Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Андрей Гончаров

Монгольский царь

Меня уже давно мучает вопрос: "Каким образом Иисус Христос создал традицию, которая спустя тысячелетия продолжала пестовать святых и героев". Ведь возникает очень много проблем при осмыслении евангельского сюжета даже при беглом взгляде на него. 

Предисловие

- Дайте мне точку опоры...
- Держи.

Меня уже давно мучает вопрос: "Каким образом Иисус Христос создал традицию, которая спустя тысячелетия продолжала пестовать святых и героев". Ведь возникает очень много проблем при осмыслении евангельского сюжета даже при беглом взгляде на него. Уж не знаю, что больше: любовь ли к истине, либо интеллектуальная вредность; но что-то толкает на "раскопки" в горах написанного о нем. И совершенно недавно в многослойных пустых породах мне удалось найти настоящий алмаз, коим явился результат, достигнутый А.Т.Фоменко сотоварищи. Математики уже более тридцати лет занимающиеся хронологией получили новую датировку рождения Христа. Продолжая свое нелегкое "шахтерское дело", уж не помню точно где, то ли в подземных штольнях, где не видно света, то ли при подъеме на поверхность, когда его первый луч больно ударяет в глаза, но неожиданно для себя сформулировал нечто... Формула такая: Иисус=Чингисхан. Скажу честно, я был весьма удивлен тому заявлению, что прозвучало в голове, и еще долго после язык не поворачивался на его высказывание вслух. Но законы вдохновения диктуют свои права. И чтобы после этого показаться здравым, мне нужно будет наполнить свое утверждение смыслом. В поисках него мы и пробежимся по истории основания империи Великого Синего Неба.

Схожие черты в биографиях Огуза, Провозглашенного Чингисханом, и Иисуса, Прозванного Христом

Покойный академик Б.Я. Владимирцов как-то говорил о создании монгольского улуса в ХП-ХШ вв.: "Меня интересует, как все это произошло?". Ответа до сих пор нет. Эта империя, как бы волшебством вызванная из ничего, ставила в тупик историков... История эпохи Чингисхана, составленная английскими учеными, признает возникновение этого царства фактом необъяснимым... Тогдашние мусульмане были убеждены, что такое нагромождение ошеломляющих событий могло быть делом рук только сверхъестественного существа. Один из исследователей задавался вопросом: "Кто был этот "безвестный и чужой" народ? Кто был его грозный вождь Чингисхан?"

В этой части мы пройдемся по вехам биографии великого завоевателя, задавшись целью, отыскать в ней похожие черты из жизнеописания Христа.

ДАТА РОЖДЕНИЯ: Дата его рождения в разных источниках разная. По поводу одной из версий, о которой "Рашид ад-дин пишет, что Чингисхан родился в "год свиньи", т.е. 1152-1153" [1] сломано немало копий. Из-за полученной в 2003 году "датировки Рождества Христова 1152 годом н.э." [2] разразится настоящая война (в исторической науке). Делая допущения о правоте и персидского историка и математиков из МГУ, можно увидеть совпадение с точностью до нескольких месяцев. Рождение Иисуса в декабре 1152 г. оправдывает диапазон дат 1152-1153 гг.

ГЕНЕАЛОГИЯ: По Рашид ад-Дину родоначальником Чингисхана в двенадцатом колене считался Буртэ-чино ("бурый волк"), женатый на Гоа-Марал ("прекрасная лань"). Генеалогия монгольских племен ведется от них. "От переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов" [3] прошло. Здесь цифры расходятся, но незначительно.

ОТЕЦ: Есугей являлся внуком Хабул-хана - правителя монгольских племен. Отец Иисуса Иосиф по прямой линии происходил из рода царя Давида. Мы видим царское происхождение, в первом случае, и как минимум, аристократическое, во втором.

Темучин был старшим сыном от одной из двух жен. У Иосифа также было две жены, и Иисус был первенцем у Марии.

По Рашид ад-Дину, Тэмуджину было около13 лет, когда погиб отец. Точка зрения большинства христианских богословов относительно смерти Иосифа выглядит так: "По-видимому, он скончался вскоре после посещения Иерусалима с 12-летним Иисусом Христом, так как о нем после того уже не упоминается" [4] . Комментарии излишне.

МАТЬ: О матери, которую звали Оэлун-экэ ("мать-облако"), известно, что она была из иного племени, называвшегося меркит. Мария также была из другой местности: из "города Галилейского, называемого Назарет".

Как повествует нам "Сокровенное Сказание", мать Темучина знала много "древних слов". Это может быть намеком на чтение молитв или мантр или заклинаний. О Марии известно, что та с трехлетнего возраста провела какую-то часть жизни в монастыре при Иерусалимском храме и, следовательно, тоже кое-что умела.

