Кира Зорина
Кирилл Люков (фото)
Хачкары Армении
Жёлто-серые складчатые горы, лишённые какой-либо приличной растительности, то сбегаются, то разбегаются от дороги, которая тянется меж ними вылинялой старой лентой и теряется где-то за горами, так и не достигнув горизонта. Бодрая и резвая, разукрашенная рекламами и вывесками-зазывалами в Ереване, здесь, в предгорье, она вдруг резко меняет свой характер. Теперь она кажется усталой и выцветшей, такой же, как и выгоревшие склоны. Старые фанерные лачуги на виноградниках и делянках с созревающей кукурузой, погнутые некрашеные дорожные знаки и асфальт в трещинах кажутся весточками из прошлого…
– Наверное, там хачкар, – вдруг говорит попутчица, указывая на ржавый дорожный знак, на котором по-армянски написано "святой знак, 6 км".
Редчайший хачкар с изображением людей |
Хачкары Эчмиадзина |
Хачкары, святые камни, камни-кресты (а точнее, кресты-камни: хач – крест, кар – камень) в Армении повсюду: в горах, на равнинах, вдоль дорог, в скверах, на площадях и улицах городов и деревень, на территориях монастырей. Нередко хачкары являются фрагментами стен церквей и часовень, суровых и простых, лишённых даже намёка на украшательство, часто даже без дверей – просто входной проём. Когда приезжаешь в Армению, то уже на второй-третий день пребывания здесь хачкары кажутся такими же естественными и непреходящими, как небо или сухая трава вдоль дорог. Но почему в Армении? Вернее, почему только здесь? Как каменные идолы острова Пасхи являются визитной карточкой уникальности этого, забытого Богом небольшого клочка суши в Тихом Океане, так и хачкары – это незабываемый и отличительный признак Армянской земли.
Хачкары, это чаще всего прямоугольные камни, на которых вырезан крест, ниже него – розетка-свастика, символ вечности, а между крестом и розеткой изображены крылья. Вот почему хачкары называют ещё крылатыми крестами. По краю прямоугольного камня орнамент и различные вариации в изображении креста. Размеры хачкаров в основном колеблются от 80Х50Х20см до 150Х80Х45см, хотя можно встретить и совсем маленькие или очень большие хачкары. Иногда их создавали на каменных плитах правильной формы, а иногда и прямо на скалах (монастырь Гехард).
Хачкары стоят отдельно или группами, на постаментах и прямо на земле, или на обломках скал (Гехард, Караглух); их встраивали в стены монастырей, устанавливая в притворах, как часть мемориальных комплексов.
Памятник святой Рипсимэ |
|
Хачкары Эчмиадзина |
Считается, что первые хачкары были установлены Григорием Просветителем (Лусаворичем) в Вагаршапате, на месте мученичества св. дев. Рипсимэ и Гаянэ (III век). Это были деревянные кресты, и таковыми они оставались до V-VI веков, и лишь в раннем средневековье появились каменные хачкары (VI-VII века).
"Прародителями" хачкаров, видимо, послужили скульптурные памятники, установленные в городах языческой Армении и вдоль дорог, связывающих города. Часть их, сохранившаяся до раннехристианского периода (IV-V века), и послужила основной для дальнейшего оформления четырёхгранных столбообразных памятников.
Армяно-Турецкая граница |
Крепость Вагаршапат |
|
Назначение хачкаров, если можно так выразиться, достаточно разнообразно. Это и своеобразный символ веры (прежде всего), и памятники, которые устанавливались по самым различным поводам: в честь военных побед или увековечения важных событий, таких как строительство храмов, мостов и других сооружений. Хачкары также являлись частью мемориальных сооружений, придавая им архитектурную завершенность. Но всё-таки это не основное назначение камней-крестов. Например, в монастыре Хор Вирап можно увидеть мемориальный комплекс с массивными каменными плитами-надгробиями, но без хачкаров, хотя хачкары здесь повсюду: у входа в монастырь, на территории, около церкви и даже можно их видеть в качестве фрагментов стен.
Иногда на хачкарах высечены графические надписи, сообщающие о тех или иных событиях, в честь которых они установлены; в этих случаях их можно считать важными историческим документами.
А ещё хачкары – это совершенно особый и самобытный вид искусства. И как любое искусство, оно переживало этапы становления, развития и совершенствования. И как в любом другом виде искусства здесь существует классификация по определённым художественным направлениям или школам. Изучая эпиграфические надписи, удалось выяснить даже ряд имён художников-создателей этих своеобразных памятников армянской культуры. Принято считать, что первые "авторские" памятники начали появляться с XII века. Наиболее известные авторы этого периода – Мхитар и его ученик Аветис. Миниатюрист, зодчий и ваятель Момик, автор замечательной церкви-усыпальницы в Нораванке, создавал удивительные по красоте и тонкости орнамента хачкары (XIII-XIV века). В притворе Гехардского монастыря находится необыкновенно красивый хачкар, авторы которого тоже известны, это Тимот и Мхитар. В XVI-XVIII веках создаются несколько иные хачкары, это уже более узкие, как бы устремлённые вверх стелы, крест высечен в нише, напоминающей арку, а в орнаменте проглядываются восточные мотивы.
