллег: если наиболее ранние надписи с датировками ERA относятся примерно к 500 ERA, мы можем согласиться, что систему ERA запустил в 493 король Гейзерих. В том году, как считается, Гейзерих опустошил Рим (то есть в 455 году нашей эры). После того, как он ввёл летосчисление по всей своей империи, магистрат Таррагона (516 н.э.) также принял эту систему для Западной Церкви. Это значит, что с этой даты Ватикан и все его вассалы использовали систему ERA в своей документации. Даже арабы в Андалузии применяли ту же систему, назвав ее "тарих эс-сафар". Здесь "сафар" происходит не от слова "сифр" (цифра = нуль), как полагал Иделер, а от более старой формы названия Испании, как в слове "сефарад", еврейского обозначения жителей Испании. Таким образом, "тарих эс-сафар" означало "испанское летосчисление".

Документы, выпущенные в Германии кастильским королём Альфонсом X Мудрым, бывшим также правителем Германии, тоже использовали систему дат ERA.

Самый известный средневековый писатель Исидор Севильский (VII век) в одной из своих книг, "Истории готов", пользуется исключительно датами по системе ERA. Однако многие историки считают эту книгу фальшивкой. В других сочинениях Исидора даты ERA нанесены рукой на полях и поэтому могут быть легко изобличены как позднейшие дополнения. В своей знаменитой "De Natura Rerum" (глава VI, 7) Исидор объясняет, что ERA началась, когда римский император Август решил провести перепись населения империи в VII до н.э. (или, по другим источникам, в IV до н.э.). Это не согласуется с данными, что ERA начинается в 38 до н.э., но даёт сильный аргумент в пользу того, что счисление лет от рождения Христа (новый стиль) началось в VII до н.э. (что широко признаётся в настоящее время).

Я предположил (1999), что юлианская система ERA была пересчитана обратным ходом и отнесена к началу реформы календаря Юлия Цезаря в 45 до н.э. Соответственно, более поздние хронологи, ведшие летосчисление в системе AD, должны были ориентироваться на 7 год до н.э., путём вычитания лишь 38 лет, как это имеет место и сейчас. Мы можем сделать вывод, что Гейзерих ввёл свою систему ERA не в 493 году, а на 7 лет позднее, то есть ровно в 500 ERA. Почему он решил начать новое летосчисление с 500 года, остаётся открытым вопросом. Было предложено возможное объяснение, что христианские миллениаристы предпочитали цикл в 500 (а позднее в 1000) лет (см. Landes).

 

Магический 1001-й год

 

Ожидание тысячелетнего рая (т.е. рая, который должен прийти в 1000 г.) стало причиной, вызвавшей нашу реформу летосчисления. Это также дало нам и ключ, чтобы попытаться разобраться с тем, как проводились все эти манипуляции.

Если система ERA была запущена в 500 н.э. посредством надписей на камнях и манускриптах и использовалась без перерыва вплоть до введения летосчисления новой эры (AD), мы должны легко обнаружить её границы: разница должны составить либо 38 лет (как было предложено в новейшие времена), либо 259 лет (297 минус 38). В последнем случае нам придётся заключить, что писатели Ренессанса ошибались или же преднамеренно лгали. По результатам множества проведённых мною исследований я пришёл к выводу, что они лгали.

Одно из первых указаний на это дано Хюбнером в его работе (p. 117): он воспроизводит надпись Nо. 489 с датой ERA 621 (то есть 583 н.э.), заявляя, что эта дата должна быть фальшивой, так как её стиль и художественное исполнение относятся к IX веку. Хюбнер легко отходит от заданной даты, предпочитая верить художественным характеристикам и перепрыгивая сразу через триста лет. Вот пример, типичный для многих изученных мною случаев. Я считаю все даты в системе ERA фальшивками, сделанными в последующие времена после указанных дат для того, чтобы создать историю с теологическим подтекстом. Хюбнер невольно, но ясно сообщает нам, что два типа хронологии, с разницей в 297 лет, боролись друг с другом и более удлинённая хронология взяла верх.

Так что нам больше не нужно размышлять, почему даты по системе ERA обрываются в XI веке – самые последние датированы 1065 н.э. – и почему в XIV веке (или столетие спустя) в Испании начинается официальное летосчисление по новому стилю. Что, разве образованным и ведущим документацию людям в Испании было нечего датировать целых триста лет? Эту несуразность можно объяснить лишь прыжком в нумерации при осуществлении фиктивного летосчисления.