РОЖДЕНИЕ ОТ ДУХА СВЯТОГО: "В ту пору, охотясь однажды по реке Онону за птицей, Есугай-Баатур повстречал Меркитского Эке-Чиледу, который ехал со свадьбы, взяв себе девушку из Олхонутского племени. Заглянув в возок и поразившись редкой красотой девушки, он поспешно вернулся домой и привел с собой старшего своего брата, Некун-танчжия, и младшего-Даритай-отчигина. В виду их приближения, Чиледу испугался, но под ним был скакун Хурдун-хуба. Хлещет он своего хуба по ляжкам, старается скрыться от них за холмами, но те втроем неотступно следуют за ним по пятам. В то время когда Чиледу, объехав мыс, вернулся к своему возку, Оэлун-учжин говорит ему: "Разве ты не разгадал умысла этих людей? По лицам их видно, что дело идет о твоей жизни. Но ведь был бы ты жив-здоров, девушки же в каждом возке найдутся, жены в каждой кибитке найдутся. Был бы ты жив-здоров, а девицу-жену найдешь. Придется видно, тебе тем же именем Оэлун назвать девушку с другим именем. Спасайся, поцелуй меня и езжай!" [5] . Дальше следует описание интересной сцены, начинающейся словами: "Она сняла с себя рубаху...". Постойте, не означает ли это, что будущий Чингиз не был сыном своего отца не только в силу возможного продолжения данной сцены, но хотя бы потому, что Оэлун уже некоторое время была замужем за Еке-Чиледу. Впрочем, вероятно, что в описании этого эпизода зашифровано нечто большее. В пользу такой интерпретации можно сказать, что у монголов есть поверье, в истинности которого они не сомневались. Вот как это описано у Гумилева: "Прародительница монгольского этноса Алан-гоа, родила двух сыновей от мужа и трех от светло-русого юноши, приходившего к ней в полночь через дымовое отверстие юрты, и уходившего с рассветом, словно "желтый пес". Зачатие, якобы, происходило от света, исходившего от юноши и проникавшего в чрево вдовы. Следовательно, тут имело место обыкновенное чудо" [6] . Возможно, что в первоначальной редакции рассказа о похищении Оэлун также был намек на подобный способ зачатия от Луча Солнца. О Матери Иисуса напомню, что "родившееся в ней есть от Духа Святого" [7] .

ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ ВО ВРЕМЯ РОЖДЕНИЯ: Рождение Темучина сопровождалось замечательными предзнаменованиями. "Есугей-багадуром был предпринят поход против племен Та-та-эр (китайская транскрипция слова татар), причем взят в плен глава этого племени Те-му-чэн. Одновременно его главная жена родила "императора" (так называет летопись Чингисхана во все периоды его жизни). У него в руке оказался крепко зажатым ком крови, подобный красному камню... В память одержанного успеха (совпавшего с днем его появления на свет) родившийся ребенок был назван именем взятого в плен Те-му-чэна" [8] . Во время рожден ия Иисуса тоже были предзнаменования, но описанные по-другому.

Интересным представляется также следующее. Вот что поведал нам Рашид ад-дин в своем бессмертном "Огуз-наме": "Три дня и три ночи он не брал грудь матери. Мать потеряла надежду на его жизнь и была печальна и грустна. Однажды ночью она увидела во сне, как сын говорит ей: "Если ты желаешь, чтобы я сосал твою грудь, то уверуй в единого творца, признай его и считай его власть над собой обязательной". Женщина видела этот сон в течение трех ночей. Но так как это племя было неверным (кафир), то женщина не осмелилась рассказать им о случившемся и втайне от мужа уверовала во всевышнего господа. Воздев руки к небесам, она взмолилась и сказала: "Господи! Помоги мне, несчастной, сделай мое молоко для этого дитяти сладким!". И Огуз сразу же прижался к материнской груди и стал сосать". Важным для сравнения с биографией Иисуса представляется фраза "НО... ВТАЙНЕ ОТ МУЖА". Она психологически схожа с "А... сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем" из описания посещения волхвами только что рожденного. "Увидевши же рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем" [9] . Видимо, Марии было возвещено гораздо больше чем другим о ее сыне, недаром в приведенном отрывке перед заинтересовавшей нас фразой евангелист поместил противительный союз -а.

ИМЯ: В "Родословной туркмен" мы прочтем: "Когда мальчику минул год, Кара-хан созвал иль и устроил великий той. В день тоя Кара-хан велел принести ребенка к пирующим и, обратившись к своим бекам, сказал: "Этому сыну нашему исполнился год, какое же имя вы дадите ему?". Но прежде чем беки дали ответ, ребенок сказал: "Мое имя - Огуз". Стих ajт): "Этот годовалый ребенок там сразу обрел дар речи и сказал: "Знайте, ясно! Мое имя Огуз - знаменитый царь! Верно [это], знайте все [вы], мужи доблести!" [10]. Рашид ад-дином описание этой же сцены снабжается характерным сравнением: "Через год ребенок, подобно пророку Исе (Иисусу) раскрыл уста и промолвил: "Я родился в царственном шатре (баргях), поэтому меня должны назвать Огузом!". В Евангелии, видимо эта же сцена интерпретируется так: "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве" [11] .

Что означает это имя? По этому поводу нет единого мнения. Среди версий интересны следующие. Согласно комментариям к тексту "Огуз-наме": "старотюркское слово ог означает мать ... К этой же основе восходят слова огул потомство, сын и огуш сородич". Интересно, что перевод сын не снабжается привешиванием окончания, в отличие от переводов потомство (- ул) и сородич (-уш). Может ли это означать, что ог переводится также как сын. Это тем более интересно, что "И. Маркварт слово огуз возводит к jr+ уз ' Pfeilmaenner, уз ' Mann'", т.е. человек. В итоге можно получить значение слова Огуз как Сын Человеческий. Вспомним: евангельский персонаж многократно называет себя Сыном Человеческим: "Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, И убьют Его, и в третий день воскреснет" [12] .

