Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Владимир Вишнев

Странные даты на картинах художников XIV – XVII веков. Часть 2.

Начало - Art&Fact, №7, 2007 - http://artifact.org.ru/content/view/343/79/.

Роскошный часослов герцога Беррийского.

Братья Лимбурги. Роскошный часослов герцога Беррийского. Январь

Братья Лимбурги. Роскошный часослов герцога Беррийского. Апрель

Братья Лимбурги. Роскошный часослов герцога Беррийского. Март

Братья Лимбурги. Роскошный часослов герцога Беррийского. Октябрь

Миниатюры без календарных дат [29]

Лимбурги. Иллюстрация из Роскошного часослова герцога Беррийского [29]

Лимбурги. Иллюстрация из астрологического трактата [29]

Братья Лимбурги. Роскошный часослов герцога Беррийского. Март

Братья Лимбурги. Роскошный часослов герцога Беррийского. Октябрь [7, 16]. Календарь с цифрами.

 

"Роскошный часослов Жана герцога Беррийского" относится к началу XV века (1411–1416 года), находится в музее Конде, в Шантийи, создан французскими миниатюристами братьями Лимбургами, из семьи художников Малуэль, родом из Лимбурга. В изображениях "месяцев" даны сцены сельских работ и охоты. Фоном служат пейзажи с реально существовавшими памятниками архитектуры [29].

На некоторых страницах проставлены числа месяца, например для марта и октября. Однако на страницах для января и апреля дни месяцев не проставлены. Рядом с календарем изображены знаки зодиака и кареты, ведомые крылатыми конями. Эти изображения похожи на изображения "планет в повозках", которые вошли в моду в конце XV – начале XVI века.

Цифры, нарисованные на календаре, отличаются от современных. Четверка, пятерка и семерка подобны тем, которыми будут пользоваться 100 лет спустя художники "Северного Возрождения" Дюрер. Альтдорфер, Ван Лейден…

Здесь еще одна работа братьев Лимбургов – "План города Рима", который нарисован спустя полвека после путешествия в Рим поэта Петрарки, который не нашел в Риме в XIV веке многих памятников архитектуры, которые, судя по их описаниям у античных авторов, должны были там быть.

 

Братья Лимбурги. План города Рима

 


Единица, похожая на букву J

В разряде тысяч единица написана в виде буквы J.

Связано ли это с прежней традицией писать вместо единицы первую букву имени Иисуса Христа?

Халс. Голландский кавалер. 1624 год. [7]

Франк Халс – голландский художник XVII века (1585–1666)

В разряде тысяч единица написана в виде буквы J с точкой после этой буквы. Это соответствует гипотезе Фоменко и Носовского о том, что даже в XVI – XVII веках букву J с точкой иногда употребляли при написании дат, как первую букву в слове Jesus Chris (на голландском языке первая буква в слове Иисус такая же как на английском языке?!)

В других картинах Халса (кстати, это уже XVII век) употребляется нормальная единица.

Халс. Портрет Паулуса ван Беренстейна. 1629 год

J.629 год

 

 

 

Можно было бы домыслить, что первая цифра единица пришла от буквы J – Jesus, но вот первая цифра в числе 19 ноября такая же, то есть здесь имеется в виду именно цифра 1, пусть и в странном виде.

 

Рембрандт. Портрет Сильвиуса. J638 год [17]

 

 

 

Мастер портрета Барбары де Пре. 1733 год [27]

J.733 год

 

Дюрер. Портрет девушки. 1505 год [6]

Странная единица, похожая на кириллическую букву Х (Христос?!)

 

Семерка, похожая на единицу.

 

Дюрер. Девушка в красном берете. 1507 год

 

 

 

Семерка, похожая на единицу.

 

Дюрер. Молодой человек. 1507 год

 

 

 

Дюрер. Рука Евы. 1507 год [13]

Семерка как единица.

 

 

Бальдунг. Мария. 1523 год [12]

 

 

 

Бальдунг. Молящаяся женщина

У Бальдунга такие единицы редки, но тоже встречаются.

