Андрей Синельников
"Северная Гиза"
Про Гизу и её пирамиды не слышал в наше время только глухой. Ещё бы, как никак, одно из семи чудес света! Тысячелетиями пирамиды и Сфинкс возвышались на каменистом плато с названием Гиза, своим присутствием как бы передавая загадочное послание давно минувших эпох. В более приземлённом понимании, Гиза – это место царского погребения. Действительно комплекс Гизы поистине сакральный центр Египта, если не мира. Пирамиды её – массивные и безмолвные – стоят на каменистом плато по другую сторону Нила от Старого Каира. Плато Гизы, которое существенно выше, чем окружающая местность, тянется на полторы мили в длину и ровно вдвое меньше в ширину, и оканчивается резким обрывом у края долины Нила – Долины мёртвых, огромной усыпальницы фараонов.
А чуть южнее, вверх по Нилу, находится Луксор, город Верхнего Египта. Он расположен в том месте, где в древности возвышались храмы и дворцы древнеегипетской столицы Фивы, резиденции фараонов Нового царства. Сегодня Фивы – это город мёртвых на западном берегу Нила, а Луксор – современный город на восточном.
Казалось бы: что может связывать далёкий и жаркий Египет и холодную Прибалтийскую Россию? Ответ неожидан и короток: Нильско-Лапландский меридиан. Это знаменитый тридцатый меридиан, полоса, ширина которой в среднем составляет 350 км, а осевая линия пролегает по меридиану 30° восточной долготы.
Чем же он знаменит? Тем, что вдоль него протянута Африканская рифтовая система, а также текут в меридиональном направлении реки-кормилицы Нил и Днепр. С ним совпадает линия, делящая континенты Африки и Евразии на две равные по площади части: западную и восточную. Сопоставление этой сакральной зоны с историей цивилизаций свидетельствует о некой закономерности. Вдоль Нильско-Лапландского меридиана выстраиваются главные центры мировой политики разных времён и народов. Мемфис, Фивы, Александрия, Каир – в Египте; Хартум и города древнего Судана; Дамаск и Афины, Константинополь-Стамбул, Анкара, Киев и Новгород Великий. Наконец, Санкт-Петербург.
И что интересно, если южный конец этой линии упирается в Долину мёртвых на Ниле, то и северный её конец упирается в Долину мёртвых! Получается, так сказать, "северная Гиза", которая по занимаемой площади и количеству усыпальниц намного больше своей южной сестры.
Итак, наш путь в северную Гизу.
1.
Выезжаем из Москвы курсом на Псков по общероссийской магистрали М-9 "Балтия", Москва-Рига. До Волоколамска мчим с ветерком. До Зубцова едем. От Зубцова до перекрёстка с магистралью М-20 Киев-Петербург пытаемся добраться.
Вообще магистрали общероссийского значения – это отдельная тема, которую надо развивать в разделе экстрим или "для тех, кому мало адреналина". Однако магистраль М-20, до которой мы всё-таки добрались, существенно лучше автобана "Балтия", и мы успешно едем до реки Великая, которая в этом месте представляет собой цепь озёр. В данном конкретном случае речь идёт об озере Зверино: здесь ночёвка и подготовка к броску.
На следующий день мы без больших усилий подъезжаем к месту старта нашего путешествия – к Изборску. Это древний город, основанный, по легендам, Трувором. Для нас он – крайняя западная нижняя точка неправильного ромба, внутри которого и находится "северная Гиза".
Немного истории
Небольшое село Изборск, знаменитое своей крепостью, лежит в тридцати с небольшим километрах по шоссе к западу от Пскова. Это один из древнейших русских городов, упоминаемый в "Повести временных лет" под 862 годом в рассказе о призвании княжить на Руси трёх варяжских братьев, из которых, по легенде, "старейший Рюрик седе в Новегороде, а другой Синеус, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор". На княжение Трувора в Изборске намекает название "Труворово городище" – самое древнее укреплённое поселение в этих краях.
Легенда была закреплена Екатериной II, повелевшей отчеканить медаль в честь Трувора с изображением Труворова кургана.
Если влезть на высокий берег, где расположено кладбище, то открывается великолепный вид на Изборскую котловину с Городищенским озером, соединяющимся с речкой Сходницей и Мальским озером. Здесь, на границе с котловиной, и расположены знаменитые "Труворово городище" и крепость. Из всего "набора для туристов", в который входят Изборская крепость и Труворово городище, городской посад и большое курганное кладбище на Словенском поле, нас интересовало только последнее.
