Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Александр Семенов

Юлианский Календарь с Точки Зрения Новой Хронологии

(©) Семенов А.А, 2006

В статье опровергается расхожее представление о том, что юлианский календарь был создан 2000 лет назад, а папа Григорий XIII его корректно исправил. Разобраны распространенные календарные легенды и сделана попытка их объяснения с точки зрения новой хронологии. Продемонстрировано, что наука, как совокупность не только знаний, но и религиозных представлений, играла решающую роль в эволюции юлианского календаря. Представлено несколько новых подходов датирования времени создания юлианского календаря и юлианской пасхалии западного и православного образца.

1. Когда Это Было

Прогресс всегда шел в условиях ограниченности ресурсов, использование которых оптимальным образом, требует от людей иметь план заблаговременного их использования. Солнце и Луна как подручный инструментарий планирования, со временем развился в календари и часы, сохранив, однако, первородный астрономический смысл.

Осуществление сезонного планирования сводится к нахождению периода Солнечного обращения и выбору точки отсчета. Этот период зовется тропическим годом, а на точки отсчета имеется четыре кандидата: зимнее и летнее солнцестояние так и весеннее и осеннее равноденствие. Световой день равен ночи в равноденствие, достигает максимальной величины в период летнего солнцестояния и минимальной во время зимнего солнцестояния.
Однако, несмотря на нужду в солнечных сезонных календарях, первые из них были лунными, что легко объясняется легкостью наблюдения фаз Луны. Если Луна находится напротив Солнца, то землянам видна вся ее освещенная часть, и наоборот, если Луна оказалась в соединении(наибольшим сближением или конъюнкцией) с Солнцем, ее видимая часть обращена в сторону противоположную земли, и в этот момент астрономического новолуния увидеть Луну можно в редком случае, только если она заслонила Солнце, т.е. соединение является еще и солнечным затмением.

Легендарные римляне первое появление серпа лунного месяца называли календами, а через 14 дней наступали иды - полнолуние. Даты в месяце марте шли так: Канун Мартовских Ид, Мартовские Иды,17-й день до Апрельских Календ (14,15,16 Марта).
Имеющиеся данные говорят, что эпоха христианской цивилизации совпадает с эпохой календарей, одновременно предсказывающих положение двух светил: Луны и Солнца. Реальный солнечный год не может быть составлен из целого числа дней или месяцев, потому задача составления лунно-солнечного календаря сводится к достижению кратности в рамках моделей лунного и солнечного течения.

Календарная модель, оказавшая наибольшее влияние на христианскую цивилизацию, называется великим индиктионом или мировым кругом. Она основана на том, что 4-х годах 1461(365*3 + 366) день, а 19 лет равны 235 лунным месяцам. Первое соотношение дает год в 265.25 дней составляющий основу юлианского календаря, а второе называется метоновым циклом и до сих пор используется в православной пасхалии.
По распространенной легенде римский лунный календарь не устраивал римлян именно своей неточностью и был реформирован Юлием Цезарем в солнечный. Цезарь разделил год, состоящий из 12 лунных месяцев и 11 дней, на 12 солнечных месяцев, которые уже не подчинялись небесному ходу Луны, а были связанны с годовым движением Солнца через зодиакальные созвездия.
Библия требует использовать Луну для счета времени, и у христиан солнечный юлианский календарь был расширен до лунно-солнечного при помощи 19-летнего метонового цикла.
Третья составляющая модели Великого Индиктиона – недельный счет по семь дней (семидицами), который традиционно связывают с семью днями творения. Бог сотворил мир за шесть дней, начав в Воскресенье, создав Солнце и Луну в Среду, Адама в Пятницу в средине дня, и отдыхал в седьмой день, в Субботу – со времени сотворения мира и начался отсчет Великими Индиктионами.

Насколько легенда соответствует действительности, нас в данный момент мало интересует, важно то, что так считали наши предки.

Соотношение 4*7*19 дает 532 года, что является периодом календарной модели Великого Индиктиона. Через этот период все календарные условия повторяются, например, полнолуние чрез 532 года приходится на тот же день недели и ту же дату юлианского календаря.
Как и любая модель, модель Великого Индиктиона не точна, например, ее юлианская составляющая в реальности сдвигается на один день за 128 лет. В результате этого мы празднуем старый новый год по юлианскому календарю на 13 дней позднее. В традиционной истории считается, что Цезарь принял юлианский календарь в 45 до н.э. когда весеннее равноденствие приходилось на 24 марта, что отцами никейского собора (в 325 году) равноденствие было зафиксировано 21 марта, и что только к моменту григорианской реформы (1582г) обратили внимание, что день весеннего равноденствия сместился уже к 10 марта.

Бог создал светила в день весеннего равноденствия, когда день был равен ночи и когда полная (14-я Луна) стояла напротив Солнца. Первый лунный месяц совпадал с первым солнечным, а равноденствие 14-15 Марта соответствует приблизительно 950-1250 годам нашей эры.

Составим таблицу из трех строчек из таблицы Великого Индиктиона10 и вечного календаря "Палеи Толковой"10 для получения полнолуния прибавляя 14 дней к дате новолуния, как это делают в пасхальных вычислениях. Для наших целей мы объединим последний, первый и второй циклы Великого Индиктиона в одну таблицу.

Индиктион Полнолуние Календарь из Палеи Толковой
N Год Пасха в пасху в Марте
532
/19
876
1408
15 Апреля 13 Апреля 14 Марта
Среда
Год девятнадцатый. Январский лунный месяц начинается 1 января, а кончается 30 января. Февральский лунный месяц начинается 31 января, а кончается 28 февраля. Мартовский лунный месяц начинается 1 марта, а кончается 30 марта. Апрельский лунный месяц начинается 31 марта, а кончается 28 апреля.
1 877
1409
7 Апреля 2 Апреля 3 Марта
Воскресенье
Год первый. Январский лунный месяц первого года начинается 21 декабря, а кончается 19 января. Февральский лунный месяц начинается 20 января, а кончается 17 февраля. Мартовский лунный месяц начинается 18 февраля, а кончается 18 марта. Апрельский лунный месяц начинается 19 марта, а кончается 17 апреля.
2 878
1410
23 Марта 22 Марта 22 Марта
Суббота
Год второй. Январский лунный месяц начинается 10 декабря, а кончается 8 января. Февральский лунный месяц начинается 9 января, а кончается 6 февраля. Мартовский лунный месяц начинается 7 февраля, а кончается 8 марта, Апрельский лунный месяц начинается 9 марта, а кончается 6 апреля.

Чисто формально счет идет первым годом сотворения Адама в Пятницу. Поэтому сотворение обоих светил, Луны в состоянии полнолуния и Солнца в состоянии равноденствия, приходится на Среду нулевого года, 14 Марта.
Лунный год короче солнечного на 11 дней, следовательно, что бы получить дату полнолуния в следующем году нужно отнять 11. 14-11=3, 3-е Марта это полнолуние 1 года Великого Индиктиона.

Все прямые ссылки на 14-15 Марта как день весеннего равноденствия начала христианской эпохи по причине ошибочных хронологических представлений и изменившихся догматов были исключены из основных исторических источников. Однако осталась уйма косвенных ссылок.

2. Равноденствие

Тропики есть воображаемые круги на земной поверхности отстоящие приблизительно на 23.5 градуса от экватора и ограничивающие территорию над которой Солнце может стоять прямо над головой, в зените, посылая лучи под прямым углом к поверхности. В момент летнего солнцестояния Солнце стоит над северным тропиком, проходит экватор в момент осеннего равноденствия, доходит до южного тропика в зимнее солнцестояния и снова устремляется к экватору в точку весеннего равноденствия.
Астрономически равноденствие не есть день, а всего лишь миг, когда Солнце в своем видимом движении по эклиптике пересекает экватор, равномерно освещая северное и южное полушария и давая приблизительное равенство дня и ночи. Мы празднуем новый год 1-го Января по григорианскому календарю и 14-го Января по Юлианскому. В 1582 году, взамен календаря Юлия Цезаря( якобы созданного в 45 до н.э), папой Григорием XIII был введен используемый сегодня календарь, где реперные точки были зафиксированы на следующих датах:

Даты равноденствий и солнцестояний по григорианскому календарю
Зимнее солнцестояние Весеннее Равноденствие Летнее Солнцестояние Осеннее Равноденствие
21-22 декабря 20-21 Марта 20-21 Июня 22-23 Сентября
Из-за заложенной неточности юлианского года даты юлианского календаря совершают дрейф на один день за 128 лет относительно первоначального положения.