БЕГСТВО: В 1151 г. татары нанесли монголам поражение у озера Буир-нур, в результате чего древнемонгольское ханство распалось, но народ продолжал войну. Одно из наиболее активных монгольских племенных объединений - тайджиутов - возглавил внук Хабул-хана Есугэй-багатур. Ему удалось остановить татарское наступление на монголов. Рождение Темучина совпало с окончанием победоносного похода на татар, возглавляемого его отцом (как у Филиппа при рождении Александра). Очевидно, после этого пришла пора для других начинаний, и семейство меняет место жительства. Характерно, что Вскоре после рождения "Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе: ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его".

ДИВИЛИСЬ СЛОВАМ ЕГО: В "Родословной туркмен" мы прочтем: "Когда Огуз научился говорить, он непрестанно твердил: "Аллах, Аллах!". Всякий, кто это слышал, говорил: "Он - дитя; не владея речью, не разумеет, что говорит". Это потому, что "Аллах" - слово арабское, а ни один отец из моголов не слыхивал арабского языка. Всевышний бог еще во чреве матери сделал Огуза своим любимцем (в ali), а потому и вложил в его сердце и уста свое имя". В Евангелии от Луки описывается сцена в Иерусалимском храме: "Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его".

СВАТОВСТВО: "После многочисленных боев Есугей вернулся к личным делам. Отец с сыном поехали, по обычаю монголов, сватать ему невесту в дальний род (во избежание браков в близких степенях родства). По пути они повстречались с другим вождем племени, Дай-Сэчэном, который, узнав цель их поездки, предложил заехать в его стойбище и посмотреть его дочь, красавицу Бортэ. Причем Дай-Сэчэн сказал Есугей-багадуру следующее: "Нынешнюю ночь приснилось мне, будто я в виде белого (общего) кречета держу ворона, изображающего сульдэ Кият-Борджигин (т.е. видел родовое знамя Чингисхана), пойдем ко мне, у меня есть девятилетняя дочь Бортэ, я ее отдам (если понравится). У нас ведется издревле такой обычай" [13] . После этого эпизода, к которому мы еще вернемся, отец Тэмучина погиб. Объекту нашего повествования было тогда, по Рашид ад-дину, 13 лет. В "Тибетском Евангелии" мы прочтем: "Когда Исса достиг 13-ти лет,- а в эти годы каждый Израильтянин должен выбрать себе жену, дом его родителей, живших скромным трудом, начали посещать люди богатые и знатные, желавшие иметь зятем молодого Иссу, уже прославившегося своими назидательными речами во имя Всемогущего" [14] . Мы видим как идет речь об обязательном событии в жизни подрастающего юноши, наступившем в определенном возрасте.

ОТНОШЕНИЕ К БОГУ: "И в младенчестве, и когда он рос и мужал, и до самого совершеннолетия, Огуз постоянно чтил господа и благодарил его. При каждом случае - спал ли он или бодрствовал - он обязательно вспоминал создателя-творца. На него снизошла благодать господня. Он обрел всемирную известность в самых разнообразных знаниях и умении: в стрельбе из лука, метании копья, фехтовании саблей и учености" [15] . В Евангелии от Луки" о детстве говорится так: "Иисус же преуспел в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков". 2:52.

ПОСЕЩЕНИЕ ИЕРУСАЛИМСКОГО ХРАМА: События, связанные со сватовством и гибелью Есугея тесно перекликаются с известными как "посещение храма", после которых след Иосифа на страницах Евангелия теряется. Напомним, распространенная точка зрения гласит: "он скончался вскоре после посещения Иерусалима". В описании этого события заложена колоссальная драматургия. Я приведу длинные отрывки из нескольких источников. Оцените схожесть сюжетных нитей, вплетенных авторами столь разных работ.

"Огуз-наме":

"Отец обручил Огуза с дочерью его дяди Кюз-хана. Огуз привел жену домой. Он призвал ее уверовать в господа. Девушка не приняла его условий, и тогда Огуз отказал ей в близости.

Когда отец заметил, что сын перестал оказывать ей внимание, он просватал за него дочь другого брата Кюр-хана. Огуз потребовал от нее то же самое. Девушка уклонилась от этого и сказала: "Если ты будешь заставлять меня сделать это, то я расскажу обо всем твоему отцу и он тебя убьет!". Огуз прервал отношения и с ней.

Как только Кара-хан понял, что Огуз питает отвращение к обеим девушкам, он посватал за него дочь Ор-хана.

Однажды эта девушка со своими рабынями гуляла на берегу [реки?] и созерцала [окрестности]. Рабыни стирали в воде белье. Огуз же в это время возвращался с охоты, и, разговорившись, он объявил ей о своем намерении: "Если ты согласишься с моими словами и примешь их, то я приму тебя в жены. Иначе я буду избегать тебя, отдалюсь от тебя и разлучусь с тобой так же, как и с другими невестами".

