Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

В.П. Попов, И.В. Крайнюченко 

Детерминизм исторического развития. Психоистория.

Настоящая статья развивает идею о единстве законов развития природы и человечества. Показано, что организм человека и социум также детерминированы законами природы.

 

История человеческого социума, охватывающая интервал около 7 тыс. лет накопила огромный массив плохо структурированных фактов. Достоверно выявлен постоянный рост численности человеческой популяции, непрекращающаяся борьба за количество и разнообразие потребляемых ресурсов (14 тыс. войн). Экспансивное развитие человечества приводит к истощению ресурсов биосферы и экосистемным кризисам. Развитие техносферы способствует добыванию и потреблению ресурсов, в том числе военным способом. Возрастает уровень образования, объём накопленных научных знаний, длительность жизни. Развитие выглядит стохастическим, но усиливается значение социального управления. Политические системы становятся всё более демократичными. Однако ни одна политическая система не смогла удовлетворить потребности всей популяции, поэтому ресурсы распределяются неравномерно (есть бедные и богатые). Существует много мифов о «светлом будущем», но отсутствуют научно обоснованные прогнозы, не ясна сущность человечества.

Противоречивость современных суждений о будущем человечества и его взаимоотношениях с биосферой проистекает из невозможности видеть тренд развития на фоне случайных процессов. Увидеть закономерности развития возможно только в том случае, если их разыскивать с высоты «птичьего полета», тогда за «деревьями можно увидеть лес». История, должна быть очищена от случайностей. Зная тренд, можно, например, предсказать последующие циклы похолодания на фоне происходящего потепления климата Земли. Можно понять и смысл (цель) существования человечества. Для того, чтобы от стохастизма перейти к управляемой коэволюции, необходимо видеть цель, т.е. осознать смысл существования человечества.

Понять сущность, смысл, цель существования человечества современная социология не сможет, если не изменит точку зрения. Например, глаз не может видеть себя, хотя прекрасно созерцает окружение. Глаз может рассмотреть себя, отражаясь во внешней среде, например, на фотографии, в зеркале и т.п. Аналогично, чтобы увидеть тренд развития (т.е. цель) человечества необходим взгляд из надсистемы. Нужно найти то «зеркало», где отражён путь эволюции человечества.

В связанном Мире любые процессы не исчезают бесследно, а фиксируются в системной памяти. Поэтому следы эволюции сохраняются в памяти биогеосферы. Археология, палеонтология, геология, зоопсихология, генетика изучают эту системную память. Развитие теории сложных систем позволяет в научной эклектике увидеть определённый порядок, рассмотреть тренд развития, предсказывать будущее.

Настоящая статья развивает идею о единстве законов развития природы и человечества. Наши холистические исследования [1 - 3] выявили основные законы (инварианты) и основные приёмы, которыми творит Вселенная. Показано, что организм человека и социум также детерминированы законами природы. Доказывается, что человек не ошибка, а закономерное следствие трендов развития Вселенной.

Формат статьи не позволяет привести обширные доказательства (смотри holism. narod. ru), поэтому ограничимся кратким изложением и ссылками на наши работы, которые включают в себя не менее 300 оригинальных библиографических источников.

В развитии человечества можно увидеть те же законы, которые направляют эволюцию Вселенной. Показано, что  эволюция сознания, языков общения, техносферы инвариантны фундаментальным законам всех без исключения организаций Мира [2, 3]. Например, закон жизненного цикла, закон интеграции - дезинтеграции (возникновение и распад империй). Перечислим основные инвариантные законы организаций [2]:

 

  • Закон единства движения и состояния, ускорения - замедления развития.

  • Закон стремления к агрегации вещества и процессов.

  • Закон возрастания информативности, накопление системной памяти.

  • Закон минимума диссипации и экономии внутренней энергии.

  • Закон интеграции и удлинения системных связей.