Здесь – самая западная курганная группа в нашей экспедиции, а главный в ней – курган Трувора. Вообще вся, если можно так выразиться, фортификация и архитектура Труворова городища практически копирует городище Синеуса в Белоозере, что подтверждает: строили их по одному проекту.
Свидетельствами древних времен и былой жизни старого городища дошли до нас каменные кресты и гигантские надгробные плиты в исторической части изборского кладбища, расположенного у городища. Древнейшие захоронения у самого края Труворова городища до сих пор остаются безымянными, хотя народная молва передаёт из века в век предание, что в старых могилах под огромными каменными плитами лежат воины легендарного Трувора, или Словена, или Избора, пришедшие на эту землю. А вот в той могиле, над которой стоит огромный каменный крест, чуть накренившийся от времени, похоронен совершенно точно сам Трувор, княживший в Изборске, как гласит "Повесть временных лет". Большой каменный крест (высотою больше двух метров) на краю кладбища так и называют "Труворов". Правда, учёные честно датируют его XIV-XV веками, хотя не понятно, зачем было монахам ставить крест над могилой язычника, умершего за пять столетий до них.
История древнего городища ещё полна тайн, которые, по свидетельствам местных жителей, охраняют змеи. Они стерегут древнее городище и могилы от охотников за золотыми кладами и археологическими реликвиями…
Мы получили то, что искали. Захоронения типа курганной группы в этих местах есть, и они широко распространены, а время подобных захоронений официально датируется первым тысячелетием нашей эры. Остальное – сказки и легенды. Но красивые.
Наш путь дальше. Вверх, в крайнюю северо-западную точку нашего ромба, к кургану святой Ольги.
По дороге заезжаем в Псков, бегло осматриваем Псковский Кремль или то, что из него сделали после войны силами неисчислимого количества реставраций.
Ноу комент, как говорят журналисты, хотя крепость всё же впечатляет.
2.
Движемся вдоль озёр Псковского и Чудского строго на север. Как тут не заехать в Кобылье-Городище! Именно с ним народная молва связывает знаменитое Ледовое побоище. То самое, в котором Александр Невский потопил, согласно учебникам истории, 17000 "псов-рыцарей". Местные легенды, несмотря на всю легендарность, гораздо более правдивы, чем наши учебники, а уж тем более эпохальный кинофильм сталинских времён. Несмотря на гениальность режиссёрской постановки Сергея Эйзенштейна и игру Николая Черкасова, к истории этот фильм имел весьма отдалённое отношение…
Местные знатоки показали нам крест в самом селе, поставленный в честь битвы, и новый мемориальный комплекс на берегу озера, который растёт, растёт, и вскоре, по нашему мнению, явит поражённым народам и знаменитый Вороний камень, и место битвы, да и самого народного героя в величественной бронзе и в полный рост. На наши вопросы о том, зачем, мол, тевтоны, да и сам Александр, тащились в апрельскую распутицу в эту глушь, дипломированные специалисты и в Москве и в Санкт-Петербурге стыдливо тупили глаза, а местные рассказали целую легенду.
По легенде этой, рассказанной старожилами Чудского края, камень, упоминаемый в летописях, имел название не Вороньего, а Воротного. И торчал он островом посреди озера, прикрывая трое водных ворот: на север в реку Нарову, на Восток к реке Великой, и на юг – ко Пскову. А на берегу стояла сторожевая крепость-городок, в коей и жила воротная дружина. Ещё до того, как Нарову перекрыла плотина и подняла уровень озера, по обрывистому склону песчаного мыса, размываемого волнами Чудского озера и сильными северными ветрами, было видно расположенное здесь древнее городище, большая часть которого сейчас уже находится в озере. По древнему преданию, уверенно говорят аборигены, здесь в XII-XIV веках был Псковский город Кобылинск. В ясную погоду на дне озера, на глубине, будто бы и сейчас виден даже фундамент церкви. А ранее, когда копал здесь Николай Рерих, то на откосе берега, при осыпях, находил он изразцы, кирпичи, обугленные брёвна и однажды даже золотой крестик.
Ещё знают доморощенные краеведы, что именно к Кобылинску шел отряд тевтонов человек так в тридцать с одной стороны, и дружина человек в пятьдесят во главе с князем Александром, с другой. Здесь они встретились. Сечи никакой не было, а перешли те тевтоны в дружину Александра Невского на службу, и службу ту несли здесь в Кобылинске, в Сыренце и в Гдове – пограничных крепостях. На вопрос, что ж тогда за побоище здесь было, чесали затылок и говорили, пожимая плечами, что сами их деды о том узнали только из знаменитого фильма Эйзенштейна и из листовок Красной армии.