Девушка ответила так: "Я - твоя частица и что бы ты ни приказал мне - я подчиняюсь и буду повиноваться. Стих: "Где бы не находилась твоя серьга - там мое ухо, где бы не был обруч для волос (чембер) - там моя голова". Огуз привел эту девушку домой и сблизился с ней. Любил он ее беспредельно. Женщина, в свою очередь, тоже выказывала ему свою привязанность и любовь. В то же время Огуз продолжал отворачиваться от первых двух невест.

Однажды Огуз со всеми близкими и друзьями отправился на охоту. Его отец, неверный (кафир) Кара-хан, в это время устроил пир. Он поднял чашу в честь всех трех своих невесток - жен Огуза и во время пиршества спросил: "Хотя те первые невестки более хороши, более красивы и более совершенны, чем последняя, в чем, все-таки, причина, что Огуз любит больше ее?".

Обе первые невестки словно ждали такого случая, чтобы излить свои души, и сейчас для них был самый подходящий момент. С ненавистью и враждебностью они сказали: "Огуз призвал нас поверить в единого господа и поклоняться ему. Но мы сказали ему, что такого господа мы не знаем, и он рассердился и отдалился от нас. А эта невестка послушалась его приказа, и поэтому он стал проявлять к ней нежность и любовь. И теперь эти муж и жена держатся новой религии, отрицая веру своих предков и отказываясь от нее".

Кара-хан спросил у той невестки, но девушка все отрицала. Кара-хан разгневался и переполнился злобой. Тогда же он созвал своих братьев и родственников и сказал им: "Мой сын Огуз в детстве был счастливым, удачливым и достойным стать государем. Теперь же я услышал, что он отказался от своей веры и выбрал для себя другого господа. Как же мы можем примириться с тем, что какой-то ребенок изменил и нам, и нашему идолу (мабуд) и стал его презирать!".

Сговорившись (кенгеш етмек), они приняли решение убить Огуза. Они собрали воинов и силу, чтобы уничтожить его".

Известная как автор "Чудесного путешествия Нильса Хольгерсона с гусями по Швеции", Сельма Лагерлеф в начале двадцатого века побывала в странах Ближнего Востока. Плодом знакомства с поверьями и сказаниями стали "Легенды о Христе". Сельма Лагерлеф первой из женщин стала лауреатом Нобелевской премии, за "благородный идеализм и богатство фантазии". В одной из новелл она тщательно описывает разговор Марии и Иосифа в Иерусалимском храме:

"- Никогда я ничего так не боялась, как той минуты, когда он войдет сюда, в Иерусалимский храм. Я думала, что, когда он увидит этот дом Господень, он пожелает остаться здесь навсегда.

- Я тоже боялся этого путешествия, - сказал муж. - При его рождении было много знамений, указывавших на то, что он сделается могучим владыкой. Но что принес бы ему царский сан, кроме опасностей и забот? Я всегда говорил, что и для него, и для нас будет лучше, если он никогда не сделается ни кем иным, как простым плотником в Назарете.

- С тех пор как ему пошел пятый год, - задумчиво сказала мать, - вокруг него не совершалось больше чудес. И сам он ничего не помнит из того, что происходило в раннюю пору его младенчества. Теперь он совсем такой же, как и другие дети. Да будет прежде всего воля Божия, но я начала почти надеяться, что Господь по своей милости изберет кого-нибудь другого для великих судеб и оставит мне моего сына.

- Что касается меня, - сказал муж, - я уверен, что если он ничего ровно не узнает о знамениях и чудесах, происходивших в первые годы его жизни, то все тогда пойдет хорошо.

- Я никогда не заговариваю с ним об этих чудесных вещах, - сказала жена. - Но я все время боюсь, что и без моего вмешательства может что-нибудь случиться, что заставит его понять, кто он. Больше всего боялась я вести его в этот храм.

- Ты можешь радоваться теперь, что опасность миновала, - сказал муж. - Скоро он опять будет с нами в Назарете".

Но не тут-то было.

"Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,

но думали, что Он идет с другими; прошедши же дневный путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми;

И не нашедши Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

И увидевши Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя.

Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" Лука 2:43-49.

Интересный сюжет, не правда ли. Родители и сын много лет скрывают друг от друга информацию о предопределении Иисуса-Огуза. Потрясение, связанное открытием тайны, делает отца противником сына. И недаром, ведь вскрывшееся обрушивает надежды Есугея-Карахана, на продолжение династии. Отец, являвшийся военным руководителем межплеменного объединения, выясняет, что сын будет царем, но не его царства.

В пользу того, что в хрониках, принадлежащих различным традициям, идет речь об одном и том же событии, свидетельствуют следующие соображения. Во всех случаях говорится о празднике, по случаю которого был устроен пир и приглашены родственники ("окончании дней праздника, возвращались..." или "Кара-хан, в это время устроил пир" или " Возвращаясь домой, Есугей заметил группу людей, пировавших среди степи" в Сокровенном сказании). В момент открытия тайны Иисус-Огуз-Чингис был далеко ("Однажды Огуз со всеми близкими и друзьями отправился на охоту. Его отец, неверный (кафир) Кара-хан, в это время устроил пир" или "Есугей, оставляя сына в кочевье хонхиратов ... Возвращаясь домой, Есугей заметил группу людей, пировавших среди степи" или можно предположить из евангельского рассказа, что тайна была открыта, в момент, когда "по окончании дней праздника, возвращались... стали искать Его между родственниками и знакомыми"). После открытия тайны родители (отец) отправляются на поиски сына ("Есугей-багатур позвал к себе одного из своих нухуров... и просил скорее вернуть домой Тэмуджина" или "И порешили так: "Захватить Огуза на охоте и убить". Кара-хан послал человека к илю и [приказал] сказать: "Пусть скорее придут, я отправляюсь на охоту"" или "возвратились в Иерусалим, ища Его". После праздника прошло три дня (в одном случае, до смерти Есугея, в другом до разговора с найденным сыном, "Огуз-наме" и ориентирующаяся на нее "Родословная туркмен" говорят о битве, для организации которой тоже нужно несколько дней).