Рисунок 1. Тренд даты весеннего равноденствия юлианского\григорианского календаря в историческое время.

Для того что бы вернуть календарь в точку создания ко временам Цезаря надо пропустить 13 дней, но папа пропустил всего 10 (1582-1282=300), попутно введя правело улучшенной вставки. Зачем вообще восстанавливать календарь не в начало, ведь вполне можно обойтись только новым правилом вставки, а 10 Марта для времени равноденствия ничуть не хуже 21-го?
Сейчас считается, что календарь был сдвинут папским астрономом Лилио к временам Никейского Собора, однако существовали мнения альтернативных экспертов настаивающих на других датах и другом сдвиге
3. В целом на этот вопрос у историков нет ответа, а мы ответим немного позднее.

У известных античных календарей имеются серьезные проблемы с точностью длинны года4. И это не смотря на наличие нескольких описанных "древних" методов определения равноденствия, например, с помощью экваториального кольца5, Проблема состоит в том, что все подобные методы требуют знания широты местности. А широта местности в свою очередь определяется в полдень в момент равноденствия (или в любой другой день с соответствующей поправкой к равноденствию). Возможно, проблема курицы и яйца была решена в античное время, но технологическим следствием такого научного открытия является гномон солнечных часов, наклоненный на угол широты данной местности и позволяющий иметь неподвижную шкалу. Такие часы есть в средневековье, но отсутствуют в античную эпоху6.
По-видимому, в легендарные времена равноденствие определялось по наблюдениям восхода и заката. Ошибка измерения одного года будет составлять два дня(нужно сравнивать угол восхода и заката этих дней), проводя постоянные измерения на протяжении нескольких лет можно достичь точности в один день.

Когда люди заметили дрейф юлианского календаря? Оказывается лет через тысячу после его введения. В Алфавитной Синтагме" Матвея Властаря7 уже можно найти рассуждения о моменте равноденствия:
"природа совершает равноденствие каждый год в одно и то же время; потому что продолжение годичного времени всегда само себе равно и одинаково, а между тем счет дней и месяцев, как у прочих народов, так и у римлян, который у нас в употреблении, не допускает быть равноденствию ни в тот же час, ни в тот же день. Потому что, так как полнота годичного времени принимает к 365-ти дням еще почти четвертую часть дня: то, если в настоящем году равноденствие было около половины дня, - .в следующем году оно будет около захождения солнца, и в последующем около полуночи, и так далее".

А так же данные о дрейфе равноденствия относительно юлианского календаря:
Но так как опять излишек сверх 365-ти дней содержит не полную четверть дня, а без трехсотой доли, как это покажем впоследствии точнее, а между тем, считая дни и месяцы по обычаю римлян, мы прибавляем в каждый четвертый год к 365-ти дням по целому дню, то и необходимо, через 300 лет, равноденствие должно быть одним днем ранее.. Например: в настоящем году {Т.е. в 1335-м году.} равноденствие полагается у нас 18-го марта; через 300 лет оно будет 17-го, через другие 300 лет -16-го и так далее.

300 лет вместо 128 есть астрономическая ошибка, связанная с несовершенством (погрешностью) измерений. Но Равноденствие 18 Марта никак не может приходиться на 14 век.

Исправим таблицу Властаря, где он приводит день равноденствия соответствующей эпохе

Год по Властарю Равноденствие по Властарю Смещение от истинного равноденствия Года через восстановленное равноденствие
5656 (148) 22 16-17 838
5956 (448) 21 15-16 964
6256 (748) 20 14-15 1092
6556 (1048) 19 13-14 1220
6856 (1348) 18 12-13 1348
Если же хочешь знать яснейшие знамения времени, - то вот точные показания: во время Набонассара равноденствие было 25-го марта, около полудня; во время Филиппа Аридея, около полудня 24-го числа; в те же дни, когда Христос Своею смертию умертвил смерть, равноденствие было 23-го числа, при окончании его, около полуночи; а когда отцы составляли пасхальный канон, равноденствие было 21-го числа; ныне же у нас равноденствие вообще -18-го марта.

В последнем столбце отложены годы снизу вверх с истинным смещением равноденствия за один день – 128 лет. Если считать 300 лет нефальсифицированным смещением исходного документа, то дате эпохи составления пасхального канона (Никейского собора) будет соответствовать 10-й век.

Есть и прямое указание Властаря на датировку: Составлен же ими этот канон так: "начиная с 6233-го (т.е. с 725 г. по Р.Хр.) по 6251-й год от сотворения мира они взяли 19 лет и вычислили в каждый из них первое после весеннего равноденствия полнолуние".
Даты эпох по версии от сотворения мира являются при таком подходе всего лишь метками этих эпох, по тем же соображениям через таблицу к ближайшей дате 6256 получается 11 век.

Властарь знает о дрейфе Великого Индиктиона, тем не менее, остатки более старого канона можно вычитать и у него:
"Солонце и луна зиждительным словом приведены в бытие в четвертый день; в 15-й же день марта (лунного) они в первый раз воссияли, и луна показалась тотчас 15 дневною и совершенно. (Бог не хотел вначале создать ничего несовершенным), так что после захождения солнца, с утра восшедшего, и данный ему во власть целый день осветившего, и луна облистала целую подчиненную ей ночь".
...в первый от создания круг солнца, это можно легко вычислить: от 15 марта, когда получило бытие солнце...

Уточнение "лунный месяц" видимо добавлено последующими комментаторами. Из контекста вычисления кругов Солнца и Луны видно, что в год Творения 15-е лунного марта совпадает с 15-м солнечного – "... январь и февраль, взятые вместе, составляют ровно два лунных месяца".

И так, Луна была создана полной (в полнолуние), а Солнце в момент равноденствия. И случилось все это в средине Марта 14-15 числа.

3. Луна

Если солнечный календарь преимущественно используется в хозяйственных целях, то лунный календарь большей частью в литургических, и отслеживать ее было абсолютно необходимо в древности.

Вот что советует официальные церковные лица в случае отсутствия таблиц пасхального календаря: Но и без пасхалии и без специальных вычислений каждый православный легко может определить день празднования Пасхи. Пускай он следит за направлением теней при восходе Солнца и заметит тот день, когда тени будут падать прямо на запад. День этот будет днем равноденствия.
Затем ему нужно обратить внимание на Луну и заметить тот день, когда Луна взойдет на востоке одновременно с заходом Солнца и зайдет одновременно с восходом его. В этот день, когда полная Луна будет светить всю ночь, и будет день полнолуния, день пасхи иудейской...

В силу близости плоскостей орбит Луны и Солнца, действительно, Луна стоящая напротив Солнца в момент полнолуния взойдет практически одновременно с заходом Солнца. Из этого астрономического факта также следует, что первый видимый месяц должен наблюдаться сразу после захода Солнца либо непосредственно перед восходом. Если первый месяц будет замечен, например, в ночь с 1-го на 2-е Марта, то в ночь с 14-го на 15-е Марта будет наблюдаться полная Луна.

Цитируем "Палею Толковую": Бог сотворил Луну такой, какой она бывает в 15 день - в полнолуние. Утром взошло Солнце, и Луна перемещается и является на западе. Пока Солнце совершает свое течение на запад, Луна убывает и, желая снова взойти, исчезает, ибо сказано: "Да владеют днем и ночью".
"Однако нам следует рассмотреть, почему Бог сотворил Луну исполняющейся [и убывающей]. Луна появляется [на небосклоне] на четвертый день, подобно тому как и сотворена она была в четвертый день... То, что Луна получила [от Творца], то [Солнце] отдает Луне: Луна отдала Солнцу 11 дней, Солнце же в течение 19 лет наделяет Луну четырьмя лунными [месяцами]... после чего счет возвращается к началу".