 

 

Здесь тоже странная единица, зато совершенно нормальная пятерка, в отличие от тех пятерок, которые используют Альтдорфер, Бальдунг, Ван Лейден

 

Неизвестный. Танец аугсбургских патрициев. 1500 год [7, 27]

 

 
       

 

 

Арабские цифры. Но близка к современной только последняя – девятка. По остальным видно, что в конце XV века не только четверка и семерка, но даже единица были далеки от современных…

Шюхлин. Портрет супружеской пары. 1479 год. [7]

 

 

Ринг младший. Мужской портрет. 1566 год [18]

Единица с закорючкой

 

Ганс Фриз. Усекновение головы Иоанна Крестителя. Базельский музей. 1641 год [6]

Странная единица в виде буквы i

 

 

 

 

 

Никола Пуссен. Автопортрет.

1649 год [18]

У Пуссена единица в виде буквы i - в середине XVII века!

Никола Пуссен. Автопортрет. 1650 год [18]

У Николы Пуссена единица в виде строчной буквы i в середине XVII века!

 

 


Двойка Кранаха Старшего

 

Двойка Кранаха Старшего.

Кранах Старший. Венера. 1532 год [19]

 

Можно угадать, что первая цифра 1, а вторая 5, а остальные? Последняя цифра – не двойка, рядом двойки написаны не так…

Кранах Старший. Молодой человек в берете [7, 18].

 

Лукас Кранах – немецкий живописец (1472 – 1553 годы). Работал в Виттенберге. Друг Мартина Лютера. Писал картины на библейские и мифологические темы. Исполнил ряд гравюр на дереве и меди. Наибольшей выразительности достигал в портретах.

"Портрет молодого человека в берете" относится к 1522 году. Однако, на дате другие цифры. Пятерка больше похожа на четверку. Третья и четвертая цифры непохожи друг на друга и непохожи на двойку. Число 21 видимо обозначает возраст молодого человека. Здесь показана свойственная Кранаху Старшему цифра 2 в виде буквы Z. Что обозначает число из двух двоек и двух точек, записанное ниже подписи художника, непонятно.

Интересно, что Кранах уверенно выписывает цифру 5 на портрете принца Иаокима II-го, который относится к 1520 году, то есть за два года до создания портрета молодого человека со странной датой.

 

 

Кранах Старший. Принц Иоахим II. 1520 г. [7]

 

 


 

Странные двойки

 

Граф Урс. Место казни. 1512 год [12]

 

 

Лей. Вход в Иерусалим. 1512 год[13]

 

 

 

 

Двойка в виде латинского r

Лей. Святой Себастьян. 1512 год

 

Лей младший. Аллегория бренности. 1512 год. [13]

 

 

 

Йобст Амман. Декабрь. 1588 год [17]

Двойка, в виде буквы Z в конце XVI века.

 

Мастер антверпенского портрета. Семья Гиндертелен.

27 и 26 лет супругам. Немецкая двойка

Хемскерк. Горе. 1532 год. [20]

М 1532 Н ?

 

Здесь странная не только двойка, но и сама дата.

Халс. Молодой человек в желто-сером камзоле. XVII век [27]

Дата или номер?

Мастер женских фигур. Музицирующие девушки. Странные цифры. [27]

Дата или номер?

 


Пятерка Альтдорфера

Для начала несколько работ Кранаха Старшего – современника Альтдорфера.

 

Пятерка в виде иранской шестерки и девятка, похожая на нуль.

Кранах Старший. Христос и грешница. 1509 год

 

 

Кранах Старший. Святая Маргарита. 1513 год

 

Кранах Старший. Бургомистр Вайсенфельс. 1515 год

У Кранаха Старшего в 1515 году пятерка уже похожа на настоящую.

 

 

Альбрехт Альтдорфер – немецкий художник начала XVI века (1480 – 1538). Работал Регенсбурге. Создавал религиозные, аллегорические исторические и мифологические картины, гравюры, рисунки, насыщенные бытовыми деталями, с богато разработанными пейзажными и архитектурными фонами [33]. В датах, расположенных на его произведениях, наиболее интересна цифра "пять". Она разнообразна. Зачатую на работах одного года эта цифра разная. Временами она даже похожа на современную пятерку, но редко.

 

Пятерка Альтдорфера.