Монастырь Нараванк и его хачкары |
Хачкары – неотъемлемая часть самобытной армянской истории и культуры, материальное выражение христианской веры армянского народа. Они и сейчас не утратили своего религиозного значения. Хачкар с прилепленным к нему оплавленным огарком свечи – картинка, которую можно встретить в любом уголке Армении.
Очень интересно было разговаривать с различными людьми в Армении, узнавая, что же они сами говорят и думают о хачкарах. Ведь хачкары делают в Армении и сейчас в специальных мастерских. Это всегда ручная работа, и по-прежнему для изготовления крестов-камней используется только камень. Так вот, даже сам вопрос, а бывают ли хачкары из цемента или бетона, так как такая работа проще и дешевле, вызывает у армян оскорбительное удивление. Несмотря на то, что традиционные историки полагают, будто основное значение хачкаров – это роль надгробных камней (видимо, делая такое предположение, они исходят из того, что сейчас в Армении чаще всего изготавливают хачкары именно для установки на могилы), сами армяне говорят, что это крест, а не надгробная плита, который ставится на могиле, на нём никогда не делают никаких надписей, как, например, это принято у нас в России или в Европе, а вот на могилу действительно кладётся плита, на которой есть соответствующие надписи.
Удивительно ещё и то, что, поклоняясь этим святым камням, армяне никогда не окружают их никакими легендами, мифами, историями и не наделяют их специальными свойствами, как это часто бывает с нашими чудотворными иконами. Хачкарам поклоняются, оставляют около них зажжённые свечи, читая про себя незамысловатые молитвы, больше похожие на разговор с Богом, чем на заученные тексты, и всё. В ответ на мои многочисленные расспросы: "А что это за камень? Здесь произошло какое-то событие? А в честь кого или чего здесь хачкар?" – мои собеседники только пожимали плечами: "Не знаем. Просто святое место, и всё. Здесь всегда был хачкар". И никаких легенд о чудесном спасении, избавлении, прозрении и т.д. Меня почему-то озадачило именно отсутствие шлейфа легенд и сказок. Не давала покоя мысль, что это происходит от того, что хачкары на армянской земле появились намного раньше, чем армянский народ, потому и воспринимаются здесь так же легко и без объяснений, как часть окружающей природы, как горы, небо или долины.
Дорога на Дилижан |
||
Монастырь Агарцин и его хачкары |
…А между тем, горы за окном автобуса, будто извиняясь за прежнюю суровость, оделись в зелень лесов. Дорога поднималась по некрутому серпантину, забиралась всё выше и выше. Дилижан. Автобус остановился на повороте, там, где горная речка практически встречается с дорожной насыпью. Несколько сотен метров пешком, и перед нами скромный и величественный монастырь Агарцин. Только вот попутчица приотстала. Оказывается, в 20 метрах от дороги среди деревьев, как бы прислонившись к бархатной ото мха скале, стояли три хачкара. Молодая женщина зажгла свечи, прикрепив их прямо к каменным бокам хачкаров, и молча стояла, только губы ее слегка шевелились…
Сказка-быль, которую нам не рассказали в Армении
Было это в давние-давние времена, когда земля давала четыре урожая в год, когда лето сменялось весной, а весна летом, когда склоны горы Арарат были засажены садами и виноградниками, плодоносящими круглый год, а из-под его снежной шапки в эти сады стекали сотни прозрачных ручьев.
И жили на Земле люди большие и сильные. И не знали они бедности, но не желали богатства и ненужной роскоши, а потому не ходили войнами в соседние страны, а соседи не беспокоили их, и не желали их земель и их богатства. Жизнь их протекала в спокойствии и благополучии. И нечего им было просить у Бога, и они не просили. Храмы пустели и ветшали, дороги и тропы к ним зарастали сорной травой и кустарниками, но никто не чистил этих дорог, и никто не заботился об убранстве храмов. А потом люди решили, что им вовсе не нужен Бог и не нужно им молиться и славить его. Шло время, и кто-то решил, а все согласились, что нужно построить большой и невиданный ранее храм, но не во имя Бога, а во имя самих людей. И будет этот храм высоким-высоким, таким высоким, что главный купол его будет выше великой горы Арарат. И тогда сами они станут как Боги. А камни, из которых будет сложен этот храм, будут не простые, а особенные. Будут они формой словно кирпичи, но гораздо больше размерами. На каждом из них будет высечен крест с крыльями, и прекрасная резьба будет украшать эти камни.