Переписчик "Палеи Толковой" ошибся насчет количества месяцев. Остаток от деления 235 месяцев на 12 дает 7 (235 / 12 = 7). Семь вставных месяцев используется в 19-летнем календаре вместо четырех. Ошибся ли он насчет полнолуния в 15-й день?
Фазы луны чередуются со средней периодичностью определяемой синодическим месяцем длинной 29.530589 дней. В среднем через 29 дней двенадцать часов 44 минуты и 3 секунды Луна должна вернутся в первоначальное положение. Если считать от астрономического новолуния, то полнолуние наступает через 14.7 дней и 15 дней более точное округление, однако на практике считали от первого видимого месяца, а это по различным данным 0.6-1.5 дней и отсчет именно 14-й Луны дает самый верный результат.

В таблице Великого Индиктиона расписана христианская пасхалия расписана на 532 года, однако можно обойтись расписанием пасхальных полнолуний на 19 лет. Они вычленяемы из православной пасхалии, но являются промежуточным результатом, а не прямым руководством.

Официальная таблица пасхальных полнолуний применялась в западных странах до григорианской реформы и базировалась на системе золотых чисел. Цикл начинается с года предшествующего первому году нашей эры.

Рисунок 2. Британские пасхальные таблицы "золотых чисел" до принятия григорианского календаря.

При датировании юлианской пасхалии следует принять во внимание три вещи:
Во-первых, если 19 тропических лет составляют 234.997 сидерических месяца, то 19 юлианских лет составляют уже 235.002 месяцев – неточность меняет знак.
Во-вторых, пасхальная таблица получается простым алгоритмом: дата полнолуния следующего года получается из даты полнолуния предыдущего путем отнимания 11-ти дней или прибавлением 19-ти. На протяжении всего цикла первое действие производят двенадцать раз, а второе семь раз(в календаре это соответствует вставке дополнительного эмболического месяца). Однако солнечный год опережает лунный на 10.88 дней, и время следующего среднего полнолуния будет определено с ошибкой в 0.12 дня.
В-третьих, из-за сложной орбиты Луны истинные полнолуния могут значительно отличаться от средних.

Рисунок 3. Ошибки отклонения предсказанных пасхальных полнолуний от реальных
красная линия - ошибка округления и аппроксимации полнолуния 19-летним циклом
синяя линия - ошибка отклонения истинных полнолуний от средних

На примере первого цикла золотых чисел показаны два типа ошибок. На графике они наложены друг на друга, а на практике складываются. И хотя в наихудшем случае Луна может отклониться даже на день от предсказанного полнолуния, наилучшее количество попаданий в пасхальную ночь произойдет в случае, если средние полнолуния будут выровнены на полночь.
Усредненный результат дает где-то 950 год нашей эры. Именно в годах близких к этому 14-я Луна чаще всего попадала в ночь указанную таблицей.

Рисунок 4. Дрейф весеннего равноденствия и пасхальной 14-й Луны

В 7 веке пасхальная таблица предсказывает 13 Луну, а в 15 веке – 16-ю Луну. Апробация изначальной модели, когда полнолуние лунного марта совпадало с весенним равноденствием, приходится на эпоху 11-12 века. Институализация юлианской пасхалии приходится на эпоху 13 века.

О западной юлианской пасхалии на основе золотых чисел "Британика" сообщает следующее: "Система золотых чисел была основана в 530 году нашей эры, однако числа были расположены так, как будто они были приняты на Никейском Соборе двумя веками ранее; начало цикла соответствовало году, когда новолуние падалo на 1-е января. Составляя расписание лунных фаз, хронологи обнаружили, что эта дата падает на год предшествующий первому году нашей эры..."9

"Британика" ошибается дважды, новолуние 1-го года до нашей эры на 1-е Января не падало.
А время составления юлианской пасхалии приходится на годы 1250-1350 когда 14-я Луна заведомо опережала равноденствие 14-15 Марта.

4. Римляне

Иллиг3 полагает что античная традиция не оставила никаких улик относительно дней равноденствий времен Цезаря и Августа, тем не менее косвенные улики имеются и мы их рассмотрим.
Традиционная путаная история реформ календаря эллинской цивилизации будет разложена на три составные части: точка отсчета, расписание луны, расписание солнца. Трассируя историю календаря, мы систематизируем относящиеся к делу события в прогрессивном порядке, а именно в три этапа возрастания степени зрелости.

  • Точка отсчета, начало нового года
    • В легендарное время начало года оглашалось в первое весеннее новолуние, какое новолуние было первым весенним, знали только жрецы-понтифики.
    • Между 222 и 153 гг. до н. э. консулы вступали на должность 15 марта,
    • Новый год был перенесен на 1 января в разных версиях с 153 или 44 года до н. э. Существует мнение о том что первое января солнечного месяца совпадало с новолунием.
  • Луна
    • Изначально римский год состоял из десяти месяцев ( с Марта по Декабрь ), после которого следовал безымянный период. Римский царь Нума Помпилий ввел февраль и январь. По другим сведеньям римляне использовали двухлетний лунный цикл – триэтериду.
    • Восьмилетний лунный цикл из 99 лунных месяцев делился на две неравные половины из 50 и 49 месяцев и определяя таким образом время олимпиского праздника. достаточно противоречиво описан в источниках римского календаря, но вполне приемлемо для греческого (4-х годовой цикл Олимпиад является ополовиненным 8-ми летним циклом).
    • Лунный циклы исчезают из языческой истории, что создает иллюзию того, что Рим полностью перешел на солнечный календарь. Однако это не подтверждают атефакты, кроме того, вся религиозная жизнь рима была связанна с Луной. Христиане использовали лунный 8-летний цикл языческих священников в Риме для того, что бы вычислять 15 Нисана, Пасху. Этот цикл достаточно долго применялся, и был сменен в 217 году в Риме на 16- тилетний и 284 году в Александрии на 19-летний.
  • Солнце
    • Легендарная часть солнечного расписания связана с месяцем Мерцедонием (Mercedonius) длинной в 22 или 23 дня. При этом римляне из каких-то суеверных побуждений не вставляли целого месяца отдельно, а в каждом втором году между VII и VI днями до мартовских календ (между 23 и 24 февраля) "вклинивали" попеременно 22 или 23 дня. 23 февраля отмечались терминалии. Один раз в 24 года вставка Мерцедония (23 дня) не проводилась. Поскольку с лунным циклом этот месяц никак не связан (а связан с разницей лунного и тропического года в 11 дней), он помещен в Солнечную часть легендарной фазы.
    • Юлий Цезарь сделал лунные месяцы солнечными и внедрил високосную вставку в феврале, путем удвоения "шестого день перед календами марта" ( 24 февраля). Римский сенат переименовал месяц Квинтилис в Юлиус.
    • Почему-то после Юлия Цезаря вставка високоса проводилась не через четыре года, как планировалось, а через три. Это длилась 36 лет, в течение которых ошибка составила 3 лишних дня. Император Октавиан Август предписал ее скорректировать, какое-то время не вставляя високосов вообще. Месяц Секстилий был переименован в Август и туда добавлен один день из февраля.

Основой ново-хронологического подхода является аксиомизация неискаженных сигналов из прошлого, которые базируются на фундаментальной традиции. Такими сигналами являются имена Юлия Цезаря и Августа Цезаря, заложенные в самом календаре, как и деяния с этими именами связанные. То, что Юлий Цезарь перенес новый год на январь – постулируется. Если источники этому противоречат, тем хуже для источников, точнее для интерпретаторов источников. Как правило, для 95 процентов нарративных источников и 99% археологических, непротиворечивость следует понимать как неподтверждаемость.