  • Законы пропорциональности (закон минимума, синергия, эмерджентность, закон необходимого разнообразия).

  • Законы сохранения вещества, энергии, информации.

  • Закон устойчивости (самосохранение, регенерация частей, гомеостазис, инерция, консервативность, принцип Ле - Шателье).

  • Закон действия и противодействия. Закон несимметричности взаимодействий (иерархия).

Компьютерное моделирование (например, сценарии «Жизнь» и «Парус» [4]) показало, что соблюдение нескольких простых алгоритмов в развитии некоторой системы приводит к процессам аналогичным эволюции. Идёт конкуренция за ресурсы, фигуры «съедают» друг друга, остаются выдержавшие жёсткий отбор. Поэтому эволюция однообразна в своих алгоритмах, несмотря на многочисленные пробы и ошибки тренд просматривается достаточно четко.

Это утверждение можно проиллюстрировать игрой в шахматы и шашки. Шашки - однотипные, равноправные участники взаимодействий. В результате комбинаций одни фигуры «съедают» другие. В конце игры на поле остаются несколько фигур (съевших всех остальных). Наблюдается рост гетерогенности и уменьшается разнообразие.

Шахматные фигуры более разнообразны по функциям. Количество возможных комбинаций больше, чем в шашках. Но и в этой игре финишируют некоторые доминантные фигуры, «поглотившие» своих конкурентов.

Не удивительно, что человек не может выйти за рамки законов природы, открывает и комбинирует процессы, «изобретённые» природой. На этом основано всё техническое творчество. Техносфера, по сути, является продолжением функций человеческих органов [2] (искусственные манипуляторы, движители, двигатели, сенсоры, искусственный интеллект). Социальное и политическое устройство общества, иерархия, власть, борьба за ресурс, стремление к собственности и др. позаимствовано у приматов [5].

Борьба за власть приводит к созданию властной иерархии. У людей известны подростковые иерархии, иерархии в армии, иерархии банд разбойников, пиратов, мафии и т.п. [5]. Иерархическое устройство свойственно всем живым организациям. Даже у амёб можно наблюдать зачатки иерархичности.

Зарождение власти, основанной на собственности, можно увидеть у высших приматов [5]. У животных есть своя охраняемая территория, собственные охраняемые норы и гнезда. Во главе стаи стоит вожак - сильный самец. Он властвует благодаря своим физическим качествам. Он умен и агрессивен. Этот лидер сам добывает себе пищу, но присвоил себе право отнимать лакомый кусок у «подданных».

Итак, люди являются биологическими автоматами, исполняющими волю (законы) природы. Каждую задачу можно решать разными способами. В этом и состоит «свобода воли». Принято считать, что деятельность человека разумна, но почему разум человека воспроизводит синергетику «неразумной» биосферы? Намёки на ответы можно найти у классиков.

Существование системы установок и реакций, незаметно определяющих жизнь человека, К. Юнг назвал архетипами. «Не только элементарные поведенческие акты вроде безусловных рефлексов, но также восприятие, мышление, воображение находятся под влиянием врожденных программ, универсальных образцов. Не только большинство действий человека, но и все исторические, культурные явления зависят от подсознательных влечений, которые сублимируются в духовной деятельности и, в первую очередь, в сферах религии, искусства, философии, политики, морали. Архетип является итогом огромного опыта бесчисленного ряда предков. Мы спускаемся к наследию дочеловеческих предков. Психический аппарат всегда устанавливал отношения организма со средой, поэтому в психике запечатлелись типичные реакции на повторяющиеся условия жизни» [6].

Детерминизм развития человечества исходит из неосознанных мотивов поведения, которые унаследованы от природы генетически. «Часто наши решения принимаются из - за эмоционального предпочтения» (У. Джеймс). Человеческое мышление, поведение и чувства следуют стереотипам (Адлер). Влечение или побуждение вынуждают действовать без участия сознательного размышления (Фрейд) [7].