СМЕРТЬ ОТЦА: "Огуз-наме" так описывает сражение:

"Не успел возвращавшийся с охоты Огуз подойти к дому, как его отец и дяди вместе со своими близкими уже были готовы к сражению. Огуз с своими слугами сразился с ними и во время этого сражения были убиты его отец Кара-хан и дяди Кюр-хан и Кюз-хан".

"Родословная туркмен", написанная позже, уточняет:

"Всевышний бог сделал победителем Огуз-хана. Кара-хан бежал. Во время битвы в голову Кара-хана попала стрела, кто ее пустил - не известно. Кара-хан умер от этой раны".

Лев Гумилев, ориентирующийся на "Сокровенную историю" пишет:

"Искренний и добродушный Дай-Сечен, отец невесты, очень хорошо принял будущего зятя. Есугей, оставляя сына в кочевье хонхиратов, только об одном просил свата: "Побереги моего мальчика от собак. Он их очень боится". Это последнее было несколько необычно. Страшные волкодавы, охраняющие овец, никогда не трогают детей. Монгольский мальчишка одним взмахом широкого рукава, запросто, разгоняет лающую свору псов. Предупреждение Есугея говорит о повышенной нервности Темуджина, часто сопутствующей развитому воображению и предприимчивости. С годами такая нервозность подавляется волей и рассудком, благодаря чему не приносит ущерба.

Возвращаясь домой, Есугей заметил группу людей, пировавших среди степи. Так как он устал и томился жаждой, то подъехал к ним и ... увидел, что это татары. Те его тоже узнали, но пригласили на пир, как гостя. Есугей поел и выпил, но, уезжая, почувствовал себя плохо. С трудом добрался он до дому, будучи уверен, что его отравили за старые обиды. С этой уверенностью он и умер.

Трудно утверждать, что Есугей поставил себе правильный диагноз. Все-таки после пира он провел в седле три дня, хотя и очень плохо себя чувствовал. Болезнь обострилась лишь на четвертые сутки, когда он был дома. Тут возможна любая инфекция. Важно другое: его уверенность, что степные обычаи гостеприимства могут быть попраны и забыты. Твердый стереотип поведения монголов ломался на глазах.

Перед смертью Есугей-багатур позвал к себе одного из своих нухуров (дружинников), Мунлика, поручил ему заботу о семье и просил скорее вернуть домой Тэмуджина. Мунлик оказался достойным оказанного ему доверия. Немедленно поехал к хонхиратам, сказал, что отец скучает о сыне, и привез мальчика домой. Узнав о потере, Тэмуджин упал от горя на землю и бился в судорогах. Отец Мунлика, старый Чарха сказал ему: "Что ты, бедняга, бьешься как пойманный таймень? Позови своих турхаудов (стражу). Превозмоги горе!" Совет был мудр, но неисполним. Тэмуджин был сыном не царя или феодального сеньора, а богатыря, все богатство которого заключалось в его энергии и организаторских способностях" [16] .

Кардинальная расхожесть первых двух от последнего изложения заставляет задуматься о неправоте всех трех источников. Давайте, обратим внимание на то, что вызвало у Льва Гумилева затруднения в интерпретации эпизода. Первое, на что он обратил внимание, была фраза, брошенная Есугеем: "Побереги моего мальчика от собак. Он их очень боится". Она показалась историку противоречивой, и вполне справедливо. Что она может означать? Каких собак остерегался Темучин? Можно выдвинуть следующую версию. Слово um'собака' в качестве тотема входило во многие родовые названия племен. Этот факт утверждается комментаторами "Родословной туркмен". В качестве гипотезы, которую я буду отстаивать ниже, могу выдвинуть утверждение, что единственной битвой, проигранной Чингисханом за всю его жизнь, была с представителями рода Ит-Барак. Темучин остерегался их, еще за двадцать лет до означенного сражения. Более того, он опасался их с рождения. Также, как и Иисус боялся Ирода ( И-рода, здесь ит переходит в и). Могу предположить, что в разбираемом эпизоде зашифрован разговор отца с сыном, и последний признается в знании своего царского будущего, опасности, исходящей от Ит-рода. Это вызвало негодование отца, и его громкие возгласы остались в сказании.