Итак, традиция донесла нам имена двух человек внесших существенный вклад в формирование юлианского календаря: Цезаря и Августа. Мы будем считать их изобретателями, а вклад каждого уточним по формуле патентного дела "прототип + новизна = изобретение". Поскольку предыдущее изобретение в свою очередь является прототипом для следующего изобретения, развернем формулу так:

Легендарный Календарь
+ вклад Юлия Цезаря
= календарь Цезаря
+ уточнения Августа Цезаря
= Юлианский Календарь.
Выполним по этой формуле композицию календаря, декомпозицию которого на три части с тремя этапами мы выполнили ранее.

Астрономическое новолуние является абстракцией, первая луна(неомения, серп первого видимого месяца) появляется ненадолго и должна специально наблюдаться. Полнолуние, обозреваемое легко и явно, является более естественным кандидатом для начала счета. Особенность римского счета состоит именно в том, что они считали от полнолуния до полнолуния. Если дело было во второй половине Февраля по сегодняшнему счету, то римлянин бы наверняка сказал, что дело было в первой половине Марта, в том периоде, где счет идет Календами Марта.
Приведем календарь одного месяца с високосной вставкой.

Латинское
название
Мер
цедо
ний
вставной
месяц
Превод Принятая дата
PR. ID. FEB. . . Канун февральских Ид 12 февраля
ID. FEB. . . Иды Февраля 13 февраля
XVI KAL. MAR. . XI KAL. INT. 16 дней до мартовских календ 14 февраля
XV KAL. MAR. . X KAL. INT. 15 дней до мартовских календ 15 февраля
XIIII KAL. MAR. . VIIII KAL. INT. 14 дней до мартовских календ 16 февраля
XIII KAL. MAR. . VIII KAL. INT. 13 дней до мартовских календ 17 февраля
XII KAL. MAR. . VII KAL. INT. 12 дней до мартовских календ 18 февраля
XI KAL. MAR. . VI KAL. INT. 11 дней до мартовских календ 19 февраля
X KAL.MAR. . V KAL INT. 10 дней до мартовских календ 20 февраля
VIIII KAL. MAR. . IIII KAL INT. 9 дней до мартовских календ 21 февраля
VIII KAL. MAR. . III KAL INT. 8 дней до мартовских календ 22 февраля
VII KAL. MAR. . PR. KAL. INT. 7 дней до мартовских календ 23 февраля
VI KAL. MAR. 23 KAL INT. 6 дней до мартовских календ 24 февраля
VI KAL. MAR.
BIS
22 . 6 дней до мартовских календ,
високос
25 февраля
V KAL MAR. 21 VI NON. INT. 5 дней до мартовских календ 26 февраля
IIII KAL MAR. 20 V NON. INT. 4 дня до мартовских календ 27 февраля
III KAL MAR. 19 IIII NON. INT. 3 дня до мартовских календ 28 февраля
PR. KAL. MAR. 18 III NON. INT. канун мартовских календ 29 февраля
KAL MAR. 17 PR. NON. INT. мартовские календы 1 марта
VI NON. MAR. 16 VIII ID. INT. 6 дней до мартовских нон 2 марта
V NON. MAR. 15 VII ID. INT. 5 дней до мартовских нон 3 марта
IIII NON. MAR. 14 VI ID. INT. 4 дня до мартовских нон 4 марта
III NON. MAR. 13 V ID. INT. 3 дня до мартовских нон 5 марта
PR. NON. MAR. 12 IIII ID. INT. канун мартовских нон 6 марта
NON. MAR. 11 III ID. INT. мартовские ноны 7 марта
VIII ID. MAR. 10 PR. ID. INT. 8 дней до мартовских ид 8 марта
VII ID. MAR. 9 ID. INT. 7 дней до мартовских ид 9 марта
VI ID. MAR. 8 . 6 дней до мартовских ид 10 марта
V ID. MAR. 7 . 5 дней до мартовских ид 11 марта
IIII ID. MAR. 6 . 4 дня до мартовских ид 12 марта
III ID. MAR. 5 . 3 дня до мартовских ид 13 марта
PR. ID. MAR. 4 . канун мартовских ид 14 марта
ID. MAR. 3 . мартовские иды 15 марта
XVII KAL. APR. 2 . 17 дней до апрельских календ 16 марта

Профессиональные историки всегда упоминают особенности римского счета, но не учитывают его в своих логических построениях, потому у них путается лунный месяц интеркаляр и прообраз солнечных месяцев 22(23)х-дневный период Мерцедоний. Помогает им в их упорстве чехарда с датами затмений источников республиканского Рима10 .

Вставка Мерцедония не может изменить лунное течение, а предназначена для его согласования с солнечным11. В силу этого "вставку" надо понимать как простое наложение некого периода начинающееся с праздника Терминалий и заканчивающегося в районе Мартовских Ид – Апрельских Календ. Реконструированный историками Интеркалярис( таблица моя) не соответствует ни естественным лунациям, ни откопанным археологами календарям.

Легендарный Календарь

Триэтерида, двухлетний цикл была видимо первоначальным способом составления расписания синхронизации. Использовался ли когда-либо мартовский восьмилетний цикл? Возможно. Но о нем больше говорят интерпретаторы источников, нежели сами источники. В любом случае, все эти расписания требовали постоянной корректировки, а по легенде жрецы злоупотребляли этим правом. Из того факта что месяц Мерцедоний вставлялся через год и компенсировал расхождение солнечного года от лунного, можно сделать допущение о том что начало года( весеннее равноденствие) таким никогда не попадало позже мартовского полнолуния.
Вставки лунного месяца (интеркаляции) в легендарный период скорее всего выполнялись вручную по наблюдением сезонных природных явлений. Об этом свидетельствуют даты в источниках типа "10 дней до Терминалий"(ante diem X Terminalia); Март или Интеркалярис это был станет известно только после Терминалий, точнее самого факта этого праздника.
При построении возможных реконструкций всегда надо иметь в виду, что Мерцедоний "вставлялся" за 6 дней до Мартовских Календ, а не после 23 Февраля, хотя это одно и тоже. По легенде ответственными за вставку интеркаляриса были жрецы. Римляне не любили вставной месяц, считая его несчастливым, и якобы во время войн он не вставлялся. Возможно. Но расписание вставок несомненно существовало, что видно из наличия двух типов длин Мерцедония и корреляции с високосной вставкой солнечных месяцев.

Вклад Юлия Цезаря

Юлия Цезарь
  • ввел солнечные месяцы и високос;
  • сделал некое новое согласование лунного и солнечного течения;
  • перенес начало года с мартовского полнолуния на январское новолуние

Восьмилетний цикл был известен и ранее ( счет олимпиадами – счет ополовиненным восьмилетним циклом), но в данном случае речь идет о январском расписании.

Информация о солнечной части первоначального юлианского календаря дошла достаточно достоверно, а вот лунная часть была искажена наложением уже более поздних религиозных представлений.
Является очевидным, что Юлий Цезарь ввел солнечный календари не взамен лунного, а совместно с ним. Праздники по всей империи определялись по лунному календарю, и нарушить преемственность было бы просто невозможно. Новизна Цезаря состоит в том, что вопреки римскому счету с полнолуния, он начал свое расписание с календ, с новолуния, которое определялось тогда с помощью первого видимого месяца.

Климишин со слов греческого писателя Макробия утверждает, что первый день года солнечного календаря совпал с новолунием, для удобства расчётов фаз Луны, расписанные по числам месяцев календаря11. Словарь Смита12 подтверждает версию о новолунии, добавляя что первоначально Цезарь намеривался перенести начало года на время зимнего солнцестояния.
Проблема традиционной истории состоит в том, что астрономическое новолуние приходится на 2-e Января, а Луну можно было наблюдать в лучшем случае только 3-го Января.
Расписание первого года солнечного календаря Цезаря с лунациями встречается в письменных источниках
13 начинаясь как "первый день календ Января, первый день луны" и заканчиваясь как "Календы Января, 366 день, 12-я луна" В двадцатом веке стали оспаривать первенство Цезаря в переносе нового года с марта на январь. Якобы в связи с новыми археологическими фактами. В найденном календаре14 месяцы начинаются с календ, с января по декабрь составляют 355 дней или двенадцать лунаций, месяц интеркалярис стоит после декабря. На самом деле это и есть истинный календарь Юлия Цезаря, его лунная литургическая часть, связанная с религиозными праздниками.
Приведенные выше фаты и допущения позволили Юлию Цезарю построить расписание на 8 лет, не требующее корректировки жрецов.