Альтдорфер. Венера и Амур. 1508 год. [19]

 

 

Альтдорфер. Мир и Минерва. 1506 год [19]

 

 

Альтдорфер. Аллегория суеты. 1506 год [17]

 

 

 

Альтдорфер. Искушение отшельника. 1506 [17]

Маленький нолик в середине…

Пятерка, похожая на семерку

 

Альтдорфер. Два ландскнехта и влюбленная пара. 1506

Пятерка, похожая на тройку

 

 

Альтдорфер. Самсон и Далила. 1506

 

Альтдорфер. Святая Варвара. 1506 год

 

 

 

Альтдорфер. Шабаш ведьм. 1506 год. [13]

 

Альтдорфер Кающийся Иероним. 1507 год [27]

Странные цифры – пятерка и семерка

 

Альтдорфер. Любовная пара в поле. 1508

 

 

Альтдорфер. Святой Николай, усмиряющий бурю. 1508

 

И такая бывает пятерка.

Разные единицы.

Альтдорфер. Святой Христофор. 1510 [12]

 

 

Альтдорфер. Семейство диких людей. 1510

Почти как настоящая пятерка.

Альтдорфер. Суд Париса. 1511 год [19]

Почти правильная пятерка в 1511 году

 

 

 

Альтдорфер. Фортуна на шаре. 1511

 

 

Альтдорфер. Рыцарь и ландскнехт. 1512

Снова неправильная пятерка в 1512 году

 

Еще одна ни на что не похожая Пятерка Альтдорфера. Двойка тоже напоминает современную семерку.

Альтдорфер. Смерть Марка Курция. 1512 год. [19]

 

 

 

Альтдорфер. Оплакивание Христа. 1513

 

 

Альтдорфер. Святой Христофор. 1513 год [17]

 

 

 

Альтдорфер. Святой Иоанн. 1517

Похожие значки есть у Дюрера тоже в 1517 году (рисунок Екатерина и палач).

Дойтш. Купающаяся женщина. 1517 год

У Дойтша тоже странная пятерка [27]

 

Альтдорфер. Усекновение головы Иоанну Крестителю. 1517 год [17]

 

 

Альтдорфер. Мария на полумесяце. 1518

 

Альтдорфер. Алтарь Святого Себастьяна. Воскресение Христа. 1518 год [27]

Здесь и на предыдущей картине две разные пятерки в одном 1518 году.

 


Бургкмайр – современник Альтдорфера

Бургкмайер. Ханс Шелленбергер. 1505 год

Почти настоящие пятерки в 1505 году…

Бургкмайр. Святой Георгий. 1508 год

 

Бургкмайр. Император Цезарь Максимилиан Август. 1508 год

 

 

Бургкмайр. Юлий папа второй. 1511 год [17]

Пять букв С во втором разряде вместо того, чтобы написать одно D, как тремя годами раньше или семью годами позже…

Бургкмайр. Старший капеллан императора Максимилиана I. 1518 год

Похоже на то, что D написано поверх другого символа

 

 

 


Итальянская четверка в XV веке

 

Дж ди Паоло. Благовещение. 1445 год [21]

У итальянцев уже в середине XV века арабские цифры почти такие же, как сегодня

 

 

 

Виварини. Святой Антоний, Христос и святые. 1464 год. [21]

Здесь четверка и шестерка еще не классические, но похожи на них.

 

 

 

В 1474 году, в Италии, в Ферраре,

совершенно правильные западные арабские цифры

Косса. Мадонна на троне, Святой Петрониус и Святой Иоанн. 1474 год [27]

 

 

Кривелли. Мадонна на троне. Собор в Асколи Пичено. 1473 год [22]

 

 

Антонелло да Мессина. Мужской портрет. 1474 год

В Италии и четверка, и семерка совершенно нормальные, еще в XV веке

 

Антонелло да Мессина. Мужской портрет. Тривулузио ди Милано. 1476 год

 

Кривелли. Благовещение в Асколи Пичено. 1486 год [22]

У итальянцев в 1486 году нормальные цифры, в частности, четверка.

Кривелли. Коронование Мария. 1493 год

Четыре буквы С и четыре Х…

Леонардо. Череп [13]

Четкие четверки

Ни на что не похожая Пятерка.

 

Картина, которую Микеланджело написал соперничая с Леонардо да Винчи.

Микеланджело. 1510 год.

 

 

Леонардо. Зарисовки

Скоропись Леонардо

Леонардо. Зарисовки к монументу Джан Джанкарло. 1510 [23]

 

Леонардо. Набросок тайной вечери. Иаков Старший.

 

Леонардо. Набросок коня.

 

Леонардо. Инструменты.

Скоропись Леонардо. Вторая цифра ?!