Очевидно, история является следствием решений политиков и различных лидеров. Имея множество шаблонов поведения, человек может выбирать поступки. Разумные решения принимаются в результате выбора из множества альтернатив. Но в большинстве случаев поступки лидеров основаны на интуиции, поведение лидеров детерминируется их психотипами. Несмотря на существование исторических трендов, личность (её психотип) может ускорять или замедлять исторические процессы. Психотип есть явление наследственное и практически не изменяется в ходе социализации личности [8].

Не вызывает сомнения, что все процессы в живом веществе отражают требования бытия, среды, поэтому в живом «зашиты» все законы и алгоритмы развития среды. Логика мира, логика взаимодействия человека с миром отражена в структурах и в способах функционирования нервной системы [2, 3]. Поэтому набор психотипов, который воспроизводится в обществе, обусловлен требованиями целесообразности.

Итак, все явления, связанные с человеком (в том числе техносфера и психика) имеют биосферные корни. Все структуры и процессы, созданные природой до появления человека, продолжают работать в современности. На основании следующих соображений покажем, что природа неведомым образом контролирует деятельность человечества и не позволяет нарушать основные законы развития. Процесс, запущенный природой, по «принципу домино» воспроизводится и в биосфере, и в человеческом социуме. Этот факт доказывается работами [1 - 3], показавшими инвариантность законов на всех ярусах эволюционного развития Вселенной.

Неосознанное соблюдение законов природы, законов развития является следствием накопления генетической системной памяти. Сложные системы сами вырабатывают для себя правила адаптивной оптимизации, запоминают информацию о предыстории (системная память) и используют её при выработке дальнейшего поведения. Сознание и его производные (наука и техносфера) только ускоряют доступ к Вселенской информации. Научное познание проникает в кладовые памяти природы и извлекает необходимую информацию. Человечество движется по правильному пути, совершая зигзаги, остановки не благодаря разуму, а под руководящим влиянием Вселенской информационной матрицы, законы которой детерминируют ход эволюции всех без исключения организаций (живых, неживых, социальных) [3].

Человек не ошибка природы, т.к. все исторические процессы следуют законам развития. Ошибки в поступках вождей корректируются естественным отбором, т.е. выбраковываются «удалением с поля». Только знание законов развития, целенаправленная коэволюция с природой, минимизация метода проб и ошибок может облегчить путь человечества. Для этого лидерами должны становиться индивидуумы с сильной логикой и волей, способные понять цели, сформулированные передовой наукой, и стремиться к их достижению.

Единство законов развития позволяет сформулировать понятие «естественная нравственность». Нравственными следует считать любые действия, не противоречащие трендам развития Вселенной. Все остальные действия будут пресекаться естественным отбором, хотя кратковременно они могут быть выгодными для их исполнителей. Прогрессом можно считать только те достижения, который приближают человечество к заданной природой цели. Целью развития человечества, как и всех эволюционных предшественников, является создание условий для появления новых концентрированных психических процессов, в частности, создания разума, превосходящего человеческий.

Как мы уже поняли, исторический процесс организуется деятельностью разных лидеров, обладающих разными психотипами. Деятельность общества можно разделить на деятельность «толпы» и деятельность вождей, лидеров. Результат действия толпы проявляется в некотором усреднённом варианте, и приписать его какому - то одному человеку затруднительно. Деятельность вождей более заметна, поэтому доступна исследованию биографов и психологов.

Человеческое общество очень неоднородно и различные группы осуществляли не одинаковый вклад в прогресс (регресс). Рассмотрим некоторые из них.