8-летний цикл состоит из 99 месяцев (12*8+3) и требует три интеркаляции. Из легенд мы знаем, что после реформы жрецы вставляли високосный день не раз в четыре года, а раз в три. Возможно это было и так, но скорее всего, что вставки високоса шли в интеркаляционные годы. Тогда в солнечной 8-милетней части цикла получается 2923 дней. Количество лунных месяцев за это время с учетом переменной длины интеркаляриса 27\28 дней даст 2922\2924 дней для лунной части восьмилетнего цикла. Такой календарь обеспечивает синхронизацию лунной и солнечной части, но в силу того что солнечный год определен крайне неточно (за 8 тропических лет пройдет 2921.94 дней) точки равноденствий и солнцестояний будут быстро перемещаться по такому календарю.

Вклад Августа Цезаря.

По легенде проблему чрезмерно частых високосов солнечной части заметил Август. Далее какое-то время вставок вообще не было, а затем они вставлялись каждые четыре года. Лунный цикл имеет значение не сам по себе, а относительно солнечной шкалы. Именно поэтому уточнение продолжительности года не могло не сказаться на лунном цикле – ведь при длине года 365.25 дней восьмилетний цикл дает существенную ошибку в полтора дня. Более подходящим является 19-летний цикл. Традиционная история не донесла до нас сведений о Римской дохристианской цивилизации с 19 летним циклом, кроме нескольких намеков на астронома Созигена15. Это связанно с тем что начальный этап христианизации подвергся фактологическим и хронологическим искажениям в наибольшей степени. Ответить на этот вопрос поможет античный династически параллелизм, найденный Морозовым и проработанный ФиН. Юлий Цезарь усыновил и возвысил своего приемного сына Октавиана Августа, а Констанций Хлор передал власть своему сыну Константину. Дубликат Августа Константин Великий был организатором легендарного Никейского собора по преданию стандартизировавшего пасхалию на основе вечного календаря – 19- летнего лунного цикла.

Легенда гласит что Август Цезарь провозглашенный божественным хотел иметь как и Юлий Цезарь свой собственный месяц в 31 день. Для этого из февраля в август перенесли один день и изменили чередование 30\31 день следующих месяцев. Календарный смысл этой акции заключается в учете эллиптичности орбиты земли, из-за чего линейная составляющая скорости обращения неодинакова в разные сезоны года. Временной период от даты осеннего равноденствия до весеннего короче, чем от даты весеннего до даты осеннего равноденствия.

Но на какую дату устанавливал солнечный год Цезарь и на какие даты производил корректировку отклонившегося года Октавиан Август? Ответ может быть только один. Это - Иды Марта, Июня, Сентября и Декабря. Средина месяца по счету с новолуния и начало по счету с полнолуния. Именно на 13-15 числа изначально падают дни равноденствий и солнцестояний юлианского календаря, что соответствует приблизительно 950-1350 годам нашей эры!

5. Библейская и Христианская Традиция

Пасха это праздник лунно-солнечного календаря, который наступает после двух событий: весеннего равноденствия и первого(после равноденствия) весеннего полнолуния. У иудеев пасха наступает сразу после полнолуния. А христианам приходится ждать воскресенье, причем католики и протестанты дожидаются первого воскресенья, а вот у православные – не всегда. Причина состоит в наличии нескольких версий канона по определению дня пасхального праздника.

До нас дошли фрагменты пасхальной таблицы Ипполита Римского, обломки статуи которого были найдены в 16-м веке( интересно что сейчас считается что эти обломки принадлежат неизвестной женщине). Хотя в основе лежит 16-летний цикл, однако, начиная с первого года через каждые 8 лет, полнолуние приходится на 13 Апреля16. Именно поэтому можно считать, что 8-милетний цикл был использован как основа, В таблице нет даты равноденствия и попытки ее определить косвенным путем не привели к успеху17. Конечно, если искать равноденствие в рамках традиционной хронологии, в районе 20х чисел Марта, найти его не удастся, поскольку его там нет.
В рамках новохронологического подхода нашим предкам дается право на логику, а именно, использование точки отсчета. В первый год цикла полнолуние приходится на равноденствие. Таким образом, мартовское полнолуние и весеннее равноденствие падали на 14 Марта в первый год цикла Ипполита. Точно так же на 14 Марта падает полнолуние и равноденствие по вечному календарю Великого Индиктиона, если считать от Сотворения Мира.

Сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: "Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года" Этот месяц является лунным месяцем Мартом у античных римлян или Нисаном у древних иудеев. Из библейского контекста событий следует, что весеннее равноденствие должно приходиться на данный месяц, ибо он должен отделять месяцы прошлого года от месяцев следующего. В продолжении цитаты иудеи получают инструкции по поводу пасхи, упоминаются дни 10,14,15 дни месяца, что создает впечатление что древние иудеи как и сегодняшние евреи вели счет от новолуния. На самом деле это не так, древняя традиция говорит о том, что если зимний сезон затянется до 16 Нисана(16-й Луны) то нужна интеркаляция18.
Таким образом, месяц, определенный в Библии граничным, считался от полнолуния Авива до полнолуния Нисана. Именно на этот период согласно иудейской традиции должно приходится равноденствие, определяемое тогда по сезонным приметам, например, вызреванию ячменя.

Традицию определять первое полнолуние после весеннего равноденствия, нужно понимать как поиск граничного месяца. Иоанна Златоуст19 пишет о вставном месяце так: И вот, если когда-нибудь случится четырнадцатый день луны прежде равноденствия, мы оставляем его, а ищем другой, который должен быть после равноденствия, и тогда случается вставочный месяц до появления четырнадцатого дня после равноденствия. Как раз ныне, брат, в эту предстоящую пред нами пасху четырнадцатый день {полнолуние} падает на время дня за два до равноденствия и становится недействительным; поэтому мы ждем окончания лунного месяца и берем следующий четырнадцатый день, чтобы в нем совершить месяц Спасителя. Итак, ныне мы пользуемся вставочным месяцем.

Если интерпретировать слова Златоуста прямо, то "вставочный" месяц идет после 14-го дня Луны, после полнолуния. А вот как считает Златоуст солнечные месяцы: За два дня до равноденствия, как я сказал, падает ныне четырнадцатый день луны; по необходимости мы должны этот день оставить, и остановиться на следующем после равноденствия. Но этот четырнадцатый день опять сходится с двадцать шестым днем седьмого месяца и совпадает притом с днем Господним. Так как, следовательно, четырнадцатый день опять сходится с днем Господним, то мы переносим празднование воскресения на следующий день Господень, свободный от числа (воспоминания) страдания, и, прибавляя неделю к двадцать шестому числу седьмого месяца, празднуем воскресный день во второе число восьмого месяца.

29 дней лунного месяца составляют 2 дня до равноденствия, сам день равноденствия и 26 дней солнечного месяца. Златоуст нормальный римлянин (самоназвание - ромей\римлянин, византийцев придумали в 19-м веке), которому нельзя отказать в логике. Если в римском календаре после даты "Мартовские Иды" идет дата "...дней до Апрельских Календ", то для нормального римлянина начался следующий месяц, а отнюдь не продолжение марта, как принято считать ныне.
Приведенных данных достаточно для датировки по календарным условиям
20.