Далее идет описание встречи Есугея с татарами. Она весьма странная, эта встреча. И Гумилев это заметил, поставив троеточие и выделив слово курсивом ("подъехал к ним и ... увидел, что это татары"). Трудно поверить, чтобы опытный воин не смог различить врагов издалека. Также трудно согласиться с тем, что он остался пировать с ними, еще труднее, что те позволили ему, когда-то убившему их вождя уйти, избрав ненадежный и провокационный способ мести. Если уж хотели покончить с врагом, так просто закололи бы, подкравшись сзади, а не возились с дозировкой яда, который мог и не подействовать. Ведь Есугей чуть не выжил, и татарам нужно было брать в расчет, какой поход он предпринял бы в отместку. Здесь все не так в этой истории, и Гумилев скорее наступает на горло собственной песне, заявляя что "твердый стереотип поведения монголов ломался на глазах", поскольку до этого во многих местах он приводил вопиющие примеры морального разложения старо-монгольского этноса. Твердый стереотип поведения монголов был сломан уже давно. Кроме того, от пытливого ума советского историка не могло скрыться, что следуя логике высказывания тестя "В том ли честь, чтоб отдать после долгих сговоров, да и бесчестье ль в том, чтоб по первому слову отдать? То не женская доля - состариться у родительского порога. Дочку свою согласен отдать. Оставляй своего сынка в зятьях-женихах" - Есугей, оставив сына у тестя, должен был взять с собой в дорогу невестку. Но тогда сцена с татарами должна была выглядеть иначе. Странно, для меня уже, что Гумилев об этом не упомянул.

Еще одно интересное место, замеченное Львом Николаевичем, было в заключительной сцене приведенного фрагмента. Его сомнение выражается в использовании союза но ("Совет был мудр, но неисполним") и соединительной связки не, а ("был сыном не царя или феодального сеньора, а богатыря"). Иными словами, мысль ученого была такая: совет старого Чархи ("Что ты, бедняга, бьешься как пойманный таймень? Позови своих турхаудов (стражу). Превозмоги горе!") был не соответствующим той ситуации.

Тщательно разбирая отрывок, связанный со странным высказыванием Есугея, его нереальной трапезой с татарами, непонятным советом старого Чархи, я уже имел в голове страшное сообщение, которое сейчас вынесу на ваш суд. Я осознаю, о Ком я веду это повествование, представляю вашу будущую реакцию, но могу сказать лишь следующее. Еще три дня назад у меня таким же образом появилась формула "Христос=Чингисхан". За эти сутки я написал, то, что вы уже прочли. И если вы до сих пор не прекратили занятие, то, следовательно, вывод отстаиваемый мной у вас не вызвал отторжения или вас заинтересовал или вы нашли мои аргументы убедительными или вы согласны со мной или считаете, что моим пером ведает вдохновение или Провидение. Например, некоторые из вас читают написанное с блеском в глазах и с открытым ртом. Подумайте, почему. Наверняка, так влияет на вас истинность формулы. Надо иметь ввиду, что функция вашего осознания истинности написанного, где аргументами являются реакции вашего организма, (большинство определяет правоту, честность, вдохновенность автора, основываясь на ощущениях, возникающих во время прочтения) может быть обратной.

Теперь внимание! Проведем эксперимент! Оцените свое восприятие истинности формулы "Христос=Чингизхан". Посчитайте заранее, что следующая формула будет обладать такой же степенью истинности. Проанализируйте, как вы отреагируете (перестанете читать, закрыв страницу с досады или откроете рот шире, чаще заморгав ресницами) на это следующее сообщение. Изменятся ли ваши реакции? Ответ на этот вопрос даст вам огромную пищу для размышлений о стереотипах вашего сознания и способности воспринимать информацию.

Итак, "СЫН УБИЛ ОТЦА". В действительности, это многое объясняет. И несуразности в изложении события, подмеченные Гумилевым, и то, что оно помещено во всех четырех источниках. Тем более интересно, что это единственный детский эпизод из сознательной жизни Иисуса, известный по Библии. Не стал бы Лука, наверное, упоминать о рядовом посещении храма, если бы за этим посещением не стоял столь серьезный факт. Который отразился в евангелии как важное замечание молодого Иисуса о своем пути, но замечание всего лишь словесное, не подкрепленное действием.

Реконструкция может быть такой. Семья с двумя первыми невестками и многочисленными родственниками была в Иерусалиме, где жил будущий тесть Чингиса (о правомерности версии, с точки зрения географии, поговорим позже). Основной целью посещения города было сватовство (программа пребывания включала и охоту, и посещение храма), по поводу чего был устроен праздник с пиром. Виновник торжества остается в городе. Родители с родственниками отправляются домой. Где-то на полпути, удрученные невестки приоткрывают тайну сына. Возмущенный отец отправляется обратно. Неприятный разговор с сыном заходит слишком далеко. От полученных ран отец умирает.