Потом показали нам церковь старинной псковской архитектуры: одноглавую, византийского стиля, построенную из известковой плиты. Уверенно уточняя, что поставил её, кажется … князь Ольгерд! Вот так вот!!!
Выслушав всё это и записав, страшно удивившись такой информации, мы помчались дальше вдоль Чудского озера к тому месту, где из него вытекает река Нарова, соединяющая цепь озёр с Балтийским морем. Там по берегам и разбросана курганная группа, связанная с именем княгини Ольги – следующая цель нашего исследования.
3.
Среди населения Гдовского уезда с далёких времён ходило довольно много старинных преданий и сказаний о разных кладах и богатырских могилах, крайне фантастичных и неясных, противоречивших одно другому. Потому, очевидно, они и забывались позднейшими поколениями.
Отдельной строкою надо упомянуть легенды о курганах и жальниках. Жальники – это могильники славян и води (есть такой народ) веков так XI-XIV, в народе же зовут их обыкновенно мóгилами, а курганы сопками, гремьями и просто холмами. Так вот, предания старины глубокой на эту тему передаются из поколения в поколение. Видимо, есть в них посконная правда.
Сыренец и Ольгин Крест относятся к таким незабываемым местам.
Приближаясь к селу Сыренец со стороны Чудского озера или по реке Нарове, сразу же обращаешь внимание на развалины старинной крепости у истока реки на берегу. Постройку крепости осуществил ливонский орденский Мастер, то есть Магистр Госвин фон Нерикс в 1349 году, а сразу же по окончании строительства крепость разрушили русские войска. Восстанавливали её таллиннские мастера довольно продолжительное время; работы закончились только в 1442 году. По крайне мере так рассказывают историки. Потом её опять взяли русские, в 1558 году, во время Ливонской войны. Почему же она с давних пор носит название Сыренск-Сыренец, о том история молчит. Местность эта кругом окружена водой: Чудское озеро, реки Нарова и Ямская Струга, в остальных местах болото. Сам Сыренец расположен в низине, вследствие чего здесь постоянно ощущается сырость. Ну да ещё местные знатоки сохранили память, что стояла здесь пограничная крепостишка с русской дружиной с таким же названием.
Да, пожалуй, вот и всё о ней.
Красивой романтикой русской старины овеяна и другая местность в центре Принаровья, называемая Скарятина Гора: на её вершине высится Кресто-Ольгинский погост. Сейчас, когда пишутся эти строки, про этот памятник древнерусского зодчества приходится говорить только в прошедшем времени, от него не осталось даже развалин. Немецкие бомбы в Отечественную войну сравняли всё с землёй.
А до этого несчастья толстые стены маленькой Никольской церкви, выстроенной в 1237 году, пережили многие века, были свидетелями больших потрясений, горя и радостей государства Российского. Как опять же рассказывают старожилы, своды купола церкви поддерживали массивные каменные колонны в обхват четырёх взрослых людей. Построенная в псковско-новгородском стиле, она хранила изумительные шедевры древней иконописи. Так, например, там были иконы Девы Марии, Иосифа и Спасителя, написанные более пятисот лет назад. Всеобщее внимание приковывали к себе иконы "Моление о чаше" и "Никола-чудотворец". Церковь имела высокий узкий купол со слуховыми отверстиями, а в самом верху находилось изображение "Всевидящего ока".
Вернемся же к народным преданиям. Несколько сот лет тому назад берега Наровы в этом месте были мало обитаемы. Их покрывали дремучие леса. В густой чаще водились дикие звери в таком количестве, что местность между Ольгиным Крестом и деревней Степановщиной с незапамятных времён и по сие время называют "Зверинец".
Киевская княгиня Ольга, жена князя Игоря, стоявшая во главе древнерусского государства в годы малолетства её сына Святослава Игоревича, часто совершала поездки по Руси. Родиной же её была деревня Ольженец в 12 верстах от Пскова. Поэтому неудивительно, что княгиня совершала с дружиной наезды в эту сторону, охотилась и сама собирала дань.