По устоявшемуся мнению Никейский Собор стандартизировал пасху со следующими ограничениями:

  1. Пасха должна совершаться после весеннего равноденствия;
  2. не в один день с иудеями;
  3. не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия;
  4. и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы(недели).
Канон без ограничения на иудеев выглядит так: Пасха должна отмечаться в первый месяц года, в третью его неделю, то есть с пятнадцатого по двадцать первый день месяца. Апостольское правило из Евангелия добавляет, что в эту третью неделю мы должны дожидаться Господня дня и с него начинать празднование Пасхи20
Из источников известно множество календарей и пасхалий, основанных на 19-летнем цикле. Однако с доказательствами применимости большинства из них возникают проблемы, большей частью все документы можно интерпретировать только как проекты. На практике применялось два подхода - западный и восточный, похожие в алгоритмической части и отличающиеся только параметризацией. Ключевым элементом для них являлось определение фазы луны на конкретную дату.
Основание или эпакта есть мера фазы Луны числом от 1 до 30. Увидели первый месяц – смело ставим 1, до 7 будет первая четверть Луны, 14 – полнолуние(14-я Луна), 21 – последняя четверть(ущерб луны). 30 означает новолуние и играет роль нуля (самой абстракции нуля тогда еще не было). С основанием легко производить арифметические действия. Если для какой либо даты известно основание, то, вычитая из этой даты число дней равных основанию, получаем дату новолуния; прибавив 14, получим дату полнолуния.
В календаре
13 365 день – 11-я Луна, 366 день – 12-я Луна. Иначе говоря, эпакта первого января через год будет 11 или 12 в случае високосного года. В пасхальный вычислениях принимается, что Луна отстает от Солнца на 11 дней, а эпакты\основания 1-го Января и 1- го Марта одинаковы7. Во второй год цикла эпакта на 1-е января будет равна 22, на третий год 33 из которых надо вычесть 30 и получить 3. Таким образом, легко вывести эмпирическую формулу: Эпакта\основание = (11 * (Номер в Цикле )) % 30 Западная и восточная версии пасхального алгоритма сведены в общую таблицу:
Шаг первый: Вычисление порядкового номера в 19-ти летнем цикле.
Искомый год от рождества Христова делится на 19 и остаток от деления этой суммы на 19 трактуется как золотое число, номер года очередного 19-летнего цикла луны; Искомый год от сотворения мира делится на 19 остаток от деления трактуется как номер года очередного 19-летнего круга(цикла) луны;
Шаг второй: определение меры фазы луны на конкретную дату (основания или эпакты)
Эпакта показывает фазу луны на 22 Марта. Для определения эпакты нужно круг золотое число умножить на 11 и взять остаток от деления на 30 (число дней в лунном месяце); Основание показывает фазу луны на 1-e Марта. Для определения основания нужно круг луны умножить на 11 и взять остаток от деления на 30 (число дней в лунном месяце);
Шаг третий: определение мартовского(апрельского) новолуния.
Из 22( якобы первая дата после равноденствия ) вычесть эпакту Из 30( число дней в лунном мартовском месяце) вычесть основание
Шаг четвертый: определение пасхального полнолуния.
Для определения пасхального полнолуния нужно к вычисленному новолунию добавить 14 дней.
Если вычисленное таким образом полнолуние окажется ранее 21 Марта, то датой пасхального полнолуния будет считаться следующее полнолуние: к найденной дате нужно прибавить 30 и привести к месячному счету

Очевидно, что четвертый шаг для восточного алгоритма является лишним, введенным в правило позднее. При помощи ручного счета ("Руки Дамаскина") можно восстановить истинную последовательность кругов Луны. Ручной счет связан с нахождением остатков, при последовательном обходе 19-ти суставов, которые помечены буквами22. актически это деление в столбик на 19, причем без цифр, и с промежуточным сохранением не частного, а остатка ( 1000%19=12, отсчитав \обойдя 12 букв мы уменьшили число исходного года на 1000 лет, и т.д.). Естественно, счет должен начинаться не с девятнадцатого круга, а с первого.
Восстановим изначальный вид таблицы для определения полнолуний:

Восстановленный круг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Основание 30 11 22 3 14 25 6 17 28 9 20 1 12 23 4 15 26 7 18
Новолуние 30 19 8 27 16 5 24 13 2 21 10 29 18 7 26 15 4 23 12
Полнолуние 13
Ап
2
Ап
22
Мр
10
Ап
30
Мр
19
Мр
7
Ап
27
Мр
16
Мр
4
Ап
24
Мр
12
Ап
1
Ап
21
Мр
9
Ап
29
Мр
18
Мр
6
Ап
26
Мр

Восстановленный изначальный 19-тилетний цикл имеет скачек луны там, где ему положено быть – в конце (нарушается последовательность {-11,+19} ). Цикл рассчитан на предсказание положения Луны после равноденствия, которое изначально приходилось 14-15 Марта.

Откуда взялось 21 Марта как самая ранняя граница? Иногда можно встретить мнение, что это связано с иудейской пасхой23, которая хотя и празднуется 15 Нисана, но религиозные обряды продолжаются вплоть до 21 Нисана.

Рассмотрим интерпретации православного канона:

При этом нужно помнить только одно, что полнолуние считается пасхальным только тогда, когда оно случится не раньше десяти дней после равноденствия, то есть не раньше 18 Марта. Самая ранняя Пасха будет тогда, когда полнолуние упадет на 18 Марта в среду, 19 Марта будет Великий Четверг, а 22 - Светлая Пасха. Если же полнолуние упадет на дни ранее 18 Марта, то Пасха переносится на месяц Апрель8

Пасху должно праздновать в первое Воскресенье после полнолуния, которое случится не ранее 19 марта, причем день полнолуния определяется по пасхальному кругу Луны согласно церковным предписаниям; если отысканное таким образом мартовское полнолуние случится ранее 19 Марта, то Пасху должно праздновать в первое Воскресенье после следующего полнолуния, которое будет через 30 дней, в Апреле; в обоих случаях, если полнолуние падет на Пятницу, Субботу или Воскресенье - Пасху должно праздновать через неделю - в следующее Воскресенье24.

И так, полнолуние может быть 18 или 19 Марта, а 21 Нисана может случиться позже 21 Марта. Ограничение на празднование пасхи вместе с иудеями должно, по крайней мере, трактоваться гораздо уже.

Причина появления 21 числа заключается в том, что античные пасхалисты, меняя канон с ветхозаветного на новозаветный, запараллелили неделю Творения и Страстную неделю. Праздновать надо факт спасения, конечно не до события, а после, причем по обеим частям календаря: солнечной и лунной. По различным версиям Спаситель воскрес 16-17 числа лунного месяца Нисана и в районе 21 числа солнечного месяца Марта(в другом варианте 25 Марта), но подробнее об этом в следующий раз.

6. Заключение

В полемическом задоре при споре со сторонниками перехода на григорианский календарь Митрополит Иннокентий пишет: "Они говорят, что Православный календарь на 13 дней отстал от истинного календаря, почему равноденствие приходится на 8 марта, тогда как Святые Отцы Первого Вселенского Собора постановили навсегда считать его 21 марта, что якобы и исправлено григорианским календарем. Доказать этого они, однако, не могут. Подлинника постановления Первого Вселенского Собора не сохранилось, и в нашей книге Правил никакого постановления Первого Вселенского Собора о равноденствии не имеется. Не сохранились также и другие документы, на которые так любят ссылаться новостильники.
А большинство доказательств того, что Святой Первый Вселенский Собор постановил считать днем равноденствия 21 марта, были придуманы и подделаны католиками не раньше XVI в., чтобы подвести под ненужную и вредную реформу календаря 1582 г. канонический фундамент.
8"

Консерватизм православной церкви в календарном вопросе долгое время подавался как мракобесие. Но так ли это? Со времен основания сезонный календарь сдвинут приблизительно на неделю относительно современного(14\15 ->21\22 марта ). Сейчас в начале декабря обычно бесснежная поздняя осень, в первую неделю марта стоят зимние морозы, в начале июня еще весенняя холодрыга, а начало сентября известно как бабье лето. Здравый консерватизм не дает начанать реформу при неполноте знания о реформируемом предмете. Будет ли или нет реформирован календарь в свете НХ - вопрос на данный момент видимо не актуальный, но мы должны заключить, что исторически православная церковь оказалась права в своем упорстве.

 

Ссылки и Литература

1. Л.В. Черепнин, Русская хронология, Таблица Великого Индиктиона Индиктионом называется великий пасхальный круг - период времени, обнимающий 532 года -сумма лет, получаемая от перемножения солнечного круга (28) и лунного (19): 28x19=532, по истечении которого все времена церковные, месяцы, числа, дни, вруцелета, а также фазы луны будут следовать в том же порядке, в каком они следовали в предшествовавшем периоде.