Леонардо. Набросок Тайной вечери

Скоропись Леонардо [23]

 

 

В 1579 году основатель Болонской академической школы живописи неправильно пишет Пятерку.

Карраччи. Псалмы Давида. 1579 год [22]

 

Спустя два года после "Псалмов Давида" Карраччи пишет пятерку правильно…

Карраччи. Товия и ангел. 1581 год

 

 

 


Римские цифры

Симоне Мартини. Евангелист Иоанн. 1320 год

Римские цифры в XIV веке

Симоне Мартини. Гвидориччо да Фольяно. Палаццо Публико в Сиене. 1328 год [27, 31]

 

 

 

 

Липпи. Мадонна с младенцем. 14?? год.

Римские цифры в XV веке

Кроме номера папы просматривается дата 1418 год и одиннадцатые календы (?).

Здесь дата записана с помощью четырех С и четырех I, но римские цифры расположены позиционно…

Микелоццо Донателло. Гробница антипапы Иоанна XXIII

 

Маттео ди Джованни. Избиение младенцев. 1418год. [27]

После разряда сотен пробел или точка… На предыдущей дате тоже 1418 года пробела нет

Ван Эйк. Благовещение Тиссен. Ангел

Странные римские цифры

 

Странные кружочки над М и над последним С. Кажется, что иллюстрация обрезана по цифре, следующей после L.

Гоццоли. Мадонна с младенцем, Святой Андрей и Святой Просперо. 1450 год [36]

 

Гоццоли. Мадонна с младенцем на троне и музицирующий ангел. Сан-Фортунато. 1450 год [36]

Фрагмент с датой.

 

 

Гоццоли. Сбор винограда и опьянение Ноя. [36]

 

 

 

Здесь интересны указанные на табличке даты жизни Беноццо Гоццоли. Дата рождения 1400 год соответствует его жизнеописанию у Вазари [37], который пишет, что Гоццоли прожил 78 лет, умер в Пизе, погребен в Кампо Санто, где имеется эпитафия с датой его смерти MCCCCLXXVIII год.

В комментариях к книге Вазари указывается, что эта эпитафия вымышленная, что Гоццоли родился в 1420 году, а умер в 1497 году в Пистойе, в возрасте 77 лет. Табличка, прикрепленная к картине дает дату рождения Гоццоли по Вазари, а дату его смерти по примечаниям к Вазари. В результате возраст Гоццоли становится равным 97 лет.

 

Гоццоли. Святой Августин покидает Рим. 1463 год [36] М•СССС•LXIII•

 

 

Дирк Боутс. Мужской портрет. 1462 год. Лондон. Национальная галерея [38]

Четверка в виде бантика.

 

 

Дирк Боутс. Мученическая смерть святого Эразма. 1468 год.

Римская пятерка не похожая на L.

А, может быть, буква L была тогда такой?

 
             

 

Альберти. Темпьетто дель Санто Сеполькро. 1470 год

Здесь дата записана с помощью четырех С, но римские цифры расположены правильно и дата легко прочитывается в отличие от ватиканских дат следующего столетия.

1470 год [16]

 

 

 

 

 

 

Завеса "Мадонна, архангел Михаил и святой". 1477 год. Вышивка из Германии. Эрмитаж… [8]

Римские цифры, где М в разряде тысяч едва заметна, и выше "арабские" цифры "по-немецки".

 

Мантенья. Фрески в свадебном зале герцогского дворца. Путти. 1474 год

 

 

 

 

Перуджино. Святой Себастьян. 1478 год [30]

 

 

 

Беллини. Мехмед Фатих Второй. 1480 год. Римские цифры [24]

Турки тоже уважали римские цифры

Гирландайо. Поклонение волхвов. Тондо. 1487 год

 

Гирландайо. Джоанна Торнабуони. 1488 год

 

 

Лоренцо Коста. Мадонна семьи Бентивольо. 1488 год [38]

 

 

Гирландайо. Встреча Марии и Елизаветы. 1491 год

У Гирландайо четыре С и четыре Х.

         

 

Перуджино. Мадонна с младенцем, Святой Себастьян, Святой Иоанн. [30]

Дата записана в две строки. 1493 год

Четыре С, четыре Х

 

Здесь записан 1493 год

Здесь, видимо, записано число 32

На ватиканских фресках римские папы записаны уже с их порядковыми номерами. Здесь Сикст второй – secvndvs.