Тысячи мастеров принялись за работу. Каждый мастер создавал свои чудесные камни. И каждый камень не был похож на другой. А тысячи других замечательных мастеров начали складывать из этих камней храм. Мужчины больше не возделывали поля, не чистили источники, не ухаживали за садами. Женщинам тоже было некогда работать на огородах, ходить за скотиной и следить за порядком в домах. Все люди были заняты на строительстве прекрасного Храма, который должен был прославить их.
Шли годы… Росли дети, становились взрослыми, у них тоже в свою очередь рождались и росли дети. Но никто из них уже не помнил и не умел возделывать землю, выращивать виноград и ухаживать за скотом. Кукурузные поля заросли бурьяном, по которым бродили тощие стада худых коров и заморенных лошадей. Склоны гор словно язвами были изъедены большими и малыми каменоломнями, где сотни и тысячи людей вытёсывали и вырубали большие прямоугольные камни, а тысячи других людей резали на них изображения прекрасных крылатых крестов, а потом тысячи повозок свозили эти камни к месту строительства Храма. Стены храма росли всё выше и выше, по утрам к ещё недостроенному храму приходили люди, чтобы подивиться на невиданное строительство и полюбоваться на чудо-камни, из которых складывались высокие стены. И поднималась великая гордость в душах людей, когда они видели, какой храм они создают. А строительство, между тем подходило к завершению.
И наступил год, когда Храм уже сравнялся по высоте с Араратом, и пора было приступать к строительству крыши. Это был очень необычный год. Дни стояли тёплые, тихие и необычайно длинные. Солнце почти не заходило за горизонт, и порой на небе можно было увидеть сразу два светила: солнце и луну. Оба они зависали на небе недалеко друг от друга, как бы с укоризной поглядывая на людей и на их безумную затею.
А потом наступила страшная ночь. Оба светила скрылись с небосвода. Но на нём не зажглось ни одной звезды. Неподвижный воздух был абсолютно чёрный и липкий, словно смола столетней горной сосны. Ужасный грохот вдруг раздался со всех сторон. Казалось, что столкнулись все горы разом, словно огромные великаны. Треск, гул и жуткие раскаты продолжались много часов без перерыва. Потом всё стихло. Но свет не приходил на измученную землю. Утро не могло пробиться сквозь клубы чёрной пыли, висевшей в воздухе. То там, то здесь словно вздохи, шуршали осыпи. Медленно, очень медленно свет возвращался на землю.
Озеро Севан |
Наконец-то, стало светло. Как всё изменилось вокруг! Где были долины, там стали горы, где были горы, там появились ущелья. Когда-то прекрасные луга были засыпаны щебнем и обломками скал. Не осталось ни одной реки, которая бы текла по своему прежнему руслу. Оставшиеся в живых люди выбирались из своих убежищ, из пещер и из-под обломков скал. Мир вокруг них изменился, всё, к чему они привыкли, и всё, что они любили, исчезло. Исчез и замечательный храм, который они строили столько времени. Ужасный ураган разметал его до единого камня. А там, где было великое строительство, плескалось огромное озеро, такое чистое и синее, как небо в старые добрые времена. И лишь Арарат остался прежним. Стихия не изменила на нём ни единой складки, и его белая шапка так же сверкала в солнечных лучах. Но люди не замечали перемен. Потому что они сами тоже изменились, стали другими. Они ничего не помнили.
Они забыли, какой мир был до страшной ночи, забыли, какой красивой и благополучной была раньше жизнь. И про строительство удивительного храма они тоже совершенно забыли.
А жизнь продолжалась. Люди опять возделывали поля, растили виноград, ухаживали за скотом, прокладывали дороги, возводили храмы, воспитывали детей. И повсюду: в городах , в деревнях, на дорогах они встречали странные прямоугольные камни с изображением крылатых крестов, украшенные замечательной резьбой. Никто не знал, откуда взялись эти камни, и кто и почему изобразил на них кресты. И люди назвали их хачкарами, что означало крест-камень. А ещё люди решили, что эти загадочные камни посланы им богом, что это святые камни. И если они встречали такой камень, то обязательно молились и зажигали свечу у камня. А когда возводили храмы и монастыри, они обязательно устанавливали в них хачкары, так как верили, что эти камни придают месту святость, и это было правдой. Как правда и то, что и в наши дни хачкары встречаются повсюду в тех местах, откуда можно видеть седую голову мудрого Арарата, и повсюду люди почитают эти святые камни, зажигают около них свечи, и молятся, просят прощения у Бога и верят, что Бог обязательно услышит их молитвы.