Местом охотничьего лагеря княгини Ольги и её свиты был Ольгин остров. Как-то раз, при переправе через реку, чёлн опрокинулся, сопровождавший княгиню дружинник Илья погиб, а сама Ольга чудом спаслась. Дружинника похоронили на высоком холме, возле деревни Степановщина, и холм этот действительно исстари носит название Ильина гора. В церкви рядом находился вытесанный из дикого камня крест, который по преданию был водружён на сем месте Святой Княгиней Ольгою в бытность её на рыбной ловле и звериной охоте. Потому, мол, и село называется "Ольгин Крест", и местность около села "Зверинец", а местность по другую сторону реки Наровы носит название "Князь-село", будто здесь временно находились князья, сопровождавшие Ольгу в походах. Такая у народа память, и в логике ей не откажешь.
В продолжение многих десятилетий на самом погосте, на окружающих его холмах, в близлежащих оврагах производили раскопки археологические экспедиции, частные лица и даже крестьяне окрестных деревень. Тут находили кольца и старинные монеты, в том числе монету с квадратным отверстием в середине и китайскими письменами, бронзовый перстень с изображением крылатого коня.
Летом 1938 года на погост приезжала группа студентов археологического кабинета Тартуского университета. Во время раскопок недалеко от Кресто-Ольгинской церкви студенты обнаружили древний курган со множеством скелетов. Были найдены бронзовые браслеты, броши, относящиеся к XII столетию.
Интересно, что следы исторических находок ведут на порядочное расстояние от Кресто-Ольгинской Церкви. Так, в 8 км, в деревне Кондуши, во время постройки народного дома обнаружили старинное кладбище. При раскопках нашли несколько монет времён князя Владимира (988) и старинное оружие – секиры. Ещё до революции, в 1901 году, в этих местах было вскрыто пять курганов; из них третий, обложенный по подошве не сплошным кольцом камней, весьма походил на зиккурат.
Всё это мы узнали из рассказов и письменных материалов. Потому как, во-первых, это погранзона и попасть сюда весьма проблематично, а во-вторых, практически всё было уничтожено во время войны.
Дальнейший наш путь – в самый центр "северной Гизы".
4.
Центр "северной Гизы", как и следовало ожидать, находится на оси именно того самого Нильско-Лапландского меридиана. Именно тут возвышается курган самого Рюрика, родоначальника северных правителей. Далеко на Ниле, в Долине мёртвых, усыпальницы правителей юга – фараонов, здесь – у Балтийского моря – Долина мёртвых северных владык. Эта, если так можно выразиться, долина простирается на сотни километров и включает в себя десятки курганов. В самом центре её могила того, от кого пошёл весь род – князя Рюрика. Его усыпальница называется Шум-гора. Шум-гора входит в комплекс так называемых Оредежских сопок, растянувшихся на километры в междуречье Луги и Оредежа. Общее количество сопок (курганов) более шестидесяти, не считая сотни жальников, разбросанных вокруг.
Итак, наш путь туда. В районе Луги сворачиваем с магистрали М-20 и дальше едем просёлками. Кстати, навязшая в зубах, поговорка о дураках и дорогах подтверждает только огромное наличие дураков, её повторяющих. Просёлочные дороги центральной Руси, не в пример её же магистралям, выше всяких похвал. Наверное, это заслуга местных властей. Небольшой пробег по просёлкам через села и деревни Новгородчины, и вот справа от нас вырастает самый высокий курган Европы. Он действительно впечатляет: огромный зиккурат (ступенчатая пирамида) высотой 15 м и в диаметре около 80 м, виден издалека.
Вообще непонятно, почему его не взяли в оборот туристические компании и не кричат о нём средства массовой информации. Может, этот объект вообще выпал из поля зрения мировой общественности?
Нет. Это совеем не так. На протяжении 2003 года специализированные СМИ несколько раз сообщали о разведывательных археологических работах в Батецком районе Новгородской области. А вот 8 июля 2003 года на вершине Шум-горы были отрыты две каменные плиты, украшенные монограммой. Монограмма эта напоминает знаки Карла Великого и Карла II Лысого, монограмму византийских Палеологов, в общем, очень похожа на трезубец Рюриковичей, что на перстнях Всеволода, сына Ярослава Мудрого, хранящихся в фондах Британского музея.
Но самым для нас важным в исследованиях Шум-горы оказалось то, что по официальным этнографическим данным сопка на самом деле считается могилой первого русского князя Рюрика.