1. Обществом управляют политики, воины, лидеры, вожди, цари, князья и пр.
2. В управлении участвуют сателлиты вождей, которые используют привилегии, стремятся завладеть ресурсами или занять место вождя (бояре, вассалы и пр.).
3. Исполнителями воли руководителей и производителями благ является народ (демос, плебс, рабы, крепостные, рабочие, крестьяне и пр.).
4. Творцами техносферы и культуры являются учёные, учителя, просветители.
5. Экспансию жизненного пространства социума обеспечивают путешественники, авантюристы, воины, географы, геологи, исследователи космоса и пр.
6. Функционирование экономических связей в системе обеспечивают «купцы» и инженеры.

Непосредственное влияние на ход истории оказывают  группы 1, 2, так как события развиваются вследствие принятых ими решений.

 Эффект влияние лидера на историю во многом зависит от случая. Для реализации своих замыслов нужно не погибнуть раньше времени, выиграть борьбу с конкурентами и стать вождём, а общество должно быть готово для новаций. Идёт стохастический перебор личностей, пока не произойдёт совпадение благоприятных условий для их масштабной реализации.

Деятельность вождей (императоры, цари короли и пр.) удивительно шаблонна (архетип) и диктуется генетическими программами животного происхождения [5, 9]. Преследуются цели накопления ресурсов (войны, захваты, эксплуатация, повышение производительности труда). Особую роль играет стремление прославиться при жизни и после смерти. В их психотипе преобладала воля, стремление  подчинять других.

Многие лидеры создавали империи, консолидировали общество и не ведали, что их творение неизбежно будет разрушено. Процесс интеграции и дезинтеграции повторялся с поразительной устойчивостью. С точки зрения всего человечества такая деятельность способствовала интеграции культур, знаний, опыта и др.

Духовные лидеры (Христос, Мухаммед, Будда, Конфуций и др.) также стремились консолидировать паству, создавали «духовные империи» по принципу авторитарной иерархии. Иногда боролись со светской властью, воевали за территории, за чистоту религии, внедряли нравственность и религиозную этику [9]. Они оказывали большое влияние на исторические процессы. В их психотипе преобладала «эмоция»[8].

Авантюристы способствовали захвату новых территорий (например, Колумб, Васко да Гамма, Кук, конкистадоры, Магеллан, Беринг, Дежнев, Ермак). Захваты способствовали созданию империй и поддерживались вождями. Экспансия является генетической программой всего живого и реализуется в постоянных войнах, колонизации. Процессы протекали циклически. Одни авантюристы завоёвывали, другие - отвоёвывали обратно, но при этом создавались новые комбинации культур, заимствовались технологии.

Несмотря на то, что количество политиков существенно превышало количество выдающихся учителей и учёных, последние служили катализаторами исторического прогресса. Учёные, мыслители, инженеры, творцы техносферы, безусловно, всегда содействовали прогрессу, открывая новые источники ресурсов, повышая производительность труда. Этот процесс является главным трендом развития человеческого общества. Знание и технологии обеспечивали питанием постоянно растущее население планеты. Политические решения лидеров часто определялись техническими достижениями (корабли, транспорт, оружие). Вред обществу наносили не знания, а их неадекватное применение. Итак, перманентными двигателями исторического прогресса являлись не вожди, а мыслители. В их психотипе преобладала логика.

Если психотипы вождей определяют исторический прогресс, то будущее человечества зависит от способа отбора лидеров. Например, наследуемая монархия приводила к власти случайные, разнообразные психотипы, поэтому ход исторического развития был стохастическим. Демократическое государство позволяет выбирать лидеров не по случайным характеристикам, а по целесообразным психокомплексам. Влияние индивидуальных психотипов можно минимизировать, прибегая к коллективным решениям. Следующий этап демократического развития общества предположительно будет отличаться критериями отбора претендентов на власть.