Многочисленные странности, типа встречи с татарами или описание крупной внутрисемейной разборки с привлечением большого количества людей появились на страницах "Огуз-наме", "Родословной туркмен", "Сокровенной истории", Евангелия от Луки только для того, чтобы скрыть правду. Обнаруженный факт не может являться необычным, если мы вспомним, что в биографии Чингиса были убийство сводного брата и почти осуществившаяся казнь родного.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ: Эренжен Хара-Даван пишет: "Кроме того, большую роль в развитии мировоззрения будущего Чингисхана сыграли разные распространенные среди монгольского народа, живо помнившего свое славное прошлое, поверья, предсказания и т.п. о появлении в скором времени вождя, который должен восстановить блеск монгольского имени. Эти слухи доходили, конечно, и до Темучина и усиливали в нем веру в его предопределение. Об одном из таких предсказаний его сподвижник, знаменитый впоследствии полководец Мухали, довел до сведения Темучина в следующих выражениях:

"Вот под этим развесистым деревом, где ты с Джамухой пировали победу над татарами, когда-то так же веселился Хутула, последний хан из рода монголов; их могущество после того пало от татар. Но Вечно Синее Небо не может покинуть своего возлюбленного рода монголов, который ведет начало от него самого. Из рода монголов должен опять выйти богатырь, который объединит и соберет все монгольские племена, станет могучим ханом и отомстит всем врагам. Этим ханом должен быть Темучин: он, Мухали, чувствует такое определение Вечного Неба: молва об этом уже идет, говорят так и старые люди. Все уверены, что с помощью Вечно Синего Неба Темучин станет ханом и вознесет род свой. Пойди и возьми мир".

"И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца". О рождении царя знала не только Мария. "Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним" [17] .

Как мы видим, в обоих случаях имеют место слухи о рождении царя, которые с течением времени будут превращаться в уверенность.

КРЕЩЕНИЕ: Эренжен Хара-Даван пишет: "В результате военных успехов и создавшейся репутации Темучина как идеального степного правителя "люди стекались к его девятихвостному знамени уже не семействами или десятками, а сотнями... Он собрал около себя двор, правда, без мергенов и советников, но составленный из людей воинственного духа и глубоко ему преданных". После долгого отсутствия на страницах Евангелий Иисус предстает нам так. "И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее ... При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос" [18] . Мы видим, что в обоих описаниях слава распространялась быстро, огромное количество шло к нему. Интересно, что словом "Христос" называли в Ветхом Завете царя Давида. Может быть потому, что царь есть основное значение слова Христос?

"Так как вокруг Темучина теперь собралась большая часть монгольских вождей с их людьми, то они, обсудив это дело на собрании, единогласно признали момент соответствующим для провозглашения его ханом-императором... "Мы хотим провозгласить тебя хаганом-императором. Когда ты станешь хаганом, то в битвах с многочисленными врагами мы будем передовыми, и если полоним прекрасных девиц и жен, то будем отдавать их тебе. В облавах на зверей мы будем выступать прежде других и пойманных зверей будем отдавать тебе..." [19] В евангельском отрывке о Крещении Иисуса есть слова: "Сей есть, о котором я сказал: "за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня" [20] . Согласитесь, что в обоих речах говорится о признании пальмы первенства.

На то, что в Крещении заложен иной, отличный от эзотерического посвящения, смысл явно указывает следующее: "Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну - креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" [21] . Возможно, евангельское Крещение имело другой, а именно символический смысл. Какой? Например, помазание на престол, иначе говоря, провозглашение императором.

Главу о провозглашении императором Э. Хаара-Даван предваряет замечанием: "Ко времени достижения Темучином 30-летнего возраста одна из этих целей вполне определилась, а именно: подчинить себе все населяющие Монгольское плоскогорье племена и народы, чтобы образовать из них единое и сильное целое". Лев Гумилев в "Поисках вымышленного царства" подтверждает этот возраст "Тэмуджина, принявшего в 1182 г. титул Чингизхана". Напомню, что "Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати".

РАСПЯТИЕ: Обратите внимание на фразу "Свое служение" из предыдущего абзаца. У Луки она выделена курсивом. Видимо, неспроста. Учитывая описание Распятия:

"Тогда была пятница пред Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну?" [22]

"И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал, пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами Греческими, Римскими и Еврейскими: Сей есть Царь Иудейский" [23] .

"Таки был "Царь Иудейский" (так, наверное, шутили в тот день).

Напомню, мы ищем схожие черты в биографии Иисуса, Прозванного Христом и Огуза=Чингиса, Провозглашенного Императором. Многие, скептически относясь к написанному досель, если и не бросили чтения, то только затем, чтобы насладиться моим фиаско, когда я буду лепетать о "распятии Чингиса". Что же, давайте, посмотрим, чья возьмет. Поговорим о единственном в жизни военном поражении монгольского варианта нашего персонажа. Имеет смысл привести длинный отрывок из Л.Н.Гумилева:

"Избрание Тэмуджина ханом было признано кераитами, но встретило сопротивление в среде самих монголов, большая часть которых не примкнула к Тэмуджину, а объединилась вокруг Джамухи. Назревший конфликт произошел из-за убийства брата Джамухи, вздумавшего отогнать табун у чингисовцев. Джамуха привел 30 тыс. всадников, добровольно примкнувших к нему, а Чингисхан имел только 13 тыс. человек из разных родов и племен...

"Сокровенное сказание" утверждает, что победил Джамуха, - запер "Чингиса в ущелье, казнил княжичей из рода Чонос и ушел". У Рашид ад-дина все наоборот: победил Чингисхан, и это он таким же способом казнил своих врагов. Кому верить? Тому, который не был заинтересован в искажении события, - автору "Тайной истории", потому что унижение Чингисхана перед его врагами не входило в его задачу. К тому же Джамуха не пользуется у него особыми симпатиями: его образ дан как в положительных, так и в отрицательных поступках. Напротив, Рашид ад-дин прямо был заинтересован в искажении действительности. Задача возвеличения Чингисхана не позволяла ему показывать своего героя в унизительном положении побежденного. Поэтому у Рашид ад-дина отсутствуют подробности сражения, но зато много общих фраз, вроде: "От сияния солнца счастья Чингисхана враги рассеялись, словно пылинки в воздушном пространстве".