Мы ещё до поездки подняли ряд документов и обнаружили несколько сообщений, свидетельствующих о достаточно интересной тайной жизни окрестностей Шум-горы в XX веке. В некоторых западноевропейских книгах, именуемых "конспирологическими", имеются указания об интересе к памятникам тайной истории со стороны нацистских учёных. Традиционно здесь усматривают след научно-исследовательского общества СС "Аненербе" ("Наследие предков"). Понятно, что эта организация вполне могла заинтересоваться Шум-горой, тем более, что в "Аненербе" существовал "Исследовательский отдел насыпных обитаемых холмов" под руководством Вильгельма Хаарнагеля. Однако в Третьем Рейхе таинственные места земли изучало не единственное учреждение. "Конкурирующая", если можно так сказать, с "Аненербе" структура сформировалась в начале Второй мировой войны и функционировала под названием Оперативный штаб "Рейхсляйтер Розенберг". Среди функциональных обязанностей Оперативного штаба было "взятие под контроль свидетельств германо-немецкого влияния на культуры местных народов и выявление элементов индогерманского происхождения в духе того или иного народа".
Для примера, интересы сотрудников "штаба Розенберга" распространялись, на развалины последнего оплота еретиков-катаров на юге Франции – замка Монсегюр.
В случае же с "Рюриковой могилой" всё оказалось убедительно и непросто. Сведения о нацистской экспедиции в эти места сохранились в Службе регистрации архивных фондов Управления федеральной службы безопасности PФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Действительно, летом 1942 года под руководством немецких властей в местечке Надбелье производились раскопки сопок под видом изучения исторических данных этой местности. На самом деле учительница Торковичской школы Оредежского района Е.С. Булыго рассказала немцам, что в летописях упоминается о похоронах в этой местности князя Рюрика в золотом гробу. Раскопки продолжались свыше двух месяцев и никаких результатов не дали, что и понятно, ведь расстояние от Надбелья до Шум-горы примерно 33 км. Вот с какой точностью сориентировала немцев сельская учительница…
И вот теперь курган перед нами.
С его высоты видна часть Долины мёртвых с разбросанными вокруг более мелкими курганами. Ходят слухи, что внутри самой Шум-горы учёные обнаружили усыпальницу и идущий от неё ход к реке Луга. Местные добавляют, что в камере стоит золотой гроб, вокруг в нишах сидят 12 дружинников князя и у ног каждого стоит бочка с серебром или золотом, а по подземному ходу стелется золотая цепь. Правильно: если уж хоронить князя, то на золотом коне, в золотой ладье и с бриллиантовой короной на голове. И, разумеется, проклятья на головы покусившегося на покой князя и змеи на страже…
Согласно рассказам, зиккурат на всех своих ступенях (впрочем, как и на склонах) выстелен белоснежными плитами известняка. Решили убедиться. Копнули. Молнии не ударили, змеи не выползли. Копнули далее. На глубине примерно с метр под слоем дёрна действительно нашли остатки известняковых плит, но что самое удивительное, и остатки изразцов. То есть пирамида могла быть покрыта известняково-изразцовым покрытием. Если это так, то пирамиды Египта отдыхают!!!
Копать дальше не стали, решили не стоит искушать судьбу. Кстати, камни со знаками Рюриковичей, известные в среде археологов под названием "затворных камней", тоже были в своё время возвращены на место, а сверху их прикопали землёй и дёрном.
Надо пояснить: по поверью, название Шум-гора происходит оттого, что если пришёл человек недобрый, гора начинает шуметь, как будто поезд едет. Мы поездов не слышали, значит, князя не сердили и духов не обижали.
После Шум-горы поехали на жальники. Они находятся неподалёку, в местечке с говорящим названием Могилы, чуть дальше Дедова. Это целая россыпь маленьких сопочек из камней с дырками сверху. Дырки размером с человека. Учёные сообщают, что это славянские захоронения времён Рюрика. Таким образом, наши предположения, что в центре "северной Гизы" находится основная масса могильников, подтвердились, и разбросаны они все вокруг центральной усыпальницы главного действующего лица древнейшей истории Руси – родоначальника рода Рюриковичей. Пока мы не трогаем версию, что практически все правители Европы и передней Азии входили в этот род.
Теперь наш путь к восточному верхнему углу ромба, в Старую Ладогу – бывшую столицу Рюрика, к кургану Вещего Олега.
5.
Очень телеграфно – о маршруте к Старой Ладоге. Он был какой-то ломанный и петляющий. Про такой говорят "лешак водил". Сначала мы заскочили в Иван-город, потом в Стрельню, затем в Питер и Шлиссельбург и, наконец, по магистрали Санкт-Петербург – Мурманск, М-18, носящей громкое имя "Кола", направились в нужное нам место. Надеемся, автобан был назван не в честь Кока-Колы или Пепси-Колы. Хотя у нас всякое бывает. Свернули с этой "Колы" у Новой Ладоги на Волхов и уже вдоль самой реки Волхов добрались до курганной группы у посёлка Старая Ладога.