Отбор лидеров для властных структур, как правило, основан на популизме. Если лидер обещает высокий уровень потребления (рост ВНП), интересную жизнь, безопасность, возможность продолжения рода, то у него есть шансы придти к власти. Если перед угрозой экологической катастрофы рекомендуется сокращение потребления, справедливое распределение ресурсов, то социум отвергнет такого лидера. Ситуация моделируется толпой идущей к прорасти. Передние видят пропасть, но не могут сами остановиться и не могут сообщить об этом «задним». В итоге все свалятся в пропасть. Таким образом, общество может стать разумным только в том случае, если и лидеры, и толпа приобретут способность предвидеть последствия своих социальных поступков. Для этого образование и наука должны стать главной идеологией общества. Животный инстинкт потребительства должен уступить место разумной целеустремлённости.

Согласно мировому тренду возрастания роли управляемых процессов и уменьшения стохастизма [1, 2], человечество также должно интегрироваться в целостный управляемый социум. Развитие этого процесса можно наблюдать на протяжении всей истории. Человечество из Африки распространилось по всей планете, создав множество рас и народов, разнообразие которых уменьшается в результате вымирания, истребления, интеграции. Множество древних человеческих племен слились в крупные государства. Исчезают древние языки. Исчезнувших языков больше, чем появившихся. Наблюдается чёткая тенденция к интеграции человечества в единый, организованный социум. Техносфера интегрируется легко, труднее интегрируются древние элементы культуры, например, религии. Императоры пытались осуществить этот процесс военным путём. В настоящее время этот процесс называется «глобализация». Интеграция детерминирована алгоритмам Вселенной и поэтому неизбежна. Глобализация человечества необходима в целях создания электронного супермозга, для предотвращения экологической катастрофы, коллективной защиты от космической опасности, продолжения экспансии за пределы Земли [1, 2].

Всё живое стремиться к независимости от факторов окружающей среды. Поэтому борьба за ресурсы, потребительство были целесообразны на ранних стадиях развития человечества. Неограниченный рост потребностей людей объясняется тем, что природа «забыла» поставить тормоза на потребление ресурсов. Однако, когда потребности людей превышают возможности биосферы, должны включиться другие программы выживания. Чтобы выжить, иногда предусматривается анабиоз, чтобы пережить невзгоды. Некоторые бактерии способны замереть в анабиозе на 200 млн. лет. Человечество должно научиться ограничивать потребление дефицитных ресурсов, чтобы научиться использовать другие.

Более или менее приспособившись к климату Земли, к ограниченности ресурсов, человечество ставит задачу предсказывать землетрясения, цунами, биологическую катастрофу, разрушение озонового слоя, парниковый эффект и пр. Далее начнётся борьба с метеоритной опасностью, со вспышками на Солнце. Конечной целью человечества является создание «высшего» разума, способного интегрироваться с космосом [1]. Промежуточными целями являются гармонизация отношений с биосферой, минимизация диссипации энергии, интеграция в единую систему, подобную организму, усиление альтруистических тенденций, оптимизация разнообразия элементов общества.

Итак, исторические процессы детерминируются системной памятью Вселенной. Люди ограничены в своём поведении законами природы, передаваемыми генетически. Понятие «психоистория» должно занять более достойное место в системе знаний.

 

Литература
1.  Попов В.П., Крайнюченко И. В. Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы. - Ростов - на - Дону. СКНЦВШ. 2003. (Holism.narod. ru).
2. Попов В.П. Организация. Тектология ХХ1. - Пятигорск: Издательство технологический университет. 2006. (Holism.narod. ru).
3. Попов В.П., Крайнюченко И.В. Психосфера. - Пятигорск. РИА - КМВ. 2008.
4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. / Под ред. Жукова М.Ф.- Новосибирск:  ЮКЭА., 1997.
5. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. - М.: Linka Press, 1996.
6. Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М.: Канон, 1994.
7. Фейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб прайм-ЕВРОЗНАК, 2002 (Психологическая энциклопедия).
8. Афанасьев А.Ю. Синтаксис любви. - М.: ОСТОЖЬЕ. 2000.
9. Баландин Р.К. Всемирная история, 500 биографий. Знаменитые правители, полководцы, народные герои. - М.: Современник, 1998.