Замечательное свидетельство о прыжке в 297 лет я нашёл в "Вечном Евангелии" Иоахима Флорского. Согласно мнению церкви, он жил между 1130 и 1202 н.э. и написал хорошо известный комментарий к Откровению св. Иоанна. Этот труд был переиздан монахом Герардом де Борджо Донино в 1254 н.э., однако запрещён церковью, а самого монаха заключили в тюрьму на 18 лет!

Конечно, мы не знаем реального содержания этого труда, поскольку он был переписан церковью после Тридентского собора; современный текст содержит лишь детали, относящиеся к теологической дискуссии, состоявшейся после Тридентского собора.

Главное внимание "Евангелия" Иоакима сосредоточено на пророчестве о том, что в 1260 году закончится вторая стадия света и начнётся третья. Этот год должен был стать концом эры Антихриста и началом эры Святого Духа. Дата 1260 произнесена в Ветхом Завете и Откровении, в последнем даже пять раз, причем дважды дословно. Соответствующим образом была сфабрикована и история, да так, что в 1260 году имели место значительные религиозные движения процессионистов (участники крестного хода) и флагеллантов (самобичеватели).

Так что же общее есть у даты 1260 с "миллениумом", тысячелетием?

Ожидание 1001 года, отягощённое страхом со стороны церкви, отразилось и в расчётах тех, кто составлял систему ERA: 1260 минус 297 = 963, плюс 38 (разница между ERA и новой эрой) = 1001.

Таким образом, 1260 год также является 1001 годом Нового Рая согласно летосчислению ERA. "Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобождён из темницы своей" (Откровение: 20-7).

Теперь мы можем сделать вывод, что языческая система ERA была построена ещё до введения летосчисления новой эры (AD), так как последнее перепрыгнуло сразу через 297 лет. После сдвига математическая разница между двумя временными шкалами составила 38 лет, что указывает на ошибку в семь лет (38 плюс 7 = 45 до н.э., то есть год предполагаемой Юлианской реформы). Эта "ошибка" была ещё известна, когда Кеплер рассчитывал появление "Вифлеемской звезды" как дату рождения Христа на 7 год до н.э.

Из всего этого следует – и подтверждается многими другими свидетельствами, – что между двумя частями церкви шёл длительный спор: на одной стороне находились испанские папы (Борджиа), защищавшие изначальное крещение Иберии апостольской миссией Св. Ап. Иакова, на другой стороне – более поздние папы Рима, которые, чтобы обосновать своё первенство на святом престоле, изобрели миссионерскую деятельность Св. Ап. Петра и Павла. Им пришлось представить более длинную хронологию по сравнению с ERA, что и привело к перепрыгиванию через три столетия.

 

Литература:

 

Hübner, Emil (1871 und 1900): Inscriptiones Hispaniae Christianae, with Supplementum (G. Reimer, Berlin; reprint Hildesheim 1975)

Ideler, Ludwig (1826): Handbuch zur mathematischen und technischen Chronologie (2 vol., Berlin)

Isidor von Sevilla: Historia de regibus Gothorum, Wandalorum et Suevorum (ed. Faustinus Arevalo, vol. 7, Paris 1862)
(1862): Etymologiarum, De Natura Rerum etc. (ed. F. Arevalo, vol.I, Paris)

Krusch, Bruno (1880): Studien zur christlich-mittelalterlichen Chronologie. Die Entstehung unserer heutigen Zeitrechnung. (I and II, Berlin; 1938)

Landes, Richard (1988): "A study of apocalyptic expectations and the pattern of Western chronography 100-800 CE" in: The Use and Abuse of Eschatology in the Middle Ages. Hrg. W.D.F. Verbeke et al. (Leuven)

Pauly-Wissowa (1893): Lexikon der Altertumskunde (reprint Stuttgart 1958)

Topper, Ilya Ullrich (1998): Apuntes sobre la era árabe en el contexto mediterráneo in: "Al-Andalus – Maghreb" III, Homenaje a Braulio Justel Calabozo (Univ. Cádiz)

Topper, Uwe (1998): Die "Große Aktion" (Tübingen)
(1999): Erfundene Geschichte (Herbig, München)
(2003): ZeitFälschung. Es begann mit der Renaissance (Herbig, München)
www.cronologo.net