Вот она, курганная группа, перед нами. И небольшое село с названием Старая Ладога на крутом берегу реки Волхов...
Вернёмся мысленно к самым древним временам.
Гардарикой – страной городов – называли древнюю Русь, во всяком случае, так повелось переводить это название с лёгкой руки Карамзина. Мы же переводим его, как "страна под защитой владыки", от слов "гарда" – защита и "рик" – властитель.
Именно в Ладоге сидел этот властитель, давший защиту северному краю. Здесь стоял княжеский стол легендарного Рюрика, основателя правившей в России до XVII века династии. Да и не только в России. Имя его и история прихода на Русь с братьями также окутаны легендами и версиями, породившими большое количество научных работ и споров. А смерть Рюрика? А место его погребения?.. Тайны, тайны, тайны... Именно их мы и пытаемся приоткрыть.
По одной из версий, варяг Рюрик был зван на княжение в Русь вместе с двумя братьями Трувором и Синеусом: "И избраша трие брата с роды своими и придоша к словенам первое и срубиша город Ладогу и селе старейший в Ладозе Рюрик".
Трувор "сел" в Изборске под Псковом. Там мы уже были. Синеус стал править в Белоозере на реке Шексне. Там мы были прошлым летом.
Многие историки, правда, считают, что не было у Рюрика (Рурика) братьев, что пришёл он со своими дружинниками. Но год его прихода в богатейшую Ладогу известен – 862-й. Почему он пришёл, кем был зван? Со времён Петра I историки пытаются объяснить необходимость призвания к нам варягов. На этом вопросе возникли два течения – западнофилов и русофилов. По версии западнофилов, жизнь народов Северо-запада России была неспокойна: "И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали они тогда: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к Руси".
Но есть и другая версия. Задолго до прихода Рюрика несколько поколений князей занимали престолы в южном Приладожье. Им приходилось часто биться за свои территории с варягами, и при князе Буревом врагам удалось захватить Ладогу и окружающие её земли. Но сын Буревого Гостомысл сумел вернуть словенские земли, и наши предки стали "сами собой владеть". После его смерти среди славян начались распри, междоусобица. Шла борьба за престол, который с уходом из жизни князя Гостомысла остался свободным. Четверо его сыновей погибли. А трёх своих дочерей князь выдал замуж за заморских правителей. Таков уж обычай – равный роднится с равным. И чтобы прекратить внутренние раздоры, старейшины обратились к сыновьям одной из дочерей князя Гостомысла Умилы, к внуку уважаемого всеми князя, то есть прямому наследнику, в жилах которого текла вполне славянская кровь. Но это тоже только версия.
Однако доподлинно известно, что именно Рюрик заложил каменную крепость в Ладоге – мощное оборонительное сооружение. Крепость встала на мысе, где река Ладожка впадает в Волхов. До начала ХVIII века её перестраивали и укрепляли. С XV века до середины XVIII века в ней существовал Георгиевский застенный мужской монастырь. Иноки монастыря одновременно были и воинами.
И вот мы подъезжаем к ней – к первой столице Руси – со стороны озера Ладога, с севера, и нас встречает урочище Сопки. Здесь под самым большим курганом покоится родственник князя Рюрика – Олег. В литературе он получил мистическую приставку Вещий.
Сюда Олег пришёл после победоносного завершения своего очередного, но, увы, последнего похода на Царьград. И здесь "принял смерть от коня своего". Кудесники предрекли Олегу смерть не в бою и не от старости, а от любимого коня. Повелел князь отправить коня из Киева в Ладогу с приказом постоянно заботиться о любимом боевом соратнике, с которым участвовал не в одном сражении. Что было дальше, известно: по возвращении из похода, узнав, что конь умер, князь решил посмотреть на его останки, из черепа коня выползла змея и... "вскрикнул внезапно ужаленный князь". Похоронили Олега на крутом берегу Волхова, и над местом захоронения поднялся огромный курган. Он за промчавшиеся с тех пор 1091 год наверняка стал меньше, но и современные его размеры впечатляют.
Рядом с этой могилой – ещё несколько курганов, правда, поменьше. Там тоже лежат воины.