2. ПАЛЕЯ ТОЛКОВАЯ

3. Гериберт Иллиг, Выдуманные Средние века "В конце концов признали, что для установления истины античная традиция всё равно бесполезна: она не оставила нам данных ни о весеннем равноденствии во времена Цезаря, ни о осеннем равноденствии во времена Августа. Но вот, в этом году Вернер Франк выяснил, что ещё до 1582 года несколько специалистов, работавших над реформой календаря, требовали пересмотра календаря на 12, 13 и даже 15 суток. Венский ординарий Фабрициус настаивал на сокращении календаря на 13 суток, Джорджо Каретти – на 14 суток, математик Джованни Растелли – на 15 суток для того чтобы попасть в 25 марта, день, который Колумалла или Плиний упоминали как день весеннего равноденствия во времена Цезаря. Но 25 марта относится к альтернативному календарю, который, вероятно, берёт начало в культе Митры. Используя данные грека Евдокса (408-355), Вернер Франк рассчитал, что во времена Цезаря весеннее равноденствие приходилось на 21 марта."

4. Э.Бикерман ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Но установить истинную продолжительность солнечного года было и в самом деле нелегко (см. стр.26). Геродот (1,32) на этот счет заблуждался; великий инженер Гарпал (ок. 480 г. до н. э.) считал, что период обращения Земли вокруг Солнца составляет 365 дней и 13 час. Даже ок. 190 г. до н. э. Энний упоминал о 366 днях солнечного года.

5. Красильников; Cолнце, Луна, Древние Праздники и Новомодные Теории В известном труде Птолемея "Альмагест" описан простой и остроумный прибор, применявшийся для этой цели предшественниками Птолемея и им самим - экваториальное кольцо. Это - металлическое кольцо, установленное так, что его плоскость совпадает с плоскостью небесного экватора. Иными словами, южная часть плоскости кольца должна быть отклонена от вертикали на угол, равный широте места наблюдений.

6. Станислав МИХАЛЬ, Часы. От гномона до атомных часов Новую эпоху в развитии солнечных часов открыло важное изобретение, датирующееся 1431 г. Принцип его заключался в установке теневой стрелки в направлении земной оси. Этим простым нововведением, которому предшествовали длительные обсуждения, было достигнуто то, что тень стрелки, называемой "полуосью", после этого нововведения равномерно вращалась вокруг "полуоси", поворачиваясь каждый час на 15°. Это дало возможность ввести равномерное время, которым можно было пользоваться в течение всего года, причем отрезки, соответствующие часам, были одинаковой длины независимо от изменяющейся высоты Солнца.

7. Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся с священных и божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем или Алфавитная Синтагма М.ВЛАСТАРЯ, Перевод с греческого священника Николая Ильинского

8. Митрополит Иннокентий, Открытое письмо верным чадам Церкви Христовой, держащимся Православного календаря и преданий Святой кафолической Церкви

9. Британика, Encyclopedia Britannica The system of golden numbers was introduced in 530, but the numbers were arranged as they should have been if adopted at the Council of Nicaea two centuries earlier; and the cycle was taken to begin in a year when the New Moon fell on January 1. Working backward, chronologers found that this date had occurred in the year preceding AD 1, and therefore the golden number for any year is found by adding one to the year and dividing that sum by 19. The golden number is the remainder or, if there is no remainder, 19. To compute the date of Easter, the medieval chronologer computed the golden number for the year and then consulted his table to see by which date this number lay. Having found this date, that of the first Full Moon after March 20, he consulted his table of dominical letters and saw the next date against which the dominical letter for that year appeared; this was the Sunday to be designated Easter .
даты новолуний не соответствуют New Moon: year -1 Jan 6 11:53; year -2 Dec 7 19:43

10. Э.Бикерман ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА При такой системе счисления Луна совершенно не принималась во внимание; напротив, прибавление 22 (или 23) дней каждые два года нарушало всякое согласование с лунными месяцами. Тем не менее, дни на протяжении месяца считались в обратном порядке от очередной лунной фазы. Понтифик объявлял о появлении нового серпа (стр. 14) и по его форме и местоположению сообщал, сколько дней следует считать до нон, т. е. до первой четверти. В ноны снова провозглашалось, через сколько дней будут иды (полная луна) и по каким дням следует устраивать празднества (Ginzel, II, с. 173).

11. И.А. Климишин, Заметки о нашем календаре, Календарь и хронология
Как утверждал далее Макробий, римляне считали годы по Луне, а когда решили соизмерять их с солнечным годом, то начали в каждые четыре года вставлять 45 дней - два вставочных месяца в 22 н 3 дня; вставлялись они в конце 2-го и 4-го годов. При этом будто бы (и это единственное свидетельство такого рода) для согласования календаря с Солнцем римляне исключали из счета 24 дня через каждые 24 года.
По сообщениям греческого писателя Макробия (V в. н.э.), юлианский календарь был введен так, что первый день года нового календаря (1 января 45 г. до н.э.) совпал с новолунием. Несомненно, это было сделано с умыслом - для удобства расчётов фаз Луны, которые (возможно, на основании метонова цикла) были будто бы "расписаны" по числам месяцев календаря.

12. Smith's Dictionary, 1875 It was probably the original intention of Caesar to commence the year with the shortest day. The winter solstice at Rome, in the year 46 B.C., occurred on the 24th of December of the Julian calendar. His motive for delaying the commencement for seven days longer, instead of taking the following day, was probably the desire to gratify the superstition of the Romans, by causing the first year of the reformed calendar to fall on the day of the new moon. Accordingly, it is found that the mean new moon occurred at Rome on the 1st of January, 45 B.C., at 6h. 16' P. M. In this way alone can be explained the phrase used by Macrobius: Annum civilem Caesar, habitis ad lunam dimensionibus constitutum, edicto palam proposito publicavit. This edict is also mentioned by Plutarch where he gives the anecdote of Cicero, who, on being told by some one that the constellation Lyra would rise the next morning, observed, "Yes, no doubt, in obedience to the edict."
Весьма вероятно изначальное намерение Цезаря было начать год(новый) с самого короткого дня. Зимнее солнцестояние в Риме в 46ВС, было 24-го декабря по юлианскому календарю. Поводом же отложить начало на семь дней, вместо того чтобы взять следующий день, было вероятно желание удовлетворить суевериям(религии) Римлян, назначив первый год реформируемого календаря на день новой луны. Соответственно, как это было найдено, новая луна была в Риме 1-го Января 45 BC в 6.16 после полудня...
Расчет новолуния неверен, New Moon: -44 Jan 2 00:33

13. The Paschal Canob of Anatolius of Laodicea January, on the Kalends, one day, the moon's first (day); on the Nones, the 5th day, the moon's 5th; on the Ides, the 13th day, the moon's 13th. On the day before the Kalends of February, the 31st day, the moon's 1st; on the Kalends of February, the 32d day, the moon's 2d; on the Nones, the 36th day, the moon's 6th; on the Ides, the 44th day, the moon's 14th. On the day before the Kalends of March, the 59th day, the moon's 29th; on the Kalends of March, the 60th day, the moon's 1st; on the Nones, the 66th day, the moon's 7th; on the Ides, the 74th day, the moon's 15th. On the day before the Kalends of April, the 90th day, the moon's 2d; on the Kalends of April, the 91st day, the moon's 3d; on the Nones, the 95th day, the moon's 7th; on the Ides, the 103d day, the moon's 15th. On the day before the Kalends of May, the 120th day, the moon's 3d; on the Kalends of May, the 121st day, the moon's 4th; on the Nones, the 127th day, the moon's 10th; on the Ides, the 135th day, the moon's 18th. On the day before the Kalends of June, the 151st day, the moon's 3d; on the Kalends of June, the 152d day, the moon's 5th; on the Nones, the 153d day, the moon's 9th; on the Ides, the 164th day, the moon's 17th. On the day before the Kalends of July, the 181st day, the moon's 5th; on the Kalends of July, the 182d day, the moon's 6th; on the Nones, the 188th day, the moon's 12th; on the Ides, the 196th day, the moon's 20th. On the day before the Kalends of August, the 212th day, the moon's 5th; on the Kalends of August, the 213th day, the moon's 7th; on the Nones, the 217th day, the moon's 12th; on the ides, the 225th day, the moon's 19th. On the day before the Kalends of September, the 243d day, the moon's 7th; on the Kalends of September, the 244th day, the moon's 8th; on the Nones, the 248th day, the moon's 12th; on the Ides, the 256th day, the moon's 20th. On the day before the Kalends of October, the 273d day, the moon's 8th; on the Kalends of October, the 247th day, the moon's 9th; on the Nones, the 280th day, the moon's 15th; on the Ides, the 288th day, the moon's 23d. On the day before the Kalends of November, the 304th day, the moon's 9th; on the Kalends of November, the 305th day, the moon's 10th; on the Nones, the 309th day, the moon's 14th; on the Ides, the 317th day, the moon's 22d. On the day before the Kalends of December, the 334th day, the moon's 10th; on the Kalends of December, the 335th day, the moon's 11th; on the Nones, the 339th day, the moon's 15th; on the Ides, the 347th day, the moon's 23d. On the day before the Kalends of January, the 365th day, the moon's 11th; on the Kalends of January, the 366th day, the moon's 12th.