 

Боттичелли. Святой Сикст II. 1493 год [21]

 

Боттичелли. Святой Августин в молитвенном собрании. Деталь.

На циферблате 24 деления, начиная снизу и "против часовой стрелки".

А на циферблатах в Венеции и в Брешии единица соответствовала трем часам и часы возрастали "по часовой стрелке"

Циферблат Башни часов в Венеции.

XII часов – вверх ногами.

Циферблат часов на площади Лоджия в Брешии

Сами цифры идентичны, однако на одном циферблате цифры XIIII часа и I час расположены вертикально, а на другом горизонтально

 

 

Карпаччо. Иероним со львом.

Деталь. Часы с двадцатью делениями.

Джованни Беллини. Алтарь Сан Дзаккарио. 1505 год [31]

Пять букв С вместо одной буквы D

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем. Милан. Пинакотека Брера. 1510 год [31]

 

 

Конте. Крещение Христа. 1516 год [27]

 

 

 

 

Амброзиус Гольбейн. Портрет молодого человека. 1518 год [8]

Кроме даты на картине присутствует видимо номер 2336.

 

Карпаччо. Диспут Святого Стефана. 1519 год [27]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С арабскими цифрами почти все ясно, а с римскими не все. Если 39 лет - это возраст Ангрера, то римская дата непонятна.

Часто даты, написанные римскими цифрами трудно прочесть. Это говорит о том, что правила употребления римских цифр на рубеже XV и XVI веков отличались от сегодняшних. А какими были правила в Древнем Риме?!

 

Мастер портрета Ангрера. Грегор Ангрер. 1519 год. [27]

 

 

Себастьяно дель Пьомбо. Мученичество Святой Агаты. 1520 год [27]

 

 

 

 

 

Гольбейн Младший. Мертвый Христос. 1521 год [27]

 

 

Госсарт. Венера и Купидон. [11]

1521 год римскими цифрами

 

 

Лоренцо Лотто. Мадонна на троне с ангелами и святыми. Деталь. 1521 год [27]

 

 

 

Перуджино. Мадонна с младенцем, Святая Екатерина и епископ Бьяджо. [30]

25 апреля 1521 года

 

 

Перуджино. Мадонна с младенцем. 1522 год [30]

 

 
       

 

Конте. Проповедь Иоанна Крестителя. 1538 год.

 

 

Две даты, которые записал здесь римскими цифрами учитель Рафаэля, не соответствуют сегодняшнему написанию римских цифр.

Перуджино. Святой Телесфор.

 

В середине XVI века даже в имени папы цифра не соответствует современному написанию римских цифр.

Парентини. Фриз. Пий IIII.

 

Гольбейн младший. Леди Гилденфорд. 1526 год [27]

 

Гольбейн младший. Архиепископ Кентерберийский. 1527 год.

 

 

 

Тициан. Карл V. 1548 год

M۰DXLVIII

 

 

 

Даты жизни королевы. Первая дата 1533 год, вторая 1603

 

Елизавета Английская. [16, Рис 708,

10, стр. 203]

 

 

 

 

 

Титульный лист книги "Республика Московия и города". 1630 год [39]

Титульный лист книги "Россия или Московия, именуемая Тартарией". 1630 год [40]

Две даты на книге. Какой же здесь год? 1595 или 1597?

Титульный лист книги "Республика Голландия и города". 1630 год [40]

Титульный лист книги. 1630 год [40]

 

Леонардо. Трактат о живописи. Первое печатное издание. 1651 год

[23]

M.DC.LI.

 
       

 

Каналетто. Римское каприччо с аркой Тита. [27]

Каналетто – художник XVIII века (1697 – 1768). Отличался педантичностью и топографической точностью при создании своих каприччо.

Тем более удивителен AN 1219 год на арке. Что имел в виду Каналетто?!

 

AN МССXVIIII

 


Медали

 

 

Пизанелло.

Медаль Леонелло д Эсте. 1444 год [38]

 

Пизанелло. Медаль в честь Чечилии Гонзага. 1447 год [38]

 

Пизанелло. Медаль в честь Альфонса Арагонского. 1449 год [38]

Пизанелло. Эскизы к медали в честь Альфонса Арагонского. 1449 год

 

Видимо, третий месяц 1448 года

Здесь 1449 год

Медаль папы Григория XIII, выбитая в память Варфоломеевской ночи. [10]

 

Продолжение -  часть 3.