Есть и другие земли, которые оспаривают место последнего приюта князя Олега. Киевляне считают, что он предан земле на Днепре, а в конце XIX века одна из археологических экспедиций работала в нынешнем городе Волхове и, вскрыв огромную сопку, обнаружила грунтовое захоронение. Судя по количеству находок, можно было говорить о захоронении не простого жителя какого-либо поселения, а князя. Например, Олега. Что и предположил возглавлявший работы генерал Н. Бранденбург. Но ладожане уверены, что князь-воин Олег лежит именно у них, и что именно на берегу Волхова с ним прощались те, кто воевал под его началом.
Летописи рассказывают, что, умирая в 879 году, Рюрик поручил Олегу воспитание своего малолетнего сына до его совершеннолетия. Олег 33 года властвовал, воевал, побеждал, проигрывал, облагал данью соседей. И все эти 33 года в летописях почти нет упоминания о князе Игоре. Загадочна смерть Олега: яд змеи, или...?
Маленького Игоря Олег держал в Ладоге. Позже, на протяжении 32-х годов правления князя Игоря, Ладога поставляла ему воинов, деньги, снаряжение. Уже в очень серьёзном возрасте у Игоря и Ольги появился сын Святослав, осиротевший в детстве. Всем нам известна участь князя Игоря и имя его вдовы Ольги, которая на время стала правительницей Руси при своем малолетнем сыне. На её кургане мы с вами тоже уже побывали. И, может быть, в Ладоге Ольга готовила сына к будущему княжению, делясь собственным государственным опытом, рассказывая о предшественниках – Олеге и Рюрике.
Неподалёку от могилы Олега начинаются лабиринты ладожских подземных ходов. Память народная утверждает, что в одной из дальних пещер на цепях в золотом гробу спит легендарный князь. Что его пещера наполнена, естественно, золотом и драгоценностями.
Мы покинули пределы курганной группы и, преодолев около километра к северу от так называемой Олеговой могилы, занялись поисками входа в подземный город. Пошёл мелкий дождь, и небо затянуло тучами. Похоже, первый раз за всю поездку духи предков были недовольны. В полусотне метров от берега Волхова мы нашли два входных отверстия, за которыми скрывается около 7,5 км лабиринта. Говорят, что ход идёт отсюда в дальние дали, чуть ли не в Господин Великий Новгород. На такой поход сил у нас не хватило, впрочем, и на поиск золотого гроба тоже. Однако успели заметить впечатляющие ходы в рост человека высотой, с промежуточными залами, от которых ответвляются такие же ходы в разные стороны.
Выбравшись наружу под мелкий моросящий дождь и переодевшись в сухое, мы взяли курс на Новгород Великий. В авто – оно удобнее.
6.
В Новгороде, за столиком в гостинице у крепостных валов, мы подняли материал по нашему прошлогоднему путешествию на Белоозеро. Спешили убедиться, что курганов мы там вообще не нашли, тем более кургана Синеуса.
Сведения, что он таки там был, имеются. Наши телевизионщики в своей экспедиции "Космопоиск" даже тот курган искали, нашли одни ямы. Про курган же если и есть что реальное, так это картинка в дореволюционном учебнике истории с подписью "Курган, известный под названием Синеусов близ Белоозера". Да ещё страшный рассказ о комиссарах, повествующий, что вроде бы, когда после 1917 года одичавший народ и безбожные власти решили использовать песок из кургана для строительства в округе, то половину холма срыли, а в оставшейся части выкопали погреб, укрепив его бревнами. Получилось у них "самое крупное картофелехранилище" в тех краях. Однако "картофель в одночасье загнил и превратился в источник смрада. Сруб тоже подгнил и обрушился в пузырящееся месиво. На месте холма образовалась яма". Всё это – россказни на уровне всех прочих модных в недавнее время "воспоминаний очевидцев" об ужасах красной власти. Чего стоит хотя бы рассказ Белозерский краеведа А.Г. Лапина. Цитируем дословно. "… Дух Синеуса, потревоженный большевиками, поселе бродит по округе и заманивает гробокопателей в помойную яму на вершине. Десятки трупов вытащили оттуда местные колхозники". Проклятие фараонов по сравнению с этим просто жалкая страшилка из пионерлагеря.
Однако, что же делать с могилой Синеуса на Белом озере? Должна она там быть, или нет?
Археологи отмечают, что Белоозеро – один из древнейших среди поселений на Шексне русский город, центр Белозерского края. Он упомянут на первых страницах летописи под 862 годом. По легенде, именно здесь княжил брат Рюрика Синеус. Однако те же археологи говорят, что, возможно, летописное Белоозеро находилось не тут. В одном из местных летописцев XVI века сохранилось предание, что Синеус "сидел" в Киснеме, на северном берегу озера. Третьим претендентом на роль раннего Белоозера оказывается поселение Крутик у деревни Городище Кирилловского района.
Так что уж тут говорить про курганы, найденные в виде ям прозорливыми поисковиками.
Да и вообще курганов в том крае не густо. У деревни Куреваниха Устюженского района были вскрыты пять погребений мужчин. Так то и не курганы. Их определили, как могильники викингов, забыв, видимо, по запарке, что викинги по закону Одина своих покойников сжигали. Герой должен был со священным дымом отправиться в Вальхаллу. Да ещё раскопали могильники в Чагодощенском районе у деревни Стулово, это там, где Варшавский шлюз-I. С натяжкой дали им название длинных курганов. Да и всё! Ну, нет тут курганов, хоть тресни!
Нет и курганной группы рядом с предполагаемым курганом Синеуса, то есть маленьких таких картофелехранилищ...
И тут до нас дошло! Неважно ведь, что, например, Клеопатра умерла в Александрии. Хоронить её должны были в Гизе, поскольку место успения фараонов – в сакральной точке. Значит, незачем нам искать усыпальницу Синеуса на берегах Белоозера, ибо он похоронен в "северной Гизе". Так всё стало на свои места, а границы Долины мёртвых обозначились чётко. С запада – это цепь озёр: Псковское, Чудское и река Нарова. С севера Нева и Ладога. С востока Волхов, и с юга Луга. Вот здесь и хоронили правителей Руси во времена Рюрика. Здесь, на тридцатом меридиане, так же, как и в Египте.
Мистика? Отнюдь нет.
Двое членов нашей экспедиции по первому образованию геологи, которые достаточно хорошо знают, что по тридцатому меридиану проходит так называемый, Нильско-Лапландский линеамент.
О чём речь? Линеаментом в геологии называют границу резкого изменения параметров географической среды, геологической структуры, геофизических полей. В строении земной коры подобная тектоническая структура проявляется как зона разломов, которая наделяет кору повышенной проницаемостью. Следует помнить, что в силу многочисленных ответвлений и пересечения с другими разломами, зона влияния линеамента нередко выходит за пределы его генеральной ширины.
С точки зрения истории, расположение столиц вдоль линеамента можно объяснить наличием важнейших торговых и военных путей, включая естественные коммуникации Нил и Днепр. Этот конкретный Нильско-Лапландский линеамент разграничивает рельеф Европы и Азии: вдоль него протянулись труднопроходимые территории. В Скандинавии это водораздел, в районе Чудского озера – Полесья – заболоченная равнина, южнее – Карпаты, Балканы, горные районы Малой Азии, Сирийская и Аравийская пустыни. Но на этой естественной границе существуют удобные для коммуникаций проходы: район Суэца, район Северной Сирии, Босфор и Дарданеллы, район Киева (благодаря специфике гидросети), гидросеть в районах Новгорода Великого и Санкт-Петербурга. За контроль над этими проходами издревле велись войны.
Так что никакой мистики, одна сплошная география.
Мистичным можно было бы счесть только то, чтос контурами Нильско-Лапландского линеамента, протянувшегося с юга Африки до севера Скандинавского полуострова, странным образом совпадает так называемая "линия апостола Андрея".
В историческом сказании "О зачатии и здании царствующего града Санкт-Петербурга" особо подчёркнута роль села Друзино (Грузино). По церковному преданию, апостол Андрей, посетив киевские холмы и Словенск (предшественник Новгорода), пророчески водрузил свой жезл не в самом селе Грузино, а ниже по течению, указывая направление, где появится столица Северного царства.
Но согласно средневековым источникам, апостол основал также престол в городе Византии, давший начало Константинопольскому патриархату.
Короче, если проследить маршрут святого Андрея, то мы увидим чёткую вертикальную линию, восходящую с юга на север: от Византии через Крым, по течению Днепра к местоположению Киева (греческого Борисфена) и далее к будущим Новгороду, Старой Ладоге, Петербургу. Конечно, археологически завизировать "линию святого Андрея" удаётся далеко не по всей её длине, особенно если учесть легенды о его путешествии на север и основании им Валаамова монастыря.
Проанализировав это всё еще раз, мы с чувством выполненного долга выпили заготовленную бутылочку и на следующий день отправились гулять по улицам Господина Великого Новгорода. И первым же нашим открытием стал Алексеевский крест в Софийском соборе, установленный здесь в честь победы на Кулаковском поле.
Вот те на! Новгородцы-то в Куликовской битве участия не принимали!
Но это уже другая история с географией.