14. календарь-фасти

15. Упоминание метоно-созигеновского цикла часто встраечается как в отечественной историографии так и в религиозной литературе.
Этот канон был расписан по годам эры императора Диоклетиана. Распределение 235 реальных лунных месяцев длительностью по 29 и 30 дней в 19 реальных солнечных годах по юлианскому календарю произвел Созиген - создатель юлианского календаря [2,4]. На основе этого распределения Кирилл Александрийский составил Вечный лунно-солнечный церковный календарь, началом которого было 1 тота 1 года эры Диоклетиана (29 августа 284 г. нашей эры), и, считая цикл Метона абсолютно точным, написал 95-летний пасхальный канон на 153-247 гг. эры Диоклетиана (437 - 531 гг. нашей эры).
Причем, в метоно-созигеновский цикл была внесена т.н. "поправка Калиппа", что приближало продолжительность солнечного года и лунного месяца к их истинным астрономическим величинам. Принятое преобразование удовлетворяло требованиям сразу обоих счислений: лунного и солнечного (18). Зелинский "Конструктивные принципы древнерусского календаря", стр. 70.
И в Александрии, и в Сирии ко времени Никейского Собора пользовались несколько модифицированным метоно-созигеновским 19-летним солнечно лунным циклом

16. КАЛЕНДАРНАЯ ПРОБЛЕМА, Протоиерей Ливерий Воронов; Св. Ипполит составил пасхальную таблицу на 112 лет (с 222 по 333 г.). Он считал, что Господь пострадал 14 нисана (в пятницу, 25 марта) в 782 году от основания Рима (т. е. в 29 году по Р. X.). Пасху, по его мнению, надлежало совершать в воскресенье, приходящееся на время с 16 по 22-й день луны. Самым ранним пределом пасхальной 14-й луны св. Ипполит признавал 18 марта. Если оно падало на пятницу, то Пасха праздновалась в воскресенье, 20 марта. См.: проф. В.В. Болотов. Лекции... - Т. 2. - С. 447-449 и 429, а также т. 1. - С. 97 и 108.

17. MAZZAROTH or, the CONSTELLATIONS, London: Rivingtons, Waterloo Place. 1862; Bianchini, 1716, has observed that the table of dates of Hippolytus AD 220, (found 1551,) fails from not noticing the precession of the equinoxes.

18. Еврейский календарь и праздники Шломо Гендельман, Если видишь ты, что продлолжается сезон тевета (зима) до шестнадцатого нисана - сделай год високосным, как сказано: "Храни месяц весенний"(Дварим, 16-1) (Рош Ашана, 21А) Раши: Если сезон тевета (от зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия) заканчивается 16 нисана или позже - делай год високосным!

19. На ту же пасху слово 7-ое и последнееТворения Святого Отца Нашего Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского

20. Датировка Иоанна Златоуста
Иоанн Златоуст(Ioannes Chrysostomos) (между 344 и 354, Антиохия - 14.9.407, около Команы, Понт), константинопольский патриарх (с 398), видный идеолог восточно-христианской церкви... ; И. З. был низложен в 403, затем возвращённый на патриарший престол, вновь был низложен в 404 и сослан в Кукуз (Малая Армения).
Продолжим цитирование: Теперь без сомнения, брат, день воскресный будет во второе число восьмого месяца, в следующем году в семнадцатый день седьмого месяца, и еще в следующий в девятый день седьмого месяца, и затем в третий год в двадцать девятый день этого месяца приходится воскресный день; и никто не терпит от этого ни вреда, ни печали, но все ценят соответствие искусства и радуются успеху науки.
29 дней лунного месяца = 2 дня до равноденствия + день равноденствия + 26 дней солнечного месяца. Даты четырех подряд годов цепляют високос, который будет следующим годом. Это ограничивает поиск возможных решений.
Традиционное решение в виде 387 года не подходит, поскольку астрономическое полнолуние отстоит от равноденствия менее чем на один день. Для античного наблюдателя это тот же самый день.
Поиск дат при условии разницы между полнолунием и равноденствием в 2-3 дня дает следующие года: 675, 743, 963, 1115, 1334 , 1487, 1619 , 1771.
Поскольку второе число будет через неделю после двадцать шестого, месяц от мартовских ид до апрельских ид имеет 31 день и начинается с даты "19 дней до апрельских календ"(возможно из-за счета от осеннего равноденствия). Если принять ограничением, что второе число выпадет через два дня после апрельских ид, то останется только одно решение 1335.

Есть однако и еще один момент Цитата Преп. Иосифа Волоцкого
Поступи так, как учит великий Златоуст: понятное — запомни, непонятное же и неясное — многократно прочти, если же и при частом чтении не сможешь уразуметь — ступай к мудрейшему, пойди к учителю...
Если же ты хочешь узнать об этом подробнее, прочти сочинение премудрого старца, который написал книгу, называемую "Зерцало". Там он пишет о конце так...
Знай, что святой старец, написавший это, жил в шесть тысяч шестьсот третьем году, четыреста лет тому назад.

1)Златоуст в кнтексте цитаты видимо и есть тот "премудрый старец" написавший "Зерцало". Иначе, для тех времен это меньшей мере странно, сославшись на произведение, не определить автора.
2)Зерцало - очень может быть сборник проповедей Иоанна Златоуста
"Зерцало от Божественного Писания" (1705)
Для этих условий подходит датирова "1115 год"

21. Беда Достопочтенный , Церковная История Народа Англов

22. С.В. Цыб, Старообрядческие традиции в церковно-пасхальной науке XVIII-XIX вв. На трёх пальцах правой руки располагались 19 цифр пасхального лунно-солнечного цикла Метона. (рис. 1) [Иллюстрации приводятся в конце данной статьи]. Номер Круга Луны каждого года определялся отдельными вычислениями для тысяч, сотен, десятков и единиц лет, а слагаемое четырёх цифр показывало окончательный результат.
На самом деле, говорит о слагаемом для тех времен не корректо. Окончательный результат представлялся в виде буквы.

23. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ, СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ - ПАСХА в 2003 году 14/27 апреля В Православной Кафолической Церкви праздник Пасхи совершается всегда согласно с постановлениями Соборов. Главные условия для празднования Пасхи в Прав. Церкви следующие: "первое - подобает во равнодении весны Пасху совершати; второе - не в кий день жидовския; третье - не просто или абие по равнодении, но в первый по равнодении, в полноту луны; четвертое - по полноте луны абие неделя первая". Если полнолуние мартовское случится прежде 1 апреля (19 марта) - позднего предела иудейской Пасхи, то Пасха наша празднуется в первое воскресенье после апрельского полнолуния. Как опресночные дни иудеев оканчиваются 3 апреля (21 марта), то Пасха наша не бывает ранее 25 (12) марта.

24. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон, Пасхалия