В описании битвы при Далан-балчжутах мы впервые сталкиваемся с первым из цепи парадоксов в поведении Джамухи: находясь на грани победы над Чингисханом, он внезапно отказывается от нее и уходит с места сражения, сказав только: "Ну, мы крепко заперли его в Ононском Цзерене!". Почему он поступил так?..

Если мы будем рассматривать поведение Джамухи во всей этой истории с походом, исходя из того, что он, выступая вместе с племенной аристократией против Чингиса, был и интересами своими вместе с нею, т.е. преследовал цель полного разгрома Чингиса и его гибели, - мы неизбежно зайдем в тупик при попытке объяснить приказ Джамухи об отходе с Далан-балчжутах. Однако, с другой стороны, мы не можем сказать, что он не был заинтересован в походе. Так же как никто не помешал ему этот поход прервать, когда до победы оставался один шаг, так же никто бы не мог принудить его участвовать в этом походе, если бы он этого не хотел. Поэтому трудно сказать, что двигало Джамухой, но ясно, что его интересы не были интересами его окружения, они совпадали только по своей направленности - к Чингису, но не более. Кроме того, цели племенной аристократии должны были быть достигнуты победоносным завершением похода, в то время как цели Джамухи достигались самим процессом похода, так что Джамуха не счел нужным доводить его до конца" [24] .

Лев Николаевич Гумилев, несомненно, наряду с железной логикой, обладал даром провидения, интуитивного осмысления материала, реконструкции того или иного эпизода, сообразно принципу психологической достоверности. Историк считал, что в конечном успехе монгольского дела "роль Джамухи была не меньшей, чем роль Тэмуджина". Недаром "Сокровенное сказание монголов", "сочинение столь же гениальное, как и "Слово о полку Игореве" [25] вращается, главным образом, вокруг их сложных взаимоотношений. Вот и в предыдущем абзаце ученый почти все расставил по полочкам. Чтобы ответить на вопросы, почему же Джамуха отдал приказ об отходе с Далан-балчжутах, и на другой, что было дальше в тот день, не хватает маленького штриха. Таковым станет фрагмент из бессмертного романа прошлого века, сюжет которого был завязан тоже вокруг двоих, помните:

" - Беда в том, - продолжал никем не останавливаемый связанный, - что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон, - и тут говорящий позволил себе улыбнуться.

Секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить. Приходилось верить. Тогда он постарался представить себе, в какую именно причудливую форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора при этой неслыханной дерзости арестованного. И этого секретарь представить себе не мог, хотя и хорошо знал прокуратора.

Тогда раздался сорванный, хрипловатый голос прокуратора, по-латыни сказавшего:

- Развяжите ему руки" [26] .

Мне кажется, у нас получилась красивая концовка. После такого даже не хочется упоминать об исконно монгольском способе казни - прибиванию железными гвоздями к деревянному "ослу".

На этом и закончим.

Сноски

 


[1] Л.Н.Гумилев. В поисках вымышленного царства. Глава 7.
[2]
Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко. ЦАРЬ СЛАВЯН. Предисловие.
[3] Матфей. Евангелие. 1:17.
[4] ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. Святой и праведный Иосиф Обручник Пресвятыя Девы Марии. http://www.days.ru/Life/life6644.htm
[5] С.А. Козин. Сокровенное сказание . пп. 53-54.
[6] Л.Н.Гумилев. Монголы и меркиты в XII.
[7] Матфей. Евангелие. 1:20.
[8] Э.Хара-Даван. Чингисхан. Часть I, II.
[9]
Лука. Евангелие. 23:35-38.
[10] АБУ-Л-ГАЗИ . РОДОСЛОВНАЯ ТУРКМЕН. О появлении на свет Огуз-хана
[11] Лука. Евангелие. 2:21.
[12] Матфей. Евангелие. 17:22-23.
[13] Эренжен Хара-Даван. Чингиcхан. Часть 1. II.
[14]
Тибетское Евангелие. http://galezoteric.narod.ru/new_page_174.htm
[15] РАШИД АД-ДИН. ОГУЗ-НАМЕ.
[16] Л.Н.Гумилев. Монголы и меркиты в XII.
[17] Матфей. Евангелие. 2:2-3.
[18] Марк. Евангелие. 1:28, 32-34
[19] Эренжен Хара-Даван. Чингиcхан. Часть 1. I V.
[20]
Иоанн. Евангелие. 1:30.
[21] Матфей. Евангелие. 3:13-14.
[22] Иоанн. Евангелие. 19:14-15.
[23] Лука. Евангелие. 2:21.
[24] Л.Н.Гумилев. В поисках вымышленного царства. Глава 7.
[25] Л.Н.Гумилев. В поисках вымышленного царства. Глава 10.
[26] М.А.Булгаков. Мастер и Маргарита. Глава 2. 

 

Источник - mongol1152